Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)
Интервью ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 12 № 1 35 (26263) ПОСЛЕДНИЙ ГЕРОЙ Фильм «Цой» точно выйдет в широкий прокат 12 ноября, уверяет Алексей Учитель. Зоя Игумнова В нем не будет актера, игра- ющего кумира миллио- нов, зато появится живой иктор, поющий свои песни. А на очереди — байопик о Дми- трииШостаковиче, чья гениаль- ная музыка и загадочная судьба не дают режиссеру покоя. Ожидание «последнего героя» — Вы снимали живого Цоя, делали фильм-посвящение «По- следний герой». Почему решили вернуться к его истории? —Я зналВиктора и его семью. Был в Латвии, на месте аварии, видел водителя «Икаруса», в ко- торый врезался «Москвич» Цоя. Стех пор этот человекне выходил у меня из головы. Он не знал, кто такой Цой, не слышал его песен. Но с того дня егожизнь радикаль- но изменилась. Представьте, жить с осознанием, что ты был прича- стен к гибели кумира миллионов. Роль непростая, интересная — сыграл ее Евгений Цыганов. Я решил рассказать историю, в ко- торой не будет Виктора, но она все равно будет о нем. Конечно, многое из происходящего в кар- тине—художественный вымысел. Когда в 1990-х, уже после ги- белиЦоя, я снимал документаль- ный фильм «Последний герой», мы даже провели своеобразный следственный эксперимент. Взя- ли похожий «Москвич» и про- ехали весь путь, которым ехал Виктор с рыбалки. Никто не знает, как это могло быть, но все версии— заснул за рулем, в ДТП участвовал еще один автомобиль — кажутся неправдоподобными. А вот что могло быть причиной катастрофы, зрители увидят в нашем новом фильме. — Как это, фильм о Цое, а его там нет? — Нет артиста, играющего Цоя. Но зато у нас будет живой Виктор — фрагменты из моих документальных фильмов. А еще песни, которые споет он, а не кто-то за него. — Евгений Цыганов — очень въедливый артист. Вам симпати- зирует его стремление как можно глубже погрузиться в материал? — Скажу больше: именно поэтому так интересно с ним работать. Мы долго с ним спо- рили, надо ли его герою гово- рить с латышским акцентом. В итоге нашли компромисс: сама речь — русская, но вкрапления латышских слов дают понять, где мы находимся. Женя — за- мечательный актер, который не просто приехал сниматься, а глубоко вникал, сопережи- вал. Кстати, у него есть своя рок-группа. Мне кажется, он и все, кто делал это кино, в об- щем-то, шли по краю пропа- сти и изначально взяли на себя огромную ответственность пе- ред собой, Цоем и миллионами его поклонников. Важно было и этически, и морально достойно пройти этот путь. Эта музыка будет вечной — Какая музыка играла у вас в машине, когда вы готовились к фильму? Группа «Кино»? — Нет. Для подъема твор- ческого настроения мне это не нужно. Я пересматривал кадры выступлений группы «Кино», которые снимал в 1980-х с опе- ратором ДмитриемМассом. Каждый год в Санкт-Петер- бурге мы проводим большой международный фестиваль «По- слание к человеку». Открытие всегда проходит на Дворцовой площади. Год назад мы пригла- сили Большой симфонический оркестр и композитора Игоря Вдовина, который сделал об- работку песен Цоя. Солиро- вал Юрий Каспарян, гитарист группы «Кино». А сын Виктора, Александр Цой, создал видео-арт для этого концерта. Получилось эмоционально сильно. —Фильм еще не вышел, а сын Виктора Цоя Александр обратился к президенту с просьбой запретить выход «Цоя». Какова была ваша реакция? Родные музыканта уже увидели картину? — Родные — это отец и сын Виктора. Они читали сценарий, высказывали свои соображения. Окончательного варианта кар- тины не видели. Поэтому судить о том, каким фильм получился, им, думаю, трудно. Безусловно, родственники могут высказы- вать свое мнение, но запре- тить картину невозможно. Мы не нарушили ни одного закона Российской Федерации. Карти- на получила все документы как подтверждение того, что ее могут смотреть зрители. Писать письмо главе госу- дарства — это какой-то полу- анекдотический случай, нон- сенс. Будто руководству стра- ны заниматься больше нечем. Думаю, Виктору Цою было бы стыдно за сына, просящего пре- зидента запретить фильм. Меня это не пугает. С подобной реак- цией может столкнуться любой режиссер, автор пьесы, сцена- рия. Когда созданное произве- дение воспринимают как сле- пок жизни, это невозможно и не нужно. Художник смотрит на мир своими глазами, у него свое представление реальности. А запрещать высказываться — неразумно. Плюсы пандемии —В прошлом году ВГИКу, где вы преподаете, исполнилось 100 лет. По этому случаю было боль- шое совещание кинематографи- стов с президентом. После этого в главном киновузе страны что-то изменилось? — Многое. На совещании тогда обозначили проблему, что студенты учатся, а снять фильм не могут. После этого разгово- ра ситуация стала меняться. К работе со студентами подклю- чились некоторые студии. Так, наша кинокомпания производит два-три дебюта в год. И в целом количество дебютных фильмов увеличилось. Это здорово, ведь ребятам очень важно окончить институт и не потеряться. — Как вы занимались со сту- дентами в пандемию? Самоизоля- ция может быть результативной? — У меня сейчас четвертый режиссерский курс во ВГИКе. В апреле они должны были сни- мать курсовые работы. Но ни ВГИК, ни учебная студия не ра- ботали. Мы общались по Zoom. Я предложил ребятам посмо- треть вокруг и придумать фильм, игровой или документальный, который можно снять в сложив- шихся обстоятельствах. В июле они представили то, что получи- лось. Обычно я ставлю несколь- ко двоек, довольно много троек и одну-две пятерки. Но на этот раз ни одной тройки. Практиче- ски весь курс получил «отлично». Удивительным образом ко- ронавирус благотворно повлиял на творческий процесс. Не было отвлекающих моментов, ребята сосредоточились и хорошо по- работали. Конечно, некоторые сюжеты связаны с пандемией. У одной студентки мама — врач скорой помощи, и вся семья пе- реживала, что заражение неиз- бежно. Но для дочери мамина работа стала потрясающим чело- веческим материалом. Она сняла не героический фильм, а будни врача, напо- минающие военную хронику. Когда перед выездом героиня го- ворит своим коллегам: «Ну что, чайку попьем? На станции уже трое заболели, двое умерли. Мы тоже заболеем. И если так, то все вместе поедем на дачу. Будем выпивать и дружно болеть». В этом, казалось бы, черном юмо- ре и заключается настоящая эмоция. Это могло бы стать игровым кино, но, если рассказать все, что происходило на скорой, ни- кто не поверит. —О чем будет ваш следующий фильм? — Сейчас мы с Александром Тереховым работаем над но- вым сценарием. Это будет мас- штабное кино о Шостаковиче. Предвижу многие сложности. Шостаковича как человека мало кто представляет и знает. Разве что знакомы с его гениальной музыкой. Как она создавалась и какое влияние на этот про- цесс оказывали личная жизнь и обстановка вокруг — для меня всегда было самым интересным. Я очень увлечен. Думаю, начнем работу над фильмом при хоро- шем раскладе в следующем году. Фото: ИЗВЕСТИЯ/ Александр Казаков Надо попытаться разгадать загадку, почему спустя 30 лет популярность Виктора Цоя только растет, почему нынешняя молодежь поет его песни, а сам Виктор для них — реальный кумир. Страница подготовлена в рамках совместного проекта «Липецкой газеты» и газеты «Известия» Алексей Учитель — народный артист РФ, режиссер, сценарист. В 1975 году окончил ВГИК. Работал на Ленин- градской студии документальных фильмов. В 1990 году основал киностудию «Рок». В игровом кино дебютировал в 1995-м фильмом «Мания Жизели». С 2010 года — прези- дент фестиваля «Послание к человеку». В его фильмогра- фии — картины «Дневник его жены», «Край», «Пленный», «Космос как предчувствие», «Прогулка», «Матильда» и другие. Лауреат премий «Ника», «Золотой орел», Гран-при «Кинотавра», «Хрустальный глобус», «Золотой Святой Георгий». СПРАВКА ПИСАТЬ ПИСЬМО ГЛАВЕ ГОСУДАРСТВА — ЭТО КАКОЙ- ТО ПОЛУАНЕКДОТИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ, НОНСЕНС. БУДТО РУКОВОДСТВУ СТРАНЫ ЗАНИМАТЬСЯ БОЛЬШЕ НЕЧЕМ. ДУМАЮ, ВИКТОРУ ЦОЮ БЫЛО БЫ СТЫДНО ЗА СЫНА, ПРОСЯЩЕГО ПРЕЗИДЕНТА ЗАПРЕТИТЬ ФИЛЬМ Алексей Учитель
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz