Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)

Поэтому нужно так вовлечь сотрудников в работу, что­ бы они были уверены: за каждое правильное предло­ жение будет получено мате­ риальное или организаци­ онное поощрение. За идеи мы готовы платить деньги. На предприятии издали приказы, которые позволя­ ют выплачивать надбавки и дополнительные премии. Специальная комиссия определяет, какую пользу принесет реализация рац­ предложения, и назначает выплаты. В центральном аппарате сотрудники уже почувствовали вкус к раци­ онализации. Теперь нужно перенести эту практику на уровень районных подразде­ лений, чтобы она дошла до каждого мастера и слесаря. Бизнес-план на будущее Уже без участия специа­ листов РЦК, но с помощью полученных под их началом знаний «Липецкоблводо­ канал» планирует реали­ зовать большую произ­ водственную программу. Уже разработан бизнес- план предприятия, который описывает все процессы для достижения финансо­ вого результата. Каждый на­ селенный пункт региона в нем разложен до основания. Сколько расходуется воды, электроэнергии, каковы производственные потери и откуда они берутся — на все эти вопросы теперь можно получить ответ. Так, в де­ ревне Давыдовка Липецкого района нашли причину по­ тери огромного количества воды, которая буквально уходила в песок из прорыва в трубе. В результате поте­ ри сократились на пятьсот процентов! Другой пример: в деревне Секирино Тер­ бунского района большое количество жителей поль­ зовались колонками, из ко­ торых бесконтрольно через шланг поливали огороды и заливали большие емко­ сти. Теперь на все колонки устанавливаются приборы учета, которые привязаны к конкретному абоненту. — В этом году будет до­ работана дорожная карта по установлению причин и снижению затрат во всех населенных пунктах, — подытожил Антон Сима­ ков. — Каждый начальник комплекса в районе получит чек-лист, который позволит анализировать ситуацию, а в головном офисе уже раз­ работают нужные меры. В этой рассчитанной на годы работе и заключается дол­ госрочный эффект, кото­ рый дало участие в проекте «Производительность труда и поддержка занятости» с помощью сотрудников РЦК. Его реализация позволит добиться новой культуры деловых отношений, рабо­ тать более рационально и эффективно. Фото Ольги Беляковой На правах рекламы Их пример другим наука — «Липецкоблводока­ нал» стал первым предпри­ ятием в регионе, на котором проект «Производитель­ ность труда и поддержка занятости» курировал не федеральный, а региональ­ ный центр компетенций. Я хочу поздравить работни­ ков предприятия с успеш­ ной реализацией проекта. Проблемы определены, основные мероприятия на­ мечены. Главное — созданы инструменты бережливого производства, с которыми будет удобно трудиться со­ трудникам и которые помо­ гут удовлетворить растущие запросы клиентов. Благодаря таким ярким примерам другие предпри­ ятия региона увидят реаль­ ный эффект от перехода к бережливому производству и, надеюсь, последуют за первопроходцами. Насосы теперь ремонтируем сами — Все новое неизбежно встречает противодействие, так как воспринимается очередной дополнитель­ ной нагрузкой. Поэтому работа в проекте началась с обучения. Важная инфор­ мация преподносилась с конкретными примерами и цифрами, решением реаль­ ных задач, так что никто не скучал. Обучением нашей группы занимался Дмит­ рий Сальков. Потом Ва­ лерий Коротаев и Алексей Неокладнов приступили к непосредственной реали­ зации проекта на нашем производстве. Валерий Коротаев к тому времени уже побывал на стратегической сессии в Нижнем Новогороде, где обсуждали проблемы российских водоканалов. У него были готовые ре­ шения многих типичных проблем для подобных на­ шему предприятий. Поэто­ му взаимопонимание у нас было полное. В том числе по выявленным пробле­ мам, которых мы совмест­ но насчитали более сорока. От таких простых, как не­ хватка принтера, до таких глобальных, как нелогичная организация работы целых подразделений. Например, анализ раз­ бросанных по всей терри­ тории комплекса «Липец­ кий» складских помещений показал: чтобы обеспечить типичный заказ комплек­ тующими для выезжающей по вызову бригады, кладов­ щик должен пройти около двух километров и посетить более десяти разбросанных по всей территории складов. Было решено создать один центральный склад, что позволило сократить время комплектования аварийной бригады более чем вдвое. По предоставленным РЦК методикам мы так распо­ ложили материалы, чтобы нужную вещь можно было найти максимально быстро. Установили новые стелла­ жи, сделали разметку и па­ мятку для кладовщиков. К необходимости орга­ низовать эффективный ре­ монт насосов мы пришли также в результате анализа. В вышедшем из строя на­ сосе изнашивались только недорогие запчасти, а дви­ гатель, корпус и многое другое оставалось работо­ способным. Большие по­ тери предприятие несло и из-за того, что ежегодно бо­ лее четырехсот таких насо­ сов сдавали в утиль по цене черного лома. Специалисты РЦК предложили создать участок по их ремонту. Кро­ ме того, одного из рабочих послали на завод-изготови­ тель насосов для обучения. В результате один квалифи­ цированный электромонтер теперь ремонтирует за два дня три насоса. При этом не только уве­ личилась производитель­ ность труда и сократились сроки работ, но и выросло качество и долговечность отремонтированных насо­ сов. Только эта мера позво­ лит экономить миллионы рублей. Так ручейки эко­ номии на разных участках сливаются в единую реку высокой производительно­ сти труда. Уроки РЦК выучили и закрепили — Для нас очень важно было быстро определить, в чем кроется причина от­ сутствия водоснабжения у потребителей. Раньше на место выезжала одна брига­ да разбираться в причинах поломки и возвращалась на базу. Потом выезжала другая бригада ремонтировать. Это значительно увеличивало сроки устранения аварии. Мымодернизировали рабо­ ту диспетчерской, установи­ ли специальную программу, которая формирует заявку. Мастера заранее готовят необходимые инструмен­ ты. Другой важный шаг — подготовка диспетчеров, которые теперь не только принимают заявки, но и дистанционно определяют параметры аварии и прини­ мают решение о комплек­ товании бригады соответ­ ствующим оборудованием. Логистика вышла на совер­ шенно иной уровень. Была проведена реструк­ туризация службы сбыта. В частности, внедрена функ­ ция единого окна, чтобы наши клиенты не ходили по разным организациям и не теряли время в очередях. Это позволило сократить срок техприсоединения с шести месяцев до трех. В комплексе «Липецкий» был установлен информаци­ онный стенд предприятия, на котором вся информация разбита по блокам. В него вносятся все изменения. В результате руководитель комплекса может опреде­ лить болевые точки и быстро устранить их. Кроме этого, внедрена доска решения проблем, на которой любой сотрудник может описать сложности в своей рабо­ те и пути их решения. Как оказалось, многие вопросы снимаются без больших фи­ нансовых затрат, требуется только воля и ответствен­ ность. Это помогло улуч­ шить быт людей, условия труда, а значит, повысило их самоотдачу. Сами работники просят дать им возможность реор­ ганизовать свою работу. Так, в процессе реализации проекта абонентский отдел предложил переоборудовать свой архив. Затраты были небольшие. Мы купили но­ вые стеллажи. А люди по своей инициативе сделали все так, как им удобно. Большую роль играет и разработка документа об уровне компетенций всех сотрудников. Когда руко­ водитель наглядно видит уровень подготовки каждо­ го работника, то он может оптимально сформировать работу бригад. Следующий этап работы — распростра­ нение полученного опыта на все подразделения. Чтобы полученные зна­ ния не растерять после ухода с предприятия представи­ телей РЦК, мы каждое из­ менение закрепляли стан­ дартомпроцедуры, в котором шаг за шагом прописывает­ ся регламент действий. Это позволяет новому человеку, который не участвовал в реализации проекта, быст­ ро включиться в процесс. являются такие незначи­ тельные проблемы, как под­ текающие колонки. А все крупные порывы, влияющие на водоснабжение, устраня­ ются в этот же день. Экономический блок подсчитал предваритель­ ные цифры повышения производительности труда. Точный отчет можно будет сделать уже по итогам ухо­ дящего года. Но уже сегодня можно сказать о значитель­ ном превышении плановых показателей, о чем говорит большое снижение издержек в подразделениях. Премия за рацпредложение Так исторически сло­ жилось, что на государ­ ственных предприятиях чаще формируются консер­ вативные традиции, чем в частных компаниях. В «Ли­ пецкводоканале» решили убрать рутинные процеду­ ры, которые мешали эффек­ тивно работать. И главная преграда на этом пути — че­ ловеческий фактор. Люди привыкли работать по ста­ ринке, поэтому так трудно изменить сложившиеся за долгие годы стереотипы. Но нет ничего невозможного вместе со специалистами РЦК. — Когда мы построили диаграмму-«спагетти» тех­ нологического процесса, на которой изображена схема передвижения кладовщика по складу, то стало видно, что многочисленные марш­ руты переплетаются в клу­ бок, — рассказывает Антон Симаков. — А сейчас сами работники поняли, как лег­ ко и просто работать, когда все выстроено логично. Наша задача — оптимизи­ ровать процесс таким об­ разом, чтобы свою работу за установленное время ра­ ботник выполнял с мини­ мальной нагрузкой. Если человек сильно перерабаты­ вает, значит, что-то не так с менеджментом или он взял на себя много функций. Та­ кие перегрузки могут дать сбой в самый неподходя­ щий момент, что ударит по надежности всей системы. З а полгода реализации проекта «Повышение производительности труда на потоке обеспече­ ния водоснабжения от об­ ращения потребителя до возобновления оказания услуг» с региональным цен­ тром компетенций в сфере производительности труда удалось достичь значитель­ ных успехов по экономи­ ческим показателям. Но на предприятии не забывают и о своей главной социальной функции— устойчивое и на­ дежное снабжение жителей региона водой. Итогом ра­ боты за шесть месяцев стало повышение качества обслу­ живания абонентов и воз­ росшая удовлетворенность услугами предприятия. Под одной крышей Конечно, эта кропотли­ вая деятельность началась задолго до 2020 года. Кстати, ОГУП «Липецкоблводока­ нал» в будущем году отметит свой десятилетний юбилей в статусе единого головного предприятия. А его история уходит в давние советские времена. Долгие годы рай­ онные подразделения были обособлены и существовали в рамках различных орга­ низаций жилищно-комму­ нального хозяйства. Ре­ шение по реорганизации было принято правильное и своевременное, так как в рамках сегодняшних реалий это помогло оптимизировать силы и средства. Структуру удалось сделать более управ­ ляемой, что позволило уйти от дублирующих функций при ведении капитального строительства, проведении закупок. Единая бухгалтерия и ведение счетов удобны тем, что не нужно в каждом райо­ не отдельно вести эту работу. Кадры решают все Большие перемены ста­ ли происходить, когда в мае 2019 года генеральным ди­ ректором «Липецкоблводо­ канала» был назначен Антон Симаков. — Мы серьезно обно­ вили команду, — рассказы­ вает Антон Владимирович. — Средний возраст сотруд­ ников в офисе управления теперь составляет всего 32 года. Коллектив молодой, работоспособный и амби­ циозный. Это те перемены, которые хотели увидеть ру­ ководители области на пред­ приятии, которое считалось неким анахронизмом на фоне современных тенден­ ций в управлении и эконо­ мике. Когда мы проанализи­ ровали проблемы, которые возникают наиболее часто в сфере водоснабжения, то быстро поняли острую необ­ ходимость в оптимизации и модернизации процессов. Нужно было ускорить вре­ мя принятия решений. А это требует не только организа­ ционной подготовки, но ма­ териальной и технической. Еще до вхождения в проект «Производитель­ ность труда и поддержка занятости» вместе с регио­ нальным центром компе­ тенций (РЦК) коллектив занимался самостоятельно этими вопросами. Прохо­ дила оптимизация внутри отделов. В частности, толь­ ко на печатной продукции в шестнадцати районных комплексах удалось сокра­ тить до 75 процентов затрат. Учет, контроль и расходова­ ние материалов при произ­ водстве различных бланков и документов позволили экономить ежегодно около двух с половиной миллио­ нов рублей. Не меньшие суммы принесла в копилку предприятия оптимизация мобильной и стационарной связи. Универсальные решения Но двинуться дальше по пути бережливого произ­ водства удалось уже благо­ даря помощи специали­ стов регионального центра компетенций. Весной этого года на «Липецкоблводока­ нал» прибыли руководители проекта Валерий Коротаев и Алексей Неокладнов, кото­ рые обладают большим опы­ том работы на производстве и новыми знаниями в сфере повышения производитель­ ности труда. — Самое главное, что они сумели донести до на­ ших сотрудников универ­ сальные решения, примене­ ние которых дало новый импульс развитию бережли­ вых технологий, — уверен Антон Симаков. —Мы были БЕРЕЖЛИВОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕЛУ И ЛЮДЯМ Из пятидесяти участников национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» только два предприятия в Липецкой области представляют коммунальную сферу. Одно из них — ОГУП «Липецкоблводоканал» — добилось особенно высоких результатов при внедрении бережливого производства. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Нацпроект 5 20 / 11 / 20 Игорь Сизов НАШЕ ПРЕДПРИЯТИЕ СТАЛО ПЕРВЫМ УЧАСТНИКОМ НАЦПРОЕКТА В РЕГИОНЕ, КОТОРОЕ РАБОТАЕТ В СФЕРЕ ВОДОСНАБЖЕНИЯ. МНЕ ОСОБЕННО ИМПОНИРУЕТ В КОЛЛЕГАХ ИЗ РЦК ИХ ПРОСТОТА И ЯСНОСТЬ ПОДАЧИ ЗНАНИЙ. ЭТО НАСТАВНИКИ, КОТОРЫЕ ВИДЯТ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДПРИЯТИЯ НАШИМИ ГЛАЗАМИ И НАЦЕЛЕНЫ НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Антон Симаков Андрей Самохин , главный энергетик ОГУП «Липецкоблводоканал», руководитель рабочей группы по реализации проекта по внедрению бережливого производства Денис Проскурин , помощник генерального директора ОГУП «Липецкоблводоканал» Александр Вартанян , директор РЦК Только на печатной продукции удалось сократить до 75 процентов затрат. Учет, контроль и расходование материалов при производстве различных бланков и документов позволили экономить ежегодно около двух с половиной миллионов рублей. очень рады возможности та­ кого плодотворного сотруд­ ничества и рассчитываем на консультационную помощь после их ухода с нашего предприятия в связи с за­ вершениемшестимесячного срока. Движение шло навстре­ чу друг другу. Мы понимали необходимость серьезных перемен, а специалисты РЦК знали, как их осуще­ ствить. Наше предприятие стало первым участником нацпроекта в регионе, кото­ рое работает в сфере водо­ снабжения. Так что интерес был взаимным. Мне особен­ но импонирует в коллегах из РЦК их простота и ясность подачи своих знаний, что сегодня большая редкость. Это наставники, которые видят проблемы предприя­ тия нашими глазами и на­ целены на долгосрочный результат по обеспечению безубыточности предприя­ тия при высоком качестве услуг. Со стороны предприятия была создана рабочая груп­ па, основной движущей си­ лой которой стали главный энергетик Андрей Самохин и помощник генерального директора Денис Проску­ рин. Кроме того, в проекте приняло активное участие большое количество сотруд­ ников разных должностей и профессий — от начальни­ ка комплекса «Липецкий» до рабочих, от заведующих складом до кладовщиков. Команда получилась разно­ плановая и многопрофиль­ ная. Это стало основным плюсом, ведь главная задача проекта — вовлечение лю­ дей в процесс совместного строительства бережливого производства. Некоторые предприятия приглашают за огромные деньги консал­ тинговые компании в на- дежде получить долгосроч­ ные перемены. Но закан­ чивается эта затея сиюми­ нутными рекомендациями, которые в корне не меняют менталитет людей. Экономию по осени считают Одна из главных проблем заключалась в том, что вре­ мя на устранение аварий и подачу воды составляло до вхождения в проект в сред­ нем два дня при нормативе в восемь часов. После реали­ зации проекта этот показа­ тель снизился до нескольких часов, что важно не только с точки зрения выполне­ ния требований законода­ тельства, но и отзывов або­ нентов. В последнее время отсутствие воды по техни­ ческим причинам вызывает значительно меньше наре­ каний, чем раньше. В каче­ стве самого существенного достижения можно отметить тот социально важный факт, что количество невыполнен­ ных заявок снизилось на 65 процентов. Если в прошлом году количество перехо­ дящих заявок, которые не были устранены за сутки, доходило до 40 штук, то этим летом их число сократилось вдвое. А сейчас цифра еще ниже — до семи заявок. И самое главное, их причиной Если в прошлом году количество переходящих заявок, которые не были устранены за сутки, доходило до 40 штук, то этим летом их число сократилось вдвое. А сейчас цифра еще ниже – до семи заявок.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz