Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Тенденции 12 № 1 5 0 (26278) ОСТОРОЖНО, ФЕЙК! Страница подготовлена в рамках совместного проекта «Липецкой газеты» и «Российской газеты». Ч ем отличается Цифровая образовательная среда от дистанционного обуче ния? Ждет ли школы тотальное погружение в онлайн? Почему аргумент «мы и без компьюте ров учились хорошо» — уже не работает? В Минпросвещения опровергли восемь самых попу лярных мифов о дистанционном обучении, которые ходят в соц сетях и родительских чатах. МИФ 1 «Есть документы, которые на законодательном уровне закреп- ляют дистанционный формат, а традиционная система образова- ния будет ликвидирована». Это неправда! Есть феде ральный проект «Цифровая об разовательная среда» нацпроек та «Образование», который предусматривает техническое оснащение всех школ, обес печение их широкополосным Интернетом и качественными учебными материалами. Он не предполагает всеобщего пере хода на дистант. Не существует и не может существовать никаких офици альных документов о тотальном переходе на удаленную форму получения знаний. Ни один за кон не сможет перевести очное образование, гарантированное государством, в дистанционное или заочное. Это не пропустит ни один законодательный ор ган, подчеркнули в Минпросве щения. МИФ 2 «Цифровая образовательная среда (ЦОС) и дистанционное об- разование — одно и то же». Цифровая образовательная среда — это оснащение школ современной техникой и связью, создание обучающих сервисов. Все это нужно для того, чтобы обеспечить качественным об разованием всех детей без ис ключения. И не важно, где они живут: в мегаполисе или самом отдаленном поселке. ИнструментыЦифровой об разовательной среды это— элек тронные дневники, интерак тивные доски, качественные видеоматериалы, которые по казывает учитель на уроке, и многое другое. Все это будет ис пользоваться на очных уроках! И даже если ребенок по какой-то причине не может посещать за нятия (например, болеет), благо даря ЦОС он сможет смотреть урок по видео. Почему тогда родился этот миф? Просто во время вы нужденного дистанционного обучения многие школы нача ли пользоваться новой инфра структурой, которая уже создает ся. Отсюда — и путаница. МИФ 3 «Развитие ЦОС— первый шаг к полному переходу обучения в он- лайн-формат». Никто не собирается вводить дистанционное обучение для всех школьников на постоян ной основе. Всегда был и будет небольшой процент детей, ко торые вынуждены (чаще всего по состоянию здоровья) учиться удаленно. Инструменты ЦОС им помогут. Семья обладает преиму щественным правом в выборе формы и места получения об разования, подчеркнули в Мин просвещения. Сейчас перевод школ или отдельных классов на обучение с использованием ди станционных технологий проис ходит из-за эпидемиологической ситуации в конкретном регионе. Решение о переходе принима ет регион. Это временная мера, продиктованная исключительно заботой о здоровье детей, учи телей и членов их семей. МИФ 4 «Цель ЦОС — сокращение числа школ и учителей». ЦОС создается для учи теля, а не вместо него. Никто не может заменить педагога и живое общение в школе. Циф ровая образовательная среда разгрузит учителей от рутины: бумажной отчетности, про верки однотипных домашних заданий. Современные инстру менты помогут сделать очные уроки интереснее с помощью качественных видеоматериа лов, интерактивных заданий и т.п. У педагога появится больше времени и сил на общение с детьми. МИФ 5 «Цифровизация снижает уро- вень знаний детей». Это неправда! Научно до казано: современные методы обучения повышают эффек тивность обучения и уровень знаний школьников. Главное — правильно их применять. Совре менным «цифровым» детям уже сложно воспринимать длинные монологи учителя у доски. Но вая тема «пойдет» гораздо легче, если показать им увлекательный учебный фильм, сделанный с использованием 3D-графики и эффектов. Плюс ко всему, циф ровые технологии помогают за меньшее время приобрести больше знаний. Наглядный пример: за то время, что ученик, перепи сывая из учебника в тетрадь упражнение, вставит пять про пущенных букв, он смог бы пройти интерактивный тест, вставив 50 пропущенных букв. Во втором случае он лучше за крепит пройденный материал. В этом помогут и «всплываю щие» правила в случае невер ного ответа, и игровая форма с набиранием баллов (вместо скучного переписывания) . Современные методы помогут повысить интерес школьников к знаниям, повысить эффек тивность обучения. МИФ 6 «Если на создание Цифровой образовательной среды плани- руется потратить 1,5 миллиарда евро, значит, все-таки готовится переход на всеобщий дистант». Это неправда! Техническое оснащение школ (а их у нас в стране больше 40 тысяч) стоит недешево, но без него сегодня хо рошее образование невозможно. Создание качественного, соот ветствующего государственным стандартам, одобренного экс пертами контента тоже требует затрат. Отдельная забота — со здание безопасной системы, ко торуюне смогут взломать хакеры. Бе з т аких инв естиций сложно достичь главных целей нацпроекта «Образование» — вхождения России в десятку лидеров по качеству общего об разования. Добиться таких ре зультатов в условиях всеобщего дистанта невозможно. Минпро свещения России точно не заин тересовано в глобальном пере ходе на удаленку, подчеркивает ведомство. МИФ 7 «Мы учились по учебникам, а не за компьютером, и все было хорошо. Поэтому Цифровая об- разовательная среда не нужна». Этот аргумент относится к прошлому, а не к современно сти. Раньше все пользовались дисковыми проводными теле фонами: попробуйте убедить ваших детей, что сегодня можно обойтись без мобильных теле фонов! Сегодня количество про фессий, где не требуется владе ние компьютером, стремительно сокращается, а к тому моменту, когда нынешние дети закончат школу, таких рабочих мест мо жет вообще не остаться, отмети ли в Минпросвещения. Мы хо тим создать абсолютно для всех школьников равные условия для получения качественных знаний и навыков. Только так можно обеспечить им лучшее будущее, а значит, и хорошие перспекти вы для всей страны. МИФ 8 «В Интернете уже есть много обучающих платформ, можно пользоваться ими. Тратить госу- дарственные деньги на новые не нужно». Это не так. В Интернете дей ствительно уже много обучаю щих платформ. Но пока нет та кой, которая была бы абсолютно безопасна для детей, содержала только проверенный и одобрен ный экспертами контент, предо ставляла информацию по всем предметам и на все темы. Такая платформа еще только создается, она будет называть ся «Моя школа», подчеркнули в Минпросвещения. Во время дистанционного обучения мно гие пользовались похожими платформами: РЭШ, МЭШ и другими. Они, конечно, очень помогли не прерывать обучение, но пока еще не проработаны до конца, поэтому мы создаем госу дарственнуюплатформу, которая будет отвечать всем требованиям, и пользоваться ею школьники и учителя будут бесплатно. Фото Кирилла Кравцова /ТАСС Цифровая образовательная среда разгрузит учителей от рутины. Современные инструменты помогут сделать очные уроки интереснее. Минпросвещения опровергло мифы о дистанционном обучении. Ксения Колесникова ТЕМ ВРЕМЕНЕМ Опубликовано Постанов- ление Правительства РФ «О проведении экспе- римента по внедрению цифровой образователь- ной среды». Он начинался 10 декабря 2020 года и продлится до конца 2022 года. Как сообщи- ли в Минпросвещения, среди основных принци- пов ЦОС — безопасность, приоритет отечественным технологиям. Внедрением будут заниматься Мин- просвещения, Минцифры, органы исполнительной власти субъектов РФ, ор- ганы местного самоуправ- ления. Минпросвещения разработает и согласует с Минцифры соответству- ющую «дорожную карту». Постановление реализу- ется в рамках федераль- ного проекта «Цифровая образовательная среда» нацпроекта «Образова- ние». — Этот документ, прежде всего, призван гарантиро- вать всем учащимся, вне зависимости от того, где они живут, равные усло- вия для получения каче- ственного образования. Внедрение ЦОС никоим образом не подменяет собой традиционный, очный формат обучения как ключевой для россий- ской системы образова- ния, — прокомментировал министр просвещения Сергей Кравцов. В условиях пандемии уроки онлайн помогают не отстать от программы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz