Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Тенденции 12 № 1 5 0 (26278) ОСТОРОЖНО, ФЕЙК! Страница подготовлена в рамках совместного проекта «Липецкой газеты» и «Российской газеты». Ч ем отличается Цифровая образовательная среда от дистанционного обуче­ ния? Ждет ли школы тотальное погружение в онлайн? Почему аргумент «мы и без компьюте­ ров учились хорошо» — уже не работает? В Минпросвещения опровергли восемь самых попу­ лярных мифов о дистанционном обучении, которые ходят в соц­ сетях и родительских чатах. МИФ 1 «Есть документы, которые на законодательном уровне закреп- ляют дистанционный формат, а традиционная система образова- ния будет ликвидирована». Это неправда! Есть феде­ ральный проект «Цифровая об­ разовательная среда» нацпроек­ та «Образование», который предусматривает техническое оснащение всех школ, обес­ печение их широкополосным Интернетом и качественными учебными материалами. Он не предполагает всеобщего пере­ хода на дистант. Не существует и не может существовать никаких офици­ альных документов о тотальном переходе на удаленную форму получения знаний. Ни один за­ кон не сможет перевести очное образование, гарантированное государством, в дистанционное или заочное. Это не пропустит ни один законодательный ор­ ган, подчеркнули в Минпросве­ щения. МИФ 2 «Цифровая образовательная среда (ЦОС) и дистанционное об- разование — одно и то же». Цифровая образовательная среда — это оснащение школ современной техникой и связью, создание обучающих сервисов. Все это нужно для того, чтобы обеспечить качественным об­ разованием всех детей без ис­ ключения. И не важно, где они живут: в мегаполисе или самом отдаленном поселке. ИнструментыЦифровой об­ разовательной среды это— элек­ тронные дневники, интерак­ тивные доски, качественные видеоматериалы, которые по­ казывает учитель на уроке, и многое другое. Все это будет ис­ пользоваться на очных уроках! И даже если ребенок по какой-то причине не может посещать за­ нятия (например, болеет), благо­ даря ЦОС он сможет смотреть урок по видео. Почему тогда родился этот миф? Просто во время вы­ нужденного дистанционного обучения многие школы нача­ ли пользоваться новой инфра­ структурой, которая уже создает­ ся. Отсюда — и путаница. МИФ 3 «Развитие ЦОС— первый шаг к полному переходу обучения в он- лайн-формат». Никто не собирается вводить дистанционное обучение для всех школьников на постоян­ ной основе. Всегда был и будет небольшой процент детей, ко­ торые вынуждены (чаще всего по состоянию здоровья) учиться удаленно. Инструменты ЦОС им помогут. Семья обладает преиму­ щественным правом в выборе формы и места получения об­ разования, подчеркнули в Мин­ просвещения. Сейчас перевод школ или отдельных классов на обучение с использованием ди­ станционных технологий проис­ ходит из-за эпидемиологической ситуации в конкретном регионе. Решение о переходе принима­ ет регион. Это временная мера, продиктованная исключительно заботой о здоровье детей, учи­ телей и членов их семей. МИФ 4 «Цель ЦОС — сокращение числа школ и учителей». ЦОС создается для учи­ теля, а не вместо него. Никто не может заменить педагога и живое общение в школе. Циф­ ровая образовательная среда разгрузит учителей от рутины: бумажной отчетности, про­ верки однотипных домашних заданий. Современные инстру­ менты помогут сделать очные уроки интереснее с помощью качественных видеоматериа­ лов, интерактивных заданий и т.п. У педагога появится больше времени и сил на общение с детьми. МИФ 5 «Цифровизация снижает уро- вень знаний детей». Это неправда! Научно до­ казано: современные методы обучения повышают эффек­ тивность обучения и уровень знаний школьников. Главное — правильно их применять. Совре­ менным «цифровым» детям уже сложно воспринимать длинные монологи учителя у доски. Но­ вая тема «пойдет» гораздо легче, если показать им увлекательный учебный фильм, сделанный с использованием 3D-графики и эффектов. Плюс ко всему, циф­ ровые технологии помогают за меньшее время приобрести больше знаний. Наглядный пример: за то время, что ученик, перепи­ сывая из учебника в тетрадь упражнение, вставит пять про­ пущенных букв, он смог бы пройти интерактивный тест, вставив 50 пропущенных букв. Во втором случае он лучше за­ крепит пройденный материал. В этом помогут и «всплываю­ щие» правила в случае невер­ ного ответа, и игровая форма с набиранием баллов (вместо скучного переписывания) . Современные методы помогут повысить интерес школьников к знаниям, повысить эффек­ тивность обучения. МИФ 6 «Если на создание Цифровой образовательной среды плани- руется потратить 1,5 миллиарда евро, значит, все-таки готовится переход на всеобщий дистант». Это неправда! Техническое оснащение школ (а их у нас в стране больше 40 тысяч) стоит недешево, но без него сегодня хо­ рошее образование невозможно. Создание качественного, соот­ ветствующего государственным стандартам, одобренного экс­ пертами контента тоже требует затрат. Отдельная забота — со­ здание безопасной системы, ко­ торуюне смогут взломать хакеры. Бе з т аких инв естиций сложно достичь главных целей нацпроекта «Образование» — вхождения России в десятку лидеров по качеству общего об­ разования. Добиться таких ре­ зультатов в условиях всеобщего дистанта невозможно. Минпро­ свещения России точно не заин­ тересовано в глобальном пере­ ходе на удаленку, подчеркивает ведомство. МИФ 7 «Мы учились по учебникам, а не за компьютером, и все было хорошо. Поэтому Цифровая об- разовательная среда не нужна». Этот аргумент относится к прошлому, а не к современно­ сти. Раньше все пользовались дисковыми проводными теле­ фонами: попробуйте убедить ваших детей, что сегодня можно обойтись без мобильных теле­ фонов! Сегодня количество про­ фессий, где не требуется владе­ ние компьютером, стремительно сокращается, а к тому моменту, когда нынешние дети закончат школу, таких рабочих мест мо­ жет вообще не остаться, отмети­ ли в Минпросвещения. Мы хо­ тим создать абсолютно для всех школьников равные условия для получения качественных знаний и навыков. Только так можно обеспечить им лучшее будущее, а значит, и хорошие перспекти­ вы для всей страны. МИФ 8 «В Интернете уже есть много обучающих платформ, можно пользоваться ими. Тратить госу- дарственные деньги на новые не нужно». Это не так. В Интернете дей­ ствительно уже много обучаю­ щих платформ. Но пока нет та­ кой, которая была бы абсолютно безопасна для детей, содержала только проверенный и одобрен­ ный экспертами контент, предо­ ставляла информацию по всем предметам и на все темы. Такая платформа еще только создается, она будет называть­ ся «Моя школа», подчеркнули в Минпросвещения. Во время дистанционного обучения мно­ гие пользовались похожими платформами: РЭШ, МЭШ и другими. Они, конечно, очень помогли не прерывать обучение, но пока еще не проработаны до конца, поэтому мы создаем госу­ дарственнуюплатформу, которая будет отвечать всем требованиям, и пользоваться ею школьники и учителя будут бесплатно. Фото Кирилла Кравцова /ТАСС Цифровая образовательная среда разгрузит учителей от рутины. Современные инструменты помогут сделать очные уроки интереснее. Минпросвещения опровергло мифы о дистанционном обучении. Ксения Колесникова ТЕМ ВРЕМЕНЕМ Опубликовано Постанов- ление Правительства РФ «О проведении экспе- римента по внедрению цифровой образователь- ной среды». Он начинался 10 декабря 2020 года и продлится до конца 2022 года. Как сообщи- ли в Минпросвещения, среди основных принци- пов ЦОС — безопасность, приоритет отечественным технологиям. Внедрением будут заниматься Мин- просвещения, Минцифры, органы исполнительной власти субъектов РФ, ор- ганы местного самоуправ- ления. Минпросвещения разработает и согласует с Минцифры соответству- ющую «дорожную карту». Постановление реализу- ется в рамках федераль- ного проекта «Цифровая образовательная среда» нацпроекта «Образова- ние». — Этот документ, прежде всего, призван гарантиро- вать всем учащимся, вне зависимости от того, где они живут, равные усло- вия для получения каче- ственного образования. Внедрение ЦОС никоим образом не подменяет собой традиционный, очный формат обучения как ключевой для россий- ской системы образова- ния, — прокомментировал министр просвещения Сергей Кравцов. В условиях пандемии уроки онлайн помогают не отстать от программы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz