Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)

Переключая каналы ОБЪЯСНЕНИЕ В НЕЛЮБВИ в Пекине и в Москве, добавлял Уорхол, ничего красивого нет. Сейчас-то его претензии уста- рели. В российской столице есть уже и заведения, где тоннами поглощают многослойные бу- терброды с котлетами, и выстав- ка самого Уорхола. Крыса на подносе и акула в формалине В «Постскриптуме» нас по- знакомили с исканиями осо- бо прогрессивных творцов. Большинство из них не нужда- ется в красках, холстах, кистях. Вот вам акула в формалине. Формалин, правда, не помог: акула начала припахивать. Ав- тор срочно заменил ее новой. Вот мелькнул на экране наш соотечественник Павленский. Тот, что приколачивал свое при- чинноеместокбрусчаткенаКрас- ной площади и поджигал двери ФСБ на Лубянке. На родине его не оценили. Он попросил поли- тического убежища во Франции. А там уже подпалил двери круп- нейшего банка. За что, несмотря ни на какие свободы, Павленско- го скрутили и быстренько поса- дили. Банк — дело серьезное, это вам не пророкМухаммед, над ко- торымможношутить как угодно. Вот еще один продвинутый, видимо, художник приклеил к стенке музея банан. А его сопер- ник, тоже художник, этот банан отлепилотстены,почистилисъел. То и другое объявлено важны- ми свершениями «акционист- ского искусства». А вот господин, что и на ба- нан не потратился. Он фасует по баночкам собственные экскре- менты. И, представьте, его баноч- ки раскупают. Найдена поистине золотая жила. Исходного мате- риала хватает. А в случае творче- ского кризиса можно сбегать в ближайшую аптеку за мезимом. Вы полагаете, все это поз- волительно считать чем угод- но — игрой, глупостью, хули- ганством, пиаром, признаком душевного нездоровья, но уж никак не искусством? Наивные! Американский архитектор Райт предложил исчерпывающее определение: «Если это поку- пают, значит, это искусство». А покупать покупают. И не за гроши — за сотни тысяч, а то и десятки миллионов долларов. Покупателям кажется, что картинки из беспорядочных мазков, раскрашенные в разные цвета колченогие табуретки или акула в формалине — что-то не- бывало свежее, смелое, револю- ционное. Между тем всем этим нова- циям, как говорится, в обед сто лет. У главного юмориста доре- волюционной России, редактора журнала «Сатирикон» Аркадия Аверченко есть рассказик «Кры- са на подносе». В нем описана выставка нового искусства с нарисованной на куске рогожи пятиногой голубой свиньей, с тремя жестяными трубочками и осколком зеркала (это, оказы- вается, скульптурная компози- ция «Американец в Москве») и прочими дерзаниями. А гвоздь программы — прикрепленная к черному подносу дохлая крыса в окружении четырех обгоревших спичек и конфетных фантиков. Наверное, автору не хватило де- нег на акулу, вот он и вынужден был удовольствоваться крысой. Аверченко как здоровый, ум- ный человек смеялся над шар- латанством и шарлатанами. Ему в голову не приходило усматри- вать в их проделках философ- скую подоплеку, отыскивать смысл в бессмыслице. Сегодня бы его не поняли. И крысам на подносе, и акулам в формалине отдают развороты в искусствоведческих журналах, им посвящают монографии с сотнями репродукций на мело- ванной бумаге. Впрочем, нынешний размах крысотворчества, возможно, и ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 20 № 1 35 (26263) И вдруг в течение двух- трех дней десять раз подряд нам показа- ли скульптуру во дворе музея Сергея Есенина. Даже Алексей Пушков в «Постскриптуме» го- ворил о ней не меньше, чем о Карабахе или коронавирусе. Три события почти совпали по времени. Креативный вая- тель представил миру некое су- щество, что выгнулось словно в эпилептическом припадке, с конечностями вроде присосок спрута, но с лицом более-менее похожим на лицо Есенина. В Третьяковке перед пора- зительным, волнующим публи- ку уже два столетия полотном «Явление Христа народу» по- ставили стенд с огромной вет- кой — у меня она ассоциируется с большущей рогаткой. Выбор места для ее демонстрации сви- детельствует: создан шедевр не хуже картины гениального Александра Иванова. Опять же, в Третьяковке, но на Крымском Валу, откры- лась, по выражению критиков, пафосно-грандиозная экспози- ция «Я, Энди Уорхол». Эрудиты в курсе: Уорхол признан клас- сиком авангарда, лидером так называемого поп-арта. Самое знаменитое из его достижений— изображение выставленных в ряд одинаковых консервных банок. А еще он придумал по- вторить много раз одну и ту же рекламную картинку с Мэрлин Монро. Толкователи до сих пор га- дают, зачем. То ли художник благословлял общество потреб- ления, где еда и плотские удо- вольствия превыше веры в Бога и вообще всего, что выходит за пределы материальных интере- сов. То ли, напротив, издевался над бездуховностью современ- ников. Всерьез ли он или с иро- нией провозглашал, что самое красивое в Токио, Стокгольме и Флоренции — «Макдоналдс»? А вправду заслуживает и анали- за, и серьезных объяснений? Мыэтогодостойны? Провокации и скандалы — цель современного искусства. Разрыв с традицией, отречение от тысячелетнего культурного наследия — обязательное усло- вие. Леонардо да Винчи годится для одного: чтобы пририсовать его Джоконде усы. Так поступил весьма известный художник, ре- шив, видимо, занять место тита- на Возрождения. Отречение — знаковый риту- ал нашей эпохи. Отрекающимся наплевать и на Леонардо, и на Пикассо, и наШагала, и на Пет- рова-Водкина. Все эти мастера, и реалисты, и нереалисты, —от- стой, помеха, препятствие. Пока кому-то нравится «Купание красного коня» или «Девочка на шаре», самозванцам, ловкачам, богохульникам неуютно. Талантливый российский живописец и писатель Максим Кантор предлагает задуматься вот над чем. Художники минув- ших времен многое поведали о своеммире, о человеке, каким он тогда был. А что узнают далекие потомки о нас, глядя на шерен- ги консервных банок и лубок с целующимися милиционерами? Не больше, чем мы, допустим, о начале минувшего века, стоя хоть перед «Черным квадратом», хоть перед крысой на подносе. Попробуйте отделить ци- ничные опыты в стенах галерей и выставочных залов от всего, что творится за их пределами. От появления вместо матери и отца «родителя№1» и «родителя № 2». От произвольного выбора ребенком своего пола. От вала фейков, упраздняющих само по- нятие правды, реальности, до- стоверности. И так далее. Искусство делало зрителей добрее, мудрее, раскрывало по- тенциал личности, дух народа. По крайней мере, так когда-то считалось. Но то было искус- ство без баночек с фекалиями и монстров, которым присваива- ли имена выдающихся поэтов. И тут закрадывается подозре- ние: а вдруг мы того искусства уже недостойны? Вдруг нам не нужно здоровое искусство, по- скольку мы сами больны? И дай Бог, чтобы не безнадежно. Так что не напрасно полито- лог Пушков неожиданно вклю- чил в свой телеобзор вместе с самыми тревожными темами и невеселую историю про памят- ник Есенину. Фото с сайта rg.ru Памятник Есенину работы Григория Потоцкого Исаак Розенфельд, обозреватель «Липецкой газеты» Провокации и скандалы — цель современного искусства. Разрыв с традицией, отречение от тысячелетнего культурного наследия— обязательное условие. ЗАСТАВЛЯЯ ЛЮДЕЙ ПОКЛОНЯТЬСЯ МЕРТВЕЧИНЕ ИЛИ ЛЮБОВАТЬСЯ ЧИСТО ДЕКОРАТИВНЫМИ КВАДРАТИКАМИ И ПРЯМОУГОЛЬНИКАМИ, ИХ ВОЗВРАЩАЮТ К ЯЗЫЧЕСТВУ, ПЕРВОБЫТНОЙ ДИКОСТИ, К ПУСТОТЕЛЫМ СИМВОЛАМ, ЗАМЕНЯЮЩИМЖИВЫЕ, СОГРЕТЫЕ СОЧУВСТВИЕМ И СОСТРАДАНИЕМОБРАЗЫ. АВАНГАРД РАСЧЕЛОВЕЧИВАЕТ. В СУЩНОСТИ, ОН ВЕДЕТ ДИВЕРСИОННЫЕ ОПЕРАЦИИ, ОСЛАБЛЯЮЩИЕ НАШЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ МАНИПУЛЯТОРАМ, ИСКАЖАЮЩИМ, ЛОМАЮЩИМ ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮПРИРОДУ Максим Кантор Не припомню, чтобы какой-нибудь канал, за исключением «Культуры», хотя бы тридцать секунд уделил новостям изобразительного искусства.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz