Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)

День газеты 3 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 07 / 01 / 20 «МЯГКАЯ СИЛА» ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА РАСТЕМ И МЕНЯЕМСЯ ВМЕСТЕ С «КРЕСТНИКОМ» НАШЕЙ ГАЗЕТЫ Малыш не только ро- дился в одиндень с газетой и ровно через век после выхода первого номера «ИзвестийЛипецкогоСо- вета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов», с которого «есть пошла» сегодняшняя «ЛГ». Се- режа является еще и пра- внуком нашего коллеги Владимира Азарина, ра- ботавшего в «Ленинском знамени» (так тогда назы- валась «Липецкая газета») в 70-е годы предыдущего столетия. Встреча год спустя Как видите, поводов принять мальчика под свое покровительство было у нас предостаточ- но. И в юбилей газеты его родителям — Дмитрию и Лилии — мы вручили памятный сертификат на пожизненную подписку, а нашему названному крестнику — капсулу с пожеланиями, которуюон долженоткрыть, когда ему исполнится 20 лет. Все это время мы пла- нируем быть рядом, по- скольку для «Липецкой газеты» мальчик теперь — названный крестник, приемный сын, вопло- щение надежд на своего, молодого и образован- ного, читателя. Поэтому мы намерены посильно участвовать в его разви- тии, взрослении, профес- сиональных и жизненных поисках. Взяв за отправную точ- ку 100-летний юбилей газеты, мы уверены, что даже самая важная веха, значительный этап — это не подведение итогов, не завершение пути, а начало новой жизни. А как растет и развивается ребенок, так преобразуется и все жи- вое на свете. В том числе наше издание, способное меняться и быть востребо- ванным. Словом, растем вместе. Без смартфона и телевизора — Это Сережин, — де- ловито принял мальчик мини-автомобиль, ко- торый мы подарили ему от «Липецкой газеты». Правда, имя его в соб- ственной интерпретации звучит несколько по-ино­ му, но разговаривает ма- лыш для своих двух лет просто замечательно. И тут же демонстрирует все своиприобретенные за год знания и умения. Помогая в гараже папе —«Димочке»: малышвсех называет ласково-умень- шительно, хотя никто его этому специально не учил, уверяет мама «Лилечка», — Сережа уже выучил, где у машины руль, где фары, колеса, сиденья и так далее. Смело оседлав авто, выявил его ходовые ка- чества, «устроил» пару выразительных аварий, ликвидировал их послед- ствия, быстро усвоил, как включать свет и звуковые сигналы, и даже пытался разобрать автомобиль для более точного с ним озна- комления. Обожает он и конст­ рукторы. А тот, который мы подарили в придачу к машине, поразил его во- ображение. Он высыпал целый мешок деталей и увлеченно начал собирать дом, потом автобус, ко- раблик, самолет, ракету, безошибочно составляя их и попутно называя все звенья и компонен- ты моделей. Он в курсе, что городской автобус едет к остановке, а де- ревья растут на даче, где есть заборчик и калитка. Даже в макете дерева он по вырезанным в кроне кружочкам узнал яблоню и рассказал, как осенью с нее падают яблоки, а заодно вспомнил о ко- зочках. Словарный запас, уме- ние изъясняться целыми предложениями — это все от большого внимания к ребенку. Просто с ним много разговаривают, иг- рают, читают, гуляют. И это куда полезнее для раз- вития, чем включенный телевизор или компью- терная «стрелялка». Кста- ти, телевизора в доме нет вовсе. И это принципи- ально. Кем быть, каким быть Сережа не боится чу- жих людей и охотно про- вел для нас экскурсию по квартире, где все преду- смотрено для правильно- го развития ребенка: там чисто, свежо, просторно, потому что нет лишних вещей. Посреди комна- ты — ковер, где Сережа может свободно играть и резвиться. Мальчик показал нам нарядную елочку, гир- лянду со звездочками. И объяснил, почему нельзя совать пальчики в розетку: там бьет (постучал при этом по столу кулачком) страшный ток. А еще ма- лыш призвал нас эко- номить электричество, потому что «денежки го- рят» (бабушка научила). В связи с последним об- стоятельством произошел такой курьез: когда Лиля пришла с сыном в банк, чтобы оформить зарплат- ную карту, Сережа, опо- вестив всех, что «денежки горят!», выключил там свет. Сотрудники банка встрепенулись... Сегодня малыш обна- руживает столько талан- тов, что даже родители и бабушка «Маргариточка» теряются: откуда? Тяга к технике от отца, Дмит- рия Пищикова: хоть он журналистский внук, но предпочел армию, увле- кается техникой. Однако Сережа увлекается еще и часами — они его просто завораживают, самые лю- бимые — на площади Со- борной. К тому же маль- чик классно рисует: его абстракции, написанные в ярких цветовых гаммах, хоть на стенку вешай. Ну а еще один талант пока только угадывает- ся — к музыке. Сережа просит купить ему «скри- почку с палочкой», иногда пропевает обычные сло- ва, а получается чуть ли не ария Ленского «Куда, куда вы удалились...». Все становится на свои места, когда Лиля признается, что окончила Гнесинку по оперному вокалу (!), семь лет работала в Москве в прославленной Государ- ственной академической симфонической капелле России, у нее большой артистический и препо- давательский опыт. Но все это было не востребо- вано в родном Липецке, куда они с мужем верну- лись несколько лет назад. Однако сейчас ситуация изменилась, и Лиля пре- подает вокал в детской школе искусств. «Родился и в газету попал» Это мама о сыне. И если честно, то она раду- ется и гордится дружбой с нашим изданием. Потому что «Липецкую газету» читают в их семьях с не- запамятных времен, не говоря уж о том, что свя- заныс ней, можно сказать, кровно. ИСережа уже ста- рательно выговаривает ее название, охотно рассмат- ривает в ней «картинки». Когда на столе оказал- ся номер нашей газеты от 25 декабря, внимание мальчика привлекла ил- люстрация к материа- лу о новом социальном контракте, где семья по- зирует на фоне коровы, приобретенной с госу- дарственной помощью. Сережа рассказал, что жуют буренки, показал, на каком языке они «раз- говаривают»: дачные впе- чатления помогают. Кстати, мальчик уже готов учить иностран- ный язык, считают его родители. Однако решили подождать, пока он род- ную речь получше усвоит. Но через год придется к Сереже и журналистов со знанием английского снаряжать. Пищиковы мечтают дать Сереже хорошее образование : не ради престижной «корочки», уточняет Лилия, а ради знаний, основательной подготовки к будущей жизни, чтобы обрести в ней достойное место и любимое дело. С новым годомсвязывают родители свои надежды на хорошее здоровье сына и дальней- шее его развитие. «Липец- кая газета» желает своему названному крестнику того же, а о дальнейшей судьбемальчикамыобяза- тельно расскажем к следу- ющему дню рождения его и нашей газеты. К огда-то любили говорить: хороший человек — не про- фессия. То есть, впереводе на нынешний деловой жаргон, компетенции и навыки важнее порядоч- ности, честности, интел- лигентности. Но Бобков — особый случай: он стал хорошим редактором как раз потому, чтобылна ред- кость хорошимчеловеком. Интеллигент нашей профессии У Владимира Даля мне попался давно забытый глагол «редижировать». В позапрошлом веке его употребляли наряду с «ре- дактировать» как сино- ним. Правда, сначала он появился в среде музы- кантов и обозначал руко- водство, дирижирование оркестром. А потом уже перекочевал в журнали- стику. Многие до сих пор по- лагают: главныйредактор, как и главный дирижер, должен быть диктатором. Иначе не управишься с «оркестром», пусть он оснащен не скрипками и трубами, а перьями, то бишь компьютерами и фотоаппаратами. Какой репортер или аналитик не почитает себя если не гением, то, по крайней мере, талантом. И в силу этого хочет быть самосто- ятельныминезависимым. Но вотИванМитрофа- нович, редижируя вначале своей редакторской ка- рьеры липецкой «моло- дежкой», а затем восемь лет «Ленинским знаме- нем», относился к этим амбициям с пониманием. Никакого диктата и дав- ления. Ему нужны были не подчиненные, а еди- номышленники. Он доро- жил малейшей искоркой одаренности. Его простой секрет: редактор работает не с текстами, а с людьми. Михаил Лыткин, ве- теран «Липецкой газеты» вспоминает: — В Липецк я приехал из Старого Оскола. Позна- комился с Иваном Мит- рофановичем, показал ему две-три старооскольских публикации. И он сказал: «Будемработатьвместе.Но сейчасуменянетвакансий. Потерпи полгода, ну, год. Ты первый на очереди». У другого это было бы веж- ливой формой отказа. А он спустя недолгий срок действительнопринялменя в редакцию. Всегда считалось, что начальство полагается побаиваться. Но Бобков, по-моему, ни разу в жизни не повысил голос. Однако журналисты понимали: очень стыдно его подвести. И еще: редакторы, чаще всего, беспощадно режут твои материалы, перекра- ивают. И не согласовав с автором, отправляют в набор. А Бобков, изменив три фразы, заглядывал к журналисту — заметьте, не к себе вызывал, сам при- ходил — и спрашивал: «Ты не против этих поправок? Может, у тебя есть другие варианты?». Если ты обращался к нему с какими-то своими сложностями, он выныри- вал из бесконечной газет- ной текучки и не торопясь слушал, вникал. В такие минуты казалось, что ты для него самый важный человек. Принимая удар на себя Бобков принадлежал к поколению детей войны. В двенадцать лет был эва- куирован. Вернулся в род- ной Воронеж, превратив- шийся в руины. Вероятно, тогда он и усвоил первые уроки сострадания, взаи- мопомощи. После университе- та мог заняться наукой, преподаванием, но его тянуло в газету. Начинал скромно — корректором. Однако очень быстро и легко преодолел все сту- пени к профессии. Через несколько лет, перебрав- шись в Липецк, он был уже одним из ведущих журналистов комсомоль- ской газеты «Ленинец». Немногим позже его на- значили ее редактором. Он верил в силу слова Бобков не делал карье- ру, но получил почетные награды и регалии, начи- ная со звания «Заслужен- ный работник культуры РСФСР». Его имя занесли в областнуюКнигу трудо- вой славы. В отличие от металлурга или передово- го комбайнера журнали- сты удостаивались такой чести редко. Редакция была для Бобкова, простите за штамп, родным домом. Он вышел на пенсию, но через время вернулся, чтобы взвалить на себя новую ношу, — отдел пи- сем, требовавший каждо- дневной самоотдачи. Ведь сюда обращаются те, у кого беда, кого обидели, кому необходима защи- та. И Бобков настойчиво добивался восстановле- ния справедливости. Он, собственно, и выбрал, как сказано в старой жур- налистской песне, «бес- конечные хлопоты эти», потому что верил в силу слова, в неразрывную связь слова и дела. Девяносто лет назад родился журналист Иван Бобков. Большая фотография Ивана Митрофановича многие годы стоит в кабинете его преемников — редакторов «Липецкой газеты». Редакторы меняются, портрет остается. Исаак Розенфельд Фото Ольги Беляковой Фото из архива редакции — В советские времена редактор областной газеты отвечал не только за то, что публиковал. Печатное слово должно было влиять на все важнейшие процессы в регионе. И в высоких ка- бинетах с него спрашивали, прежде всего, за это. Иной, в очередной раз побывав «на ковре», начинал дер- гаться сам и дергать жур- налистов. Но ИванМитро- фанович не делился с нами своими огорчениями. Мы ведать не ведали, каково ему приходилось, как он горой вставал за авторов жестких критических материалов. Он не втягивал нас в конфликты с недовольными чиновниками. У газетчиков в командировках, за письменным столом должны быть хорошее настроение, кураж, же- лание работать, считал он. А терпеть и держать удар входит, так сказать, в должностные обязан- ности редактора. Он не лез на рожон, но посто- ять за газету умел. В нем самом не было ничего чиновничьего. Но партийно-чинов- ничья специфика была ему известна изнутри. Ему пришлось пора- ботать в обкоме — он курировал культуру. И отнюдь не формально выстраивал отношения с художниками, музы- кантами, литераторами. Народ это нелегкий, непокладистый, но у Бобкова с ними все получалось. Например, когда в сообществе художников возникли большие трения, все воевали со всеми — он сумел остановить эту войну. Дело тут, наверное, еще и в том, что Иван Мит- рофанович тоже был человеком творческого склада. Интересовался живописью, прекрасно пел, в студен- ческие годы даже организовал в Воронежском уни- верситете хор. Для меня большая удача, что столько лет мне довелось быть рядом с ним. Владимир Савельев долгое время возглавлял нашу редакцию: «Липецкая газета» продолжает следить за судьбой Сережи Пищикова, родившегося в 100-летний юбилей издания, 6 января 2018 года, и ставшего для нашего коллектива названным крестником. Эмма Меньшикова Никакого диктата и давления. Ивану Митрофановичу нужны были единомышленники, а не подчиненные. Он дорожил малейшей искоркой одаренности. Его простой секрет: редактор работает не с текстами, а с людьми. ГОРОЙ ЗА ЖУРНАЛИСТОВ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz