Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)

Тенденции ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 12 № 1 3 8 (26266) ПУШКИН, РОУЛИНГ И БРЭДБЕРИ: ШКОЛЬНИКИ НАЗВАЛИ СВОИХ ЛЮБИМЫХ ПИСАТЕЛЕЙ «Российское движение школь- ников» опросило более двух тысяч учеников о том, что они сегодня читают. Оказалось, для почти 20 про- центов ребят Александр Пуш- кин — один из самых любимых писателей. Они отмечают его «поэтичный слог», «наполнен- ные сюжеты», «отсутствие воды» и «легкость восприятия смысла». Среди книг школьной програм- мы, которые впечатлили школь- ников больше всего, на первом месте также оказались произве- дения Пушкина. Более 22 про- центов опрошенных школьни- ков отмечают, что «Капитанская дочка», «Дубровский» и «Евге- ний Онегин» произвели на них сильное впечатление. На втором месте среди популярных писа- телей британская писательница Джоан Роулинг. С небольшим отставанием замыкает тройку лидеров американский писатель Рей Брэдбери. Как школьники хотели бы изменить учебную програм- му по литературе? 22 процента российских школьников хотят сократить обязательный набор русской классики и дополнить уроки изучением зарубежной литературы. Причем не только классической, но и современной. Более 10 процентов хотели бы видеть в ней книги о приклю- чениях Гарри Поттера. Сразу за сагой о юном волшебнике идут произведения фантаста Рея Брэдбери и культового писателя Стивена Кинга. В целом более 49 процентов российских школьников поде- лились, что читают каждый или почти каждый день. 33,4 про- цента — читают несколько раз в неделю. Постоянно услугами школьной библиотеки пользу- ются 51,4 процента учеников, а 22 процента посещают время от времени. Важная тенденция: 45 про- центов школьников отмечают, что в период пандемии стали чи- тать больше. Среди любимых жанров они отмечают фантастику и фэнте- зи (54 процента респондентов), классическую литературу (40,4 процента), детективы и трилле- ры (39 процентов), художествен- ную прозу (33,3 процента) и лю- бовные романы (32,5 процента). Из прочитанного вне школы ребята чаще упоминали «Гарри Поттера», «Мастера и Маргари- ту», «451 градус по Фаренгейту», «Портрет Дориана Грея» и «Ви- новаты звезды». Исследование мнения рос- сийских школьных библиоте- карей также показало, что чаще всего ученики выбирают книги в жанре фэнтези. Среди популяр- ных книг, как отмечают библи- отекари, после «Гарри Поттера» идут произведения еще одной британской писательницы — Холли Вебб. Ее книги «вообще не задерживаются в библиоте- ке». Третье место делят между собой сразу несколько писате- лей — Александр Пушкин, чьи сказки особенно любят дети младшего школьного возраста, и книги писательницы Тамары Крюковой. Интересно, что «самым чита- ющим возрастом» у школьников библиотекари называют период 9–10 лет (72,6 процента), немно- го отстают дети в возрасте 6–8 лет (52,1 процента) и 16–18 лет (32,9 процента). А вот ученики 8 классов, по мнению респон- дентов, читают меньше всего. Фото Владимир Смирнов/ТАСС Страница подготовлена в рамках совместного проекта «Липецкой газеты» и «Российской газеты» ТОЛСТОЙ VS ГАРРИ ПОТТЕР Российские выпускники 2 декабря напишут итоговое сочинение. Зачет по нему — допуск к ЕГЭ. Ксения Колесникова К ак подготовиться и не наделать ляпов? На во- просы школьников на Youtube-канале Рособрнадзора ответил разработчик тем для это- го испытания, доктор филологи- ческих наук Алексей Федоров. Умение рассуждать Напомним, открытые на- правления известны. Всего их пять: «Забвению не подлежит», «Я и другие», «Между прошлым и будущим: портрет моего поколе- ния», «Времяперемен», «Разговор с собой». Но это — только общие «указатели». А конкретные темы ученики узнают за 15минут до на- чала сочинения в каждомрегионе. —Насколько хорошо выпуск- ник может рассуждать? Предла- гать свои ответы на философские вопросы?Высказыватьи аргумен- тировать свою точку зрения? Все это проверяет сочинение, — рас- сказалАлексейФедоров.—Важно не просто написать свои мысли по заданной теме, а подтвердить их, опираясь на литературный источник. Этоможет быть художе- ственное произведение, дневни- ки, мемуары, публицистика, фи- лософские и научно-популярные трактаты. В общем, выпускник может использовать все, что есть у него в «читательском активе». Правда, опыт показывает: в 90 процентов случаев ребята обраща- ются к произведениям школьной программы. Формальных требований не- сколько. Минимальный объем не менее 250 слов (в зачет идут и предлоги и другие «служебные» слова — Прим. ред. ). Рекоменду- емый — от 350 слов. Подсказка: сначала можно написать чер- новик, потом перечитать и пе- ресчитать слова и только потом переписывать текст начисто. Не забывать следить за временем: на все про все — 3 часа 55 минут. Без подсказок Работу нужно писать самому, без плагиата, шпаргалок, заучен- ных текстов и схем. —Если вамнравится какая-то чужая мысль, можно спокойно на нее сослаться, указав источник. Развернутые цитаты—это отлич- но, только старайтесь не делать в них ошибок. При этом объем ци- тирования не должен превышать объем вашего текста — то есть половины всего сочинения, — советует эксперт. Важно: сочинение должно со- ответствовать теме. Частошколь- ники раскрывают не конкретную тему, а более общее тематическое направление, известное заранее. Искусственный подгон темы — большой риск получить незачет. Внимательнее нужно быть и с ар- гументами, сопоройналитературу. — Часто сочинения выглядят так: первый абзац — короткое мнение, тезис по теме, основная часть — подробный пересказ ка- кого-то произведения. В конце повторяется тезис из вступления. Но так делать не надо! Не нуж- но подменять собственное рас- суждение пересказом, — говорит АлексейФедоров.—Другаякрай- ность:школьникне помнит, о чем произведение, и начинает импро- визировать, искажает его до неуз- наваемости. За такое тоженезачет. Правильная композиция и логика — без них никуда. Без речевых и лексических ошибок тоже лучше обойтись. — А вот за грамотность, точ- нее — ее отсутствие, довольно много ребят получают незачет, — говорит Алексей Федоров. До- пустимое количество ошибок не более пяти на 100 слов. Причем учитываются все грамматические ошибки. Фото Николая Черкасова ВОПРОС – ОТВЕТ l Если приведен пример только из одного произведения, то мо- гут ли поставить незачет из-за этого? Ответ: Нет, не могут. l Нужен ли подробный анализ про- изведений, которые привлекаются при аргументации? Ответ: Вы можете их ана- лизировать, если это поможет в работе, но вы не обязаны этого делать. l Имеет ли право участник на собственную оригинальную ин- терпретацию произведения? Ответ: Да, имеет. Важно, чтобы вы могли доказать свою точку зрения с опорой на лите- ратурный материал. l Я увлекаюсь искусством. Мож- но ли при аргументации опи- раться на описание архитек- турных памятников, картин, скульптур? Ответ: Можно, но не вме- сто литературного материала.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz