Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)
Вернисаж 29 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 12 / 02 / 20 ЖИЗНЬ И СУДЬБА В АКВАРЕЛЬНЫХ ТОНАХ До сего дня мало кто сомневался: в творчестве липецкого художника Василия Агафонова главное — живопись. Так что даже хорошо знающих Василия Ивановича коллег и поклонников удивило, когда свое семидесятилетие он решил отметить масштабной выставкой, где большую часть из ста с лишним работ составляют акварели. Исаак Розенфельд Н а выставке нет автопор- третов юбиляра. Если не считать озорной компо- зиции, где его лицо отражается в зеркально сверкающем… баке самогонного аппарата. Но, в сущности, все, что мы видим сегодня в областном вы- ставочном зале, — развернутый автопортрет Агафонова, рассказ о пережитом. О том, во что он верит, о чем болит душа. Исповедь и проповедь Стереотипное сочетание «в акварельных тонах» возникло давно. Многим из нас кажется: раз акварель, значит, мягкие, размытые переходы от цвета к цвету, легкое марево, обволаки- вающее тихие пейзажи и букети- ки лилий или ромашек в вазе на подоконнике, несколько, что ли, анемичный, без резких контрас- тов колорит. У Агафонова, однако, все иначе. Он убеждает: возможно- сти акварели не уступают жи- вописи маслом. Она позволяет передавать не только лирическое, интимное восприятие окружа- ющего. Ей подвластны и глубо- кие, сложные, эпические задачи. Агафонов воплощает драматизм нашего бытия, нашей истории, свою ностальгию по ушедшему, уходящему. По родным людям, по варварски разрушенным хра- мам, по милым сердцу местам, что под напором времени меня- ются, утрачивают былую ауру, становятся почти чужими. Мотивы у Агафонова на ред- кость многообразны. Виртуозно владея секретами акварельно- го письма, он свободно, орга- нично переключает регистры. Гармоничность листов «Теплый май», «Качели из детства», «Моя деревня» сменяется чуть ли не апокалиптическими предчув- ствиями «Черного утра» и «Уми- рающего дерева». Шутливый «портрет» дворового полосато- го кота на такой же полосатой рифленой крыше соседствует с горьким сарказмом по поводу «забывших» о человеке цивили- зации и урбанизации. Художник неизменно под- нимается над бытовыми, жан- ровыми сюжетами. Вообще на выставке не найти просто кра- сивого пейзажа или натюрмор- та. Хотя акварели Агафонова прекрасны, если угодно, изыс- канны. И все-таки он не любу- ется миром, а осмысливает его. Оттого и повторяются в разных работах изображения предме- тов сельского обихода, скрипки, храма, изломанного, потемнев- шего древесного ствола. Это уже сигналы, символы в публици- стическом или философском контексте. Вплоть до того, что появлявшаяся то тут, то там де- ревенская лошадь вдруг обора- чивается Пегасом и проносится, летит над старинным русским поселеньем Крутогорье. Все, что было до меня, помню… Свою склонность к подобно- му «символизму» Василий Ива- нович объяснил мне коротко: — В советские годы я, слу- чалось, делал плакаты. Да, для заработка, но было интересно. Я начал по-другому мыслить. Вот я покажу вам мои последние по времени вещи. Они о войне… Родившийся спустя пять лет после Победы он, конечно, не может помнить войну. Зато с детства знает: из его родных мест под Чаплыгином на фронт ушли восемь тысяч мужчин, а вернулись лишь пять тысяч. Он видел на стенах изб фотогра- фии погибших, листал семей- ные альбомы, слушал рассказы старших. И с тех пор живет с ощущением: все, что было до меня, помню… Потому и появился этот цикл, проникнутый скорбью и гордостью. Он посвящен отцу, матери, всему военному по- колению. Вот на табуретке бе- леет солдатский треугольник. Вот патефон с пластинкой, а за ним придорожные столбы, что превращаются в винтовки, и ноты той самой песни о свя- щенной войне и благородной ярости. Вот россыпь маленьких фотокарточек. — Это все мои родственни- ки, — говорит Агафонов. — Ви- дите, сколько нас воевало. …На вернисаже прозвучало немало добрых слов и пожела- ний. Не забыли, что Василий Агафонов один из создателей регионального отделения Союза художников, не по службе, а по душе занимается общественной деятельностью. Например, по- мог создать Чаплыгинскую кар- тинную галерею. Было предло- жено ходатайствовать о присво- ении Агафонову звания «Заслу- женный художник России». И тут кто-то из гостей заметил: — Давно пора. Хотя Агафо- нов и так уже художник не про- сто заслуженный, а народный. А напоследок все-таки два слова о живописи. ВасилийИва- нович планирует позднее пока- зать и ее в Липецке. Но рань- ше липчан картины Агафонова увидят его земляки — готовится открытие юбилейной выставки в Чаплыгине. Фото Николая Черкасова
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz