Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)
Интервью ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 12 № 1 4 1 (26269) «ХОРОШУЮЖИЗНЬ Я ПРОЖИЛ» Неопубликованное интервью актера Армена Джигарханяна — о лицедействе, жизни вне системы и смерти без страха. Зоя Игумнова У шел из жизни Армен Джи- гарханян. Сердце актера, которому были подвласт- ны, пожалуй, любые роли, оста- новилось ранним утром 14 но- ября. Этот разговор с мастером состоялся три года назад. Армену Борисовичу хотелось рассказать о непростой ситуации в его те- атре, судах с актерами и близ- кими, развеять какие-то мифы, поделиться планами. Разговор получился очень откровенный и большой. В опубликованное интервью вошло не более поло- вины сказанного тогда. Сегодня мы публикуем то, что не попало в печать. Нелюбопытный зритель — Армен Борисович, чем сей- час живете? — Есть очень известная пье- са, ее написала польская писа- тельница Габриэль Запольская. Называется «Мораль пани Дуль- ской». Я ее играл лет 50 тому назад, когда работал в Ереване. Поскольку я все чаще возвраща- юсь к своей прошлой жизни, то решил, что надо поставить ее в нашем театре. Вот сейчас репе- тируем. — Вы не только вернули пьесу из Еревана — у вас идет «Трам- вай «Желание», который вы тоже играли. Я видела этот спектакль, и мне он очень понравился. Только жаль, что в зале были свободные места. — Вы знаете, нас сильно об- манули, что Россия с ума сходит по театру. Не любят у нас искус- ство. Мы — плохой зритель, не- любопытный. Мы и на футбол не ходим. Полупустые стадионы тому подтверждение. — Но худруки некоторых сто- личных театров с вами не согла- сятся. В МХТ или в «Ленкоме» практически стопроцентная про- дажа билетов. — Обманывают. Я уже 60 лет работаю в театре, поэтому знаю его лучше, чем себя. Объ- ясню очень просто. В театре есть понятие «борзовики» — «бюро организации зрителя». Я этим заниматься не хочу — это не моя профессия. Театр — это пока- затель культуры народа. У меня сейчас создалось впечатление, что русский народ не очень лю- бит театр. Я все же думаю, что русский народ талантливее, раз- нообразнее, потому что это на- род Достоевского, Чехова, Тол- стого. Вот это — русский народ! Следуй своему сердцу —О вашей актерской органике легенды ходят. Какими системами пользуетесь? — Моя система — это мои ноги, руки, попа. Вот это я! А все теории — придуманные номера. Станиславский научил Неми- ровича-Данченко? Это полная пошлятина. Искусство — это половой акт. Ведь в этом деле каждый ведет себя так, как умеет, чувствует. Другого нет вариан- та. Вы левша — значит пишете, держите ложку в левой руке. Вы не сможете уже измениться и не надо. Так гармонично, так при- рода создала. Для хорошего акте- ра не должно быть примеров для подражания, ты должен... Жить! Так что, девочка моя, не делай в жизни того, чего не хочешь. Сле- дуй своему сердцу. Ради этого мы выходим на сцену. Мы играем, смеемся так, как дала нам приро- да. Я же не могу иначе смеяться. — Почему? Этому можно на- учиться. — Нет, думаю, что нельзя научиться. Только психически больные люди могут перестроить себя. — А как же талант подража- теля? — Это все — для эстрадного концерта и не более. Ну если это суть артиста — подражать или издавать какие-то звуки, тогда мы его будем не очень любить. Я люблю того человека, ту женщи- ну, которые принесли мне что-то новое, начиная от еды и кончая мышлением. А то, чем меня хо- тят удивить подражатели, я видел у оригинала. Думаю, невежество от того и происходит, что мы, не познавая себя, впадаем в кли- ше. Если будут пачками молодые Джигарханяны, Петровы-Сидо- ровы— не дай Бог. — Должны быть разные арти- сты? — Обязательно, причем не- обязательно, чтобы зритель воскликнул: «Ой, какая!». Как я уже сказал, искусство — это половой акт. В одном случае от него рождается ребенок, в дру- гих случаях не рождается. Это и происходит в нашей жизни. И непросто угадать, каким может быть результат. Темперамент и ответственность — У вас непростой характер. Вы даже увольняли артистов. —Сейчас некоторые артисты выступили против меня. Судят- ся со мной за то, что я выгнал их или попросил уйти из театра. Суды идут, а я на них не хожу, потому что могу сорваться и грубостей наговорить. Я в таких случаях откровенно говорю: «Не нравитесь, товарищ (или подру- га)! Ты — плохой актер, в моем понимании». Рядом человек говорит: «А мне он очень нра- вится». Ну поженитесь. Это про- блема непростая. Мне кажется, талант актера напрямую связан с психикой. По секрету вам скажу, у нас мальчик есть, актер. Он на учете в психоневрологическом диспансере состоит. Но когда он на сцене, я могу долго на него смотреть. И мне интересно. — То же самое говорили про Смоктуновского. Кому-то каза- лось, что он не от мира сего. — Говорили. Поэтому лучше в это не вникать. Если у нас есть взаимный интерес с актером, значит, будем хорошую зарплату давать. А если нет —до свидания. — Так они с вами судятся за ваш взрывной характер? — Думаю, нет. Меня на- значили художественным ру- ководителем театра, доверили серьезное дело, дали бешеную зарплату. За это я взял на себя ответственность. Но если вы ду- маете, что я сумасшедший или враг народа, тогда лучше вы- гоняйте. Я имею свое мнение. Но если я совершаю престу- пление, готов встать и отве- тить, почему я это сделал. Если виноват, загоняйте в тюрьму. 80 человек работают в этом теа- тре. За каждого из них, говорю вам абсолютно ответственно, я несу человеческую ответствен- ность. Если завтра мы поедем на гастроли и кто-то упадет, что-то случится — судить будут меня, потому что я художественный руководитель театра. Вот и все. — Вы сейчас где-нибудь сни- маетесь? — Уже не снимают. Кончил- ся, отыгрался. 300 картин — и хватит. С каждой ролью я заново начинаю жизнь! Прошлые меда- ли не считаю, не вспоминаю, за что их получил. А силы-то уже не те. А еще съемки иногда идут на улице, а там дождь, холодно. Да и съемочная площадка требует здоровья. Хотя сейчас сделали, как в Америке: отдельная маши- на, а в ней все удобства. Тебе не понять, моя девочка. Ты не ак- триса. —Что поделаешь. — Нет, нет. Это неплохо. Я тебя уже успел полюбить. — Мне приятно. Армен Бо- рисович, а если предложат роль мечты? — Боюсь, что не соглашусь. Мне за 80. Это уже много. —Боитесь текст не выучить? — Не выучу. Кино — дело хлопотное. Надо договориться с режиссером, с партнерами, надо понравиться партнерше, потому что мы любовь играем же. Мы меняемся — с годами — Вы рассчитываете на лю- бовные сцены? —Уже нет. Но все равно надо находить контакт и тратить на это свои силы. Без симпатии не- возможно. Даже будучи художе- ственным руководителем театра, я стараюсь понравиться своим сотрудникам. —Что вас удивляет в человеке? — Как удивительно мы ме- няемся с годами. Иногда я сам вижу проявления старости. И вспоминаю, каким был пять лет назад, десять. Это и называется старость. —Вы боитесь смерти? —Смерти пока не боюсь. Го- ворю честно и ответственно — хорошую жизнь я прожил, хо- рошую! Не кокетничаю. При всех сложностях ее. Она была интересной. Я жил в Ереване, работал. Потом приехал в Мос- кву, пришел в «Ленком», играл в Театре Маяковского, снимался и так далее. Какова истина? Где мы с вами найдем ее? Думаю, ее не найти никогда. Поэтому будем любить то, что мы делаем. Потому что жизнь — хорошая штука! Фото с сайта iz.ru Страница подготовлена в рамках совместного проекта «Липецкой газеты» и газеты «Известия» Я ПОЛУЧИЛ ГОРАЗДО БОЛЬШЕ, ЧЕМ ДУМАЛ. ТО СЧАСТЬЕ ОТ ТЕАТРА, КИНО, РАБОТЫ, ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ВСТРЕЧ, КАКИЕ У МЕНЯ БЫЛИ, НИ С ЧЕМ НЕ СРАВНИТЬ. А ЧТО-ТО НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ, НЕ СЛУЧИЛОСЬ — ЭТО МОЯ ПРОБЛЕМА. А КОГДА НАСТУПИТ КАКОЙ-ТО ВЕЧЕР, КОГДА ЖИЗНЬ НАЧНЕТ УГАСАТЬ, Я ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ПРАВО СЕБЕ СКАЗАТЬ: ВОТ ЭТО Я СДЕЛАЛ ХОРОШО, ЭТО — НЕ ОЧЕНЬ. ВСЕ БЫЛО, НО ПРОЖИЛ КАК МОГ Армен Джигарханян
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz