Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)

• Всемирный день ре- бенка. • День работника транс- порта в России. • Православная церковь почитает память мученика Феодота Корчемника (303). По народным приметам, к этому дню устанавливался снеговой покров, замерза- ли водоемы. В народе гово- рили: «Мученик Федот лед ведет». ЕЖЕДНЕВНИК КУРС ВАЛЮТ ЦБ РФ ДАТЫ $ 76.26 на 20.11.2020 € 90.35 Майя Плисецкая ( 1925 — 2015), советская и россий- ская артистка балета и хореограф, народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда, родилась 95 лет назад. Прима-балерина Государственного академиче- ского Большого театра (1943-1990). Поставила балеты, в которых исполнила главные партии («Анна Карени- на», «Чайка», «Дама с собачкой»). Снималась в фильмах «АннаКаренина», «Чайковский», «Зодиак». Автормему- аров «Я,МайяПлисецкая…», «13 лет спустя» По информации календаря ИТАР-ТАСС, mil.ru и электронных СМИ. В ИСКУССТВЕ НЕ ВАЖНО «ЧТО». САМОЕ ВАЖНОЕ — «КАК». НУЖНО, ЧТОБЫ ДОШЛО ДО КАЖДОГО, ЧТОБЫДУШУ ТРОГАЛО — ТОГДА ЭТО НАСТОЯЩЕЕ, ИНАЧЕ НИКАК ИМЕНА восход: 7.52 закат: 16.21 долгота дня: 8.29 Луна в знаке Водолея; растет 20 ноября (7 ноября по ст. стилю), пятница В конце номера 6 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ № 1 39 (26267) •205 лет назад (1815) в Париже по итогам Наполео- новских войн (1799 — 1815 гг.) между Францией и участ- никами седьмой антифранцузской коалиции (Россией, Великобританией, Пруссией и Австрией) был подписан мирный договор, в соответствии с которым Франция возвращалась к границам 1790 г. и выплачивала 700 мил- лионов франков контрибуции. • 79 лет назад (1941) в блокадном Ленинграде про- довольственная норма была снижена до минимального уровня — 250 г хлеба в день для рабочих и 125 г для слу- жащих, иждивенцев и детей. • 75 лет назад (1945) начался Нюрнбергский про- цесс — суд Международного военного трибунала над 24 главными военными преступниками нацистской Гер- мании. Оглашение приговора состоялось 30 октября — 1 ноября 1946 г.; большинство подсудимых приговорены к смертной казни. • 30 лет назад (1990) с космодрома Байконур впер- вые запущен прототип ракеты-носителя легкого класса «Рокот», разработанныйГосударственнымкосмическим НПЦ имени М.В. Хруничева на базе межконтиненталь- ной баллистической ракетыPC-18. •26 лет назад (1994) в Санкт-Петербурге на набереж- ной рекиФонтанки был открыт памятник Чижику-Пы- жику. Разработал проект этой—одной из самых малень- ких в городе — скульптуры (высота — 11 сантиметров, вес — около пяти килограммов) грузинский скульптор, художник и сценарист Резо Габриадзе. За семь лет суще- ствования памятника Чижику его похищали пять раз, иногда пытались сдать в пункты приема лома цветных металлов. Однако жители Санкт-Петербурга, пожалев Чижика, четырежды возвращали статую, и ее устанав- ливали на прежнемместе. Но в апреле 2002 года фигурка пропала окончательно, и ее былорешено восстановитьпо сохранившейся модели. ЖИВОПИСЕЦ ПОКИНУТОГО ВРЕМЕНИ Учредители: Липецкий областной Совет депутатов, управление информационной политики Липецкой области, Областное бюджетное учреждение «Издательский дом «Липецкая газета». Издатель: Областное бюджетное учреждение «Издательский дом «Липецкая газета», 398055, Липецкая обл., г. Липецк, ул. Московская, 83, пом. 12, каб. 303, тел./факс 50-17-09. E-mail: info@idlipetsk.ru. Адрес в Интернете: www. lpgzt.ru Индексы: П5601, П5602, П5609. И.о. главного редактора «Липецкой газеты» В.И. Грязнов. Областное бюджетное учреждение «Издательский дом «Липецкая газета». Все права защищены. При перепечатке ссылка на «ЛГ» обязательна. зам. главного редактора отдел политики и госвласти отдел «ЛГ» еженедельник» отдел писем и социальных проблем отдел фотоиллюстраций 50-17-24, 50-17-23; 50-17-35; 50-17-47, 50-17-67; 50-17-33; 50-17-15, 50-17-89. Рукописи не рецензируются и не возвращаются. Реклама и объявления: для частных лиц 50-17-19, для организаций: 50-17-18, 50-17-20; общественная приемная 50-17-66; отдел распространения 50-17-70. E-mail: reklama@idlipetsk.ru к — материалы на коммерческой основе Издаются и распространяются в «Липецкой газете»: — Спецвыпуск «Официальные документы» рубрика «Официальный отдел» — Спецвыпуск «Официальные документы» рубрика «Огни Липецка» Тел.: 50-17-12, 50-17-13. E-mail: od@lpaper.ru Знак информационной продукции: 12+ Время подписания в печать: по графику — 18.00; фактически — 18.00. Печать офсетная. Объем 27 п.л. Тираж 7191. Еженедельный тираж «ЛГ» 27189. Отпечатано: в типографии областного бюджетного учреждения «Издательский дом «Липецкая газета», 398055, Липецкая обл., г. Липецк, ул. Московская, 83, пом. 12, каб. 303. Зак. №11533. Свободная цена. Зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Липецкой области. Свидетельство ПИ№ТУ 48-00175. Адрес редакции: 398055, Липецкая обл., г. Липецк, ул. Московская, 83. E-mail: lgs@idlipetsk.ru Телефон приемной Областное бюджетное учреждение «Издательский дом «Липецкая газета» 50-17-01. Телефоны редакции: СЕМЬ ДНЕЙ В НОЯБРЕ ДОКУМЕНТЫ Сегодня в рубрике «Официальный отдел» публифку- ется постановление администрации области, вносящее изменения в государственную программу обеспечения населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ. Читайте на 7—54-й стр. ТОЛСТОЙ НАДЕЯЛСЯ: МИР СТАНЕТ СПРАВЕДЛИВЕЕ И ДОБРЕЕ, ЕСЛИ КАЖДЫЙ ПОЖЕЛАЕТ ИЗМЕНИТЬ СЕБЯ. И САМ ДО ПОСЛЕДНЕГО ВЗДОХА СТАРАЛСЯ ТВОРИТЬ ТИХИЙ ПОДВИГ ДУХОВНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВО- ВАНИЯ Главный обвинитель от СССР СТО ДЕСЯТЬ ЛЕТ НАЗАД СУМРАЧНЫМ НОЯБРЬСКИМ ДНЕМ НА МАЛЕНЬКОЙ СТАНЦИИ АСТАПОВО СОШЕЛ ТЯЖЕЛО ЗАНЕДУЖИВШИЙ В ДОРОГЕ СТАРИК. МАЛО КТО УЗНАЛ БЫ В ПАССАЖИРЕ ВАГОНА ТРЕТЬЕГО КЛАССА ПОЕЗДА № 12 ПРОСЛАВЛЕННОГО ПИСАТЕЛЯ ГРАФА ЛЬВА ТОЛСТОГО. В этих местах он оказал- ся не в первый раз. Непода- леку отсюда, под Данковом, в страшный неурожайный год Лев Николаевич спасал крестьян от голода, откры- вая бесплатные столовые. Мог ли он тогда предполо- жить, что ему суждено на той же земле в доме скромного железнодорожного служа- щего провести семь послед- них дней жизни? Современники воспри- нимали Толстого по-раз- ному. Одни видели в нем нового пророка. Другие — еретика, путаника, опасного вольнодумца. Однако, как ни парадоксально, монар- хистов и революционеров, дворян и мещан, интелли- гентов и фабричных рабо- чих, верующих и неверую- щих объединяло ощущение небывалого масштаба его личности, его дара. У интернационалиста Владимира Ленина он про- буждал великорусскую гор- дость. «Какая глыба, какой матерый человечище!.. — восклицал Владимир Ильич. —Кого в Европе поставишь рядом с ним? — и сам же отвечал: — Некого». Удиви- тельно, но почти то же пи- сал, например, тонкий эстет Юлий Айхенвальд, который после семнадцатого года на- всегда покинул ставшую ему чужой большевистскуюРос- сию: «Жутко приближаться к Толстому — так он огромен и могуч; и в робком изумле- нии стоишь у подножия этой человеческой горы». И вот этот человек, чье слово звучало весомее цар- ских манифестов, пропове- дей отцов церкви, лозунгов из подпольных брошюр и листовок, тихо умирал на забытой Богом станции. Семь дней Россия, да и весь мир, следили за сообщени- ями заполонивших Астапо- во журналистов о перепадах температуры, беспокойном сне больного писателя, о случайных фразах, произ- несенных им в бреду или в минуту просветления. Задолго до этого насме- шливый, не склонный к вос- торженным преувеличениям Чехов сказал нашему земля- ку Бунину: «Вот умрет Тол- стой, все к черту пойдет!» «Литература?» — уточнил Бунин. «И литература». Иначе говоря, не только ли- тература, а само существова- ние народа, страны. И такое почти апокалиптическое предчувствие испытывали многие. Странствие Толстого завершилось 13-го ноября. А двадцатого из Астапо- во полетели телеграммы в основном совсем короткие: «Умер». Но кто-то из репор- теров телеграфировал: «На груди покойного сложены руки, написавшие «Войну и мир». Десятки лет Толстой пы- тался изменить свою жизнь, подчинив ее своей вере и убеждениям. В дневниках отчаянно признавался, что стыдится своей принадлеж- ности к сытым, богатым и праздным. Но из жалости к близким, к жене, детям никак не решался порвать с этим, как считал он, гре- ховным сословием. Толстой надеялся: мир станет справедливее и до- брее, если каждый пожела- ет изменить себя. И сам до последнего вздоха старался творить тихий подвиг духов- ного самосовершенствова- ния. Атмосфера тех дней в Астапово, ныне поселке Лев Толстой, воссоздана в стенах здешнего музея Льва Николаевича. В комнате, где он умирал, за век с лиш- ним ничего не перемени- лось. Не по приказу сверху долгие годы ее хранили все начальники станции. А десять лет назад был создан мемориал памяти писателя. В него входят, кроме музея и культур- н о - о б р а з о в а т е л ь н о г о центра, здания станции и близлежащие дома. Сюда отовсюду практически каждый день едут читатели и почитатели величайшего мастера слова и мыслителя, считая его гением. И, возможно, не следует считать перебором прозву- чавшее однажды утвержде- ние: сколь бы ни были тя- желы грехи России, прежде всего, перед самой собой, если положить на весы по- следней мировой оценки тома Толстого, то чаша ее прегрешений резко подни- мется вверх. на Нюрнбергском процессе Роман Руденко Исаак Розенфельд, обозреватель «Липецкой газеты» В МУЗЕЯХ И ВЫСТАВОЧНЫХ ЗАЛАХ ЗРИТЕЛЬ ПОРОЙ НЕЗАМЕТНО ДЛЯ СЕБЯ СЧИТЫВАЕТ ТО, ЧТО СТОИТ ЗА ЭКСПОЗИЦИЕЙ, — ИДЕЮ ХУДОЖНИКА-ОФОРМИТЕЛЯ, НАПОЛНЯЮЩЕГО ЭКСПОНАТЫ НОВЫМИ СМЫСЛАМИ. ЖИВОПИСЕЦ И РЕСТАВРАТОР, ЧЛЕН СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ РОССИИ АНДРЕЙ УДОДОВ — ОДИН ИЗ ТЕХ, КТО СВОИМ ТВОРЧЕСТВОМ ОТКРЫВАЕТ В НАС ТОТ САМЫЙ ДРУГОЙ УГОЛ ЗРЕНИЯ. Дарья Шпакова Л юбовь к инте- рьерам у Андрея Удодова возникла еще в студенче- ские времена. Он закончил оформительское отделение Орловского художествен- ного училища. До сих пор в этом городе, в строитель- ном тресте, сохранилась его дипломная работа — панно на всю стену «Орел — город первого салюта», выполне- ная в технике маркетри—из шпона дуба, липы и березы. В первой пятерке В художественном учи- лище будущим оформите- лям повторяли: «Ваша про- фессия всегда будет востре- бована в Советском Союзе. А в США она вообще входит в пятерку самых оплачивае- мых». Андрей Удодов 15 лет проработал на комбинате торговой рекламы. Им со- здано 500 проектов в разных городах, в том числе в Звезд- ном городке в Подмосковье. Его работу даже отметил космонавт Алексей Леонов, оставив автограф на эскизе. Представлять Липец- кую область на ежегодных выставках ВДНХ была его почетная миссия. Он мог так совместить на витрине утятницы с приборами за- вода «Эльта», что никто не сомневался — перед ними искусство. — Чтобы покупателю захотелось зайти в магазин, ему должна понравить- ся витрина. Манекен надо одеть в модные коллекции, проработать задний фон, продумать, как будут выгля- деть подставки. И соблюсти законы эстетики,— расска- зывает Андрей Удодов. Между двух огней Много лет он работает в областном краеведческом музее художником-рестав- ратором. Это его глазами мы, знакомясь с историей, смотрим на предметы стари- ны, эпоху, покинутое время. Каждая новая выставка неповторима, создается с нуля. Как-то при оформле- нии комнаты купчихи для интерьера не хватало ковра на полу. Удодов заметил, что в кабинете музейного храни- теля лежит ковер, который как раз может стать нужным экспонатом. Яркий, похо- жий на орнаментыМатисса. Старинная вещь оказалась дореволюционной мона- стырской работы. Кому-то из сотрудников пришлось распрощаться со старинной скатертью, потому что ху- дожник увидел, как гармо- нично она будет сочетаться с предметами интерьера. —Для каждой новой вы- ставки даже в мелочах стара- юсь соответствовать истори- ческой правде: надо подве- сить люльку — смотрю, как в старину крепилось кольцо к потолку, — рассказывает художник. Андрей Удодов всю жизнь разрывается меж двух огней. С одной стороны, он любит работу художника-ре- ставратора, с другой — жи- вописца. На его персональ- ной выставке в областном художественном музее было представлено 80 работ. Хра- мы и монастыри, пейзажи, интерьеры, натюрморты. Пишет их для себя. Однажды он оформлял экспозицию в краеведче- ском музее поселка Лев Толстой. Решил на полотне изобразить интерьер ком- наты, где умер великий пи- сатель. Спал на стульях в музее, укрывшись шинелью железнодорожника. Чтобы согреться, прижимал к груди электрочайник. И каждый день писал. — Эта работа ценна тем, что на ней комната еще до реставрации музея. К сожа- лению, после нее исчезли запахи дореволюционного здания, полы оказались на- терты до янтарного блеска, и этот уникальный дом у вокзала утратил подлинный трагизм того значимого для всего мира события. А эта картина через несколько лет попала на всероссийскую выставку в Москве, — де- лится художник. Искусство ошибаться Когда Андрей Удодов занимался экспозицией музея Лебедянского педаго- ний нашего земляка Анато- лия Баюканского. Книга о блокадном Ленинграде «Со святыми упокой» особенно запомнилась художнику. Он работал над обложкой, а в сердце запал один сю- жет. Автор книги 22 июня 1941 года собрался на фут- бол. Но матч не состоял- ся — началась война. Назад в суматохе добирались на трамвае. И проезжая мимо Казанского собора, увидели огромную толпу. Навсегда врезались в память серые стены собора, красные ска- терти на длинных столах и нескончаемая река людей, чтобы записаться в добро- вольцы. — Меня потрясла эта картина настоящего па- триотизма. И эти цвета — красный на сером. Вчи- тываясь в строчки произ- ведений, я понимаю свою ответственность за каждый штрих, — говорит Андрей Удодов. При создании экспози- ций и написании картин он, в отличие от многих художников современно- сти, не увлекается компью- терными технологиями. Предпочитает живые крас- ки, холсты и собственную интуицию. Картины или экспозиции могут быть идеальными, но, по его мнению, в них не хвата- ет ошибки, человеческого ляпа, который дарит ис- кренность любой работе. Андрей Удодов не боится быть непонятым, главное для него — сохранить в своих произведениях уни- кальное несовершенство. Фото Сергея Авилова гического колледжа, залю- бовался окнами старинного здания, в котором раньше располагалась мужская гим- назия. Сечение, переплет рам, пропорции, свет. А за ними рыжие стены, ве- личественные постройки древней Лебедяни. Словно небо «запуталось» в окнах. Кстати, написанная им там картина «Лебедянь из окон мужской гимназии» потом экспонировалась в ЦДХ, в Москве. В архивах Андрею уда- лось обнаружить новые фак- ты о судьбах преподавателей этого учебного заведения. И экспозиция музея получи- лась на одном дыхании. — Каждый раз, создавая экспозицию, я составляю историю, линию, которой надо следовать. По цвету, по композиции, по насы- щению. Зри- тель может и не знать законы во сприятия . Но они есть. И каждый интуи- тивно чувствует ритм, отделяет главное от вто- ростепенного, — считает Ан- дрей Удодов. Много жи- вописных ра- бот он посвя- тил теме веры. У него целая серия картин о возрождении православия. На многих из них службы в церкви, где в потоке естественного света трепещут свечи. Прежде чем браться за подобные сюже- ты, художник часами разго- варивает с монахами, бывает в трапезной, погружается в монастырскую жизнь. Но он, по его собственному признанию, пока не уловил тот свет, что будто излучают праздничные одежды свя- щенника. А еще он любит писать Задонск. Его время — закат и осень. Художник стремит- ся передать затаившуюся природу, дома перед тем, как уйдет еще один день и блес- нет прощальный луч, словно надежда. Андрей Удодов — автор иллюстраций к книгам. Оформил пять произведе- создалАндрей Удодов, в том числе интерьер для домамебели в Звездном городке вПодмосковье. Егоработу отметил космонавт АлексейЛеонов, оставив автограф на эскизе. проектов в разных городах 500 СОЗДАВАЯ ЭКСПОЗИЦИЮ, ОН ПРОВОДИТ ЛИНИЮ, КОТОРОЙ НАДО СЛЕДОВАТЬ. И ЗРИТЕЛЬ ИНТУИТИВНО ОТДЕЛЯЕТ ГЛАВНОЕ ОТ ВТОРОСТЕПЕННОГО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz