Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Образование 5 11 / 11 /20 Дети с расстройством аутистического спектра (РАС) могут успешно учиться в обычной школе, если взрослые позаботились о создании для них специальных образовательных условий, утверждают специалисты. Ольга Шкатова МЫ УЖЕ СЕГОДНЯ ДУМАЕМ О ТОМ, КАК ЭТИМДЕТЯМ ЖИТЬ ЗАВТРА, ПОЭТОМУ ПРЕДПРИНИМАЕМШАГИ ПОИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ. САМОЕ ВАЖНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАС СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО ИМЕННОШКОЛА ЯВЛЯЕТСЯ ЕСТЕСТВЕННОЙ СРЕДОЙ, В КОТОРОЙ ПРОИСХОДИТ ПОДГОТОВКА РЕБЕНКА С АУТИЗМОМ К ДАЛЬНЕЙШЕЙ ЖИЗНИ. Оксана Драганова ВЫЙТИ ИЗ СКОРЛУПЫ В четырех школах Липецка открыты ресурсные клас- сы для обучения детей с аутизмом. А на базе городской школы № 30 р еализуется проект, цель которого — помочь подросткам с РАС освоиться в быту. Вкусная яичница Занятия в кабинете техноло- гии с ребятами проводит учитель ресурсного класса Светлана Ку- рьянова. По программе, рассчи- танной на шесть лет, обучаются восемь ребят-аутистов. За полтора десятка лет препо- давания в школе Светлана Вла- димировна получила богатый профессиональный опыт. Но для того, чтобы заниматься с осо- бенными детьми, ей пришлось пройти специальные курсы. Как и ее коллегам — Татьяне Ани- кеевой и Ольге Шабуниной. Их задача — сопровождать образо- вательный процесс, помогать детям справляться с задачами, вызывающими у них затрудне- ния. Кроме того, у каждого ре- бенка есть своя индивидуальная программа развития. Освоить ее также помогает учитель. На занятия к этим педаго- гам приходят участники проекта «Социальная реабилитация под- ростков с РАС «Путь в мир». —Я понимаю, что мои маль- чики из ресурсного класса скоро подрастут и им понадобится по- мощь в освоении жизненного пространства. Я должна быть го- това помочь им и в дальнейшей жизни, и хочу четко понимать, как это можно сделать, — объ- яснила Светлана Владимировна. Елена Волокитина работает с Андреем по индивидуальному плану Ольга Шабунина помогает Никите справиться с колбасой За два месяца ребята изучили правила техники безопасности работы с электрической плитой, пробовали делать бутерброды, варить яйца. На очередном за- нятии они учились жарить яич- ницу. Вначале парни вместе с педагогом повторили правила пользования плитой. Потом они узнали, что понадобится для приготовления простого и привычного для всех блюда, по- смотрели видео-урок и, надев фартуки, вместе с педагогами принялись за дело. Сергею первому удалось раз- бить яйцо в миску. Андрей на- стойчиво учился резать колбасу, потому что решил добавить ее в свое блюдо. Никита не ожидал, что яичница заскворчит на ско- вороде, и громко выражал свои эмоции. Итог порадовал всех: яичница ни у кого не подгорела, и ребята с удовольствием съели все, что сами приготовили. Маленькие победы В этом уроке принимала уча- стие и психолог Татьяна Маль- цева. — У особенных детей своя реакция на происходящее, и у родителей бывает много вопро- сов по их нежелательному пове- дению. Испытывая сенсорные перегрузки, дети могут начать прыгать, трясти руками, стучать по столу. Посторонних людей это пугает. А ребенку надо просто высвободить энергию. Психоло- гическая помощь бывает нуж- на и самим родителям. Благо- даря этому проекту у них есть возможность общаться со спе- циалистами и друг с другом, — считает Татьяна Павловна. Немного свободного времени у родителей появляется как раз во время занятий, когда они ждут своих детей в коридоре школы. — Сыну 14 лет. Академиче- ские навыки он получает в Цен- тре дистанционного образова- ния. Но это индивидуальное обучение, и общения мальчику не хватает, — посетовала Оль- га Зелепукина. — Поэтому мы рады, что принимаем участие в проекте, который расширяет наши возможности. Мы научи- лись делать винегрет и бутер- броды. У Андрея была пищевая зависимость, то есть, он боялся пробовать что-то новое. А здесь попробовал бутерброды, чего никогда не делал раньше. После занятия утром следующего дня он закрепил результат: сделал бу- терброды себе и родителям. Это маленькая победа. Наши педаго- ги — настоящие профессиона- лы, хорошо знающие свое дело. К каждому ребенку они находят свой «ключик». Дети выполня- ют общее задание, находятся в группе как друзья. Они учатся общаться, помогать друг другу, дружить. Это важно для их со- циализации, чтобы они умели спросить, попросить, поделить- ся своим. Кроме того, Андрей за- нимается в ансамбле танца «Па- раллели», приобретая важные навыки общения в коллективе. Родительская инициатива Иницитатором проекта «Путь в мир» выступила Липец- кая региональная общественная организация родителей детей с РАС «Вырастите мир. Аутизм в Липецке». Его реализация стала возможной благодаря городской субсидии и взаимодействию об- щественников, школы и центра «СемьЯ», где в сентябре этого года открыт отдел сопровождения инклюзивного образования детей с РАС и другими ментальными нарушениями. По словам куратора проекта «Путь в мир» Александры Ро- щупкиной, его направленность на подростков неслучайна. С ними работать сложнее, потому что у них уже накопился багаж нежелательного поведения и проблемы социально-бытовой адаптации и коммуникации. — Есть научные методы, ко- торые основаны на прикладном анализе поведения. Они исполь- зуются только в ресурсных клас- сах. Сегодняшние подростки с РАС не обучались в таких клас- сах и не получали помощи рань- ше. Детям, не прошедшим по- веденческую терапию, сложно, а порой и невозможно усвоить многие необходимые навыки. Им трудно скорректировать по- веденческие шаблоны, которые закреплялись годами. Проект позволяет все это сделать, — убеждена Александра Рощуп- кина. — Мы хотим нарабаты- вать опыт, распространять его и, главное, систематизировать. Необходимо координировать работу педагогов, проводить для родителей обучающие тренинги. Одна школа не может справлять- ся с этим. Задача нашего отдела — построить работу не только в рамках инклюзии, но и наладить сопровождение детей на других этапах жизни. Как отметила директор цен- тра «СемьЯ» Оксана Драганова, именно родители выступили с запросом на создание специаль- ных условий для обучения их особых детей. — Мы уже сегодня думаем о том, как этим детям жить завтра, поэтому предпринимаем шаги по их социализации. Самое важ- ное преимущество инклюзивно- го образования для детей с РАС состоит в том, что именно школа является естественной средой, в которой происходит подготовка ребенка с аутизмом к дальней- шей жизни, — убеждена Оксана Александровна. — После шко- лы ему предстоит жить в том же обществе, что и выпускникам обычных школ. Чем раньше они познакомятся друг с другом, тем выше шанс того, что между ними сложатся понимание и взаимо- действие. Мы рады, что откли- каются неравнодушные люди, предоставляют площадки, созда- ют дополнительные условия для помощи детям с РАС и восста- новления ресурсов их терпели- вых родителей. Фото Павла Острякова Сегодня для обучения детей с РАС открыты шесть ресурсных классов. Пять действуют в областном центре и один — в Ельце.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz