Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 7 № 133 /26261/6 НОЯБРЯ 2020 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Паспорт региональной программы «Снижение доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в Липецкой области на период до 2030 года» (далее – программа) Ответственный исполнитель программы Управление социальной защиты населения Липецкой области Соисполнители программы Управление экономического развития Липецкой области; Управление труда и занятости Липецкой области; Управление образования и науки Липецкой области; Управление сельского хозяйства Липецкой области; Управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области; Управление инвестиций и инноваций Липецкой области; Управление Федеральной службы судебных приставов по Липецкой об- ласти; Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Россий- ской Федерации по Липецкой области Цель программы 1. Снижение уровня бедности в Липецкой области по сравнению с пока- зателем 2017 года 2. Обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции Задачи программы 1. Повышение уровня доходов граждан и превышение темпов роста до- ходов граждан, в том числе средней заработной платы, над темпом роста инфляции 2. Повышение доли трудоустроенных граждан в общем числе граждан, обратившихся за содействием в трудоустройстве 3. Развитие системы социальной помощи нуждающимся гражданам 4. Развитие системы социального контракта 5. Организация социальной адаптации малоимущих граждан Индикаторы и показатели программы – доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения; – доля граждан, преодолевших трудную жизненную ситуацию, в общей численности получателей государственной социальной помощи на осно- вании социального контракта Сроки реализации про- граммы 2020 – 2030 годы Объемы и источники финан- сирования программы Финансирование мероприятий за счет средств областного и федераль- ного бюджетов Ожидаемые результаты реа- лизации программы Снижение доли населения с денежными доходами ниже величины прожи- точного минимума в Липецкой области до 5,1 процента к 2030 году 1. Характеристика текущего состояния Социально-экономическое развитие региона: По предварительной оценке Липецкстата, среднегодовая численность населения Липецкой области в среднем за 2019 год составила 1 141,7 тыс. человек, снизившись на 0,5 % (средне- годовая численность населения за 2018 год – 1 147,1 тыс. человек). На 1 января 2020 года численность населения Липецкой области составила 1 139,4 тыс. человек. Основной причиной снижения численности населения по отношению к прошлому году является естественная убыль населения. По данным Липецкстата, естественная убыль за 2019 год составила 6,5 тыс. человек (в 2018 году – 5,7 тыс. человек). В 2019 году в области родилось 9,8 тыс. детей, что на 10,1 % меньше 2018 года, умерло 16,3 тыс. человек с уменьшением на 2,1 % к уровню 2018 года. Однако впервые за последние 3 года отмечается миграционный прирост населения, в 2019 году он составил 1,8 тыс. человек, 70,3 % из которых – в трудоспособном возрасте. В 2017 – 2018 годах наблюдалась миграционная убыль населения (-0,6 и -0,4 тыс. человек соответственно). В 2018 году сохранилась тенденция снижения численности населения в трудоспособном возрасте (на 1,5 %, или 9,1 тыс. человек, с 624,0 тыс. человек до 614,9 тыс. человек). На 1 января 2019 года доля населения в трудоспособном возрасте в общей численности населения состави- ла 53,7 % (на 1 января 2018 года – 54,4 %). В 2019 году объем денежных доходов населения сложился в размере 446,8 млрд рублей и по сравнению с 2018 годом увеличился на 8,2 %. Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2019 году увеличились на 2,7 % по сравнению с 2018 годом (по РФ увеличились на 1,0 %) (2018 год – 99,7 %; 2017 год – 99,4 %). По предварительной оценке среднедушевые денежные доходы населения за 2019 год вы- росли на 8,7 % к уровню 2018 года и составили 32 615 рублей (2017 год – 28 956 рублей, 2018 год – 30 010 рублей). Средний размер назначенных пенсий составил 14 245 рублей и увеличился по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 6,1% (2018 год – 13 425 рублей, 2017 год – 12 604 рубля). В реальном выражении размер пенсии (с учетом изменения индекса потребитель- ских цен) увеличился на 3,4 % (2018 год – 100,5 %; 2017 год – 105,8 %). Валовой региональный продукт Липецкой области (далее – ВРП) сохраняет положительную динамику. По оценке ВРП за 2019 год составил 600,5 млрд руб. с ростом 101 % в сопоставимых ценах к прошлому году. В структуре ВРП по видам экономической деятельности более 43 % составляет доля про- мышленности, в том числе доля обрабатывающих производств – 41,3 %. Доля сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства и рыбоводства составляет 12,3 %, торговли – 9,2 %, строитель- ства – 6,5 %. Доля черной металлургии в ВРП ежегодно увеличивается. В 2018 году доля составила 27,6 %, рост к 2014 году – на 4,6 процентного пункта. По валовому региональному продукту на душу населения Липецкая область находится на 4-м месте в ЦФО после Москвы, Московской и Белгородской областей и на 23-м – в Российской Федерации (2018 год). ВРП на душу населения (по оценке) в 2019 году составил 525,9 тыс. рублей (101,5 % к 2018 году в сопоставимых ценах). За I полугодие 2020 года, по прогнозной оценке муниципальных образований Липецкой об- ласти, объем инвестиций в основной капитал составил 60,4 млрд рублей, или 122,8 % к уровню январь – июнь 2019 года. Инвестиции в основной капитал на душу населения по области состави- ли 53,0 тыс. рублей. В районах области реализуются крупные инвестиционные проекты. Значительную поддержку инвесторам оказывает Фонд развития предпринимательства Ли- пецкой области. Фонд предоставляет финансовую поддержку в виде займов субъектам деятель- ности в сфере промышленности для реализации проектов, направленных на создание, заверше- ние разработки и внедрение в производство новой высокотехнологичной конкурентоспособной промышленной продукции. Липецкая область является одной из самых привлекательных по созданию благоприятного инвестиционного климата. Эффективным инструментом привлечения инвестиций в регион явля- ется особая экономическая зона «Липецк». Особая экономическая зона промышленно-производ- ственного типа «Липецк» (далее – ОЭЗ «Липецк») – лидер российских особых экономических зон в части создания высокотехнологичной современной инфраструктуры. ОЭЗ «Липецк» вошла в топ рейтинга Минэкономразвития по инвестиционной привлекательности особых экономических зон России вместе с Татарстаном. Обе площадки являются лидерами в России по числу привлечен- ных резидентов и объему инвестиций. В настоящее время в ОЭЗ «Липецк» число привлеченных резидентов составило 65 компаний, из них 19 с участием иностранных инвесторов, с объемом инвестиций более 200 млрд рублей. В особой экономической зоне работают 4600 человек. Значительный вклад в аграрную экономику вносят малые формы хозяйствования. Сегодня это 1540 крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, 786 сель- скохозяйственных потребительских кооперативов (в том числе 461 снабженческо-сбытовой и перерабатывающий), 187,6 тысячи личных подсобных хозяйств. Доля малых форм хозяйствования в производстве сельхозпродукции составляет 23 % (в том числе КФХ (далее – крестьянское (фермерское) хозяйство) – 8 %, ЛПХ (далее – личное подсоб- ное хозяйство) –15 %). В 2019 году объем производства составил 30,7 млрд рублей (прирост к 2018 году – 9 %). Кооперативами закуплено сельскохозяйственной продукции на сумму 7,5 млрд рублей, прирост к предыдущему году составил 429,2 млн рублей (+6 %). В кооперацию вовлечено более 124 тысяч личных подсобных хозяйств. Развитию малого бизнеса на селе способствует созданная система господдержки. В рамках государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рын- ков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Липецкой области» на условиях софинансирования из федерального бюджета в 2019 году предоставлены гранты: – 48 начинающим фермерам – на сумму 110,7 млн рублей (средний размер гранта – 2,3 млн рублей); – 10 семейным животноводческим фермам – на сумму 62,5 млн рублей (средний размер гранта – 6,3 млн рублей); – 7 кооперативам – на сумму 64 млн рублей (средний размер гранта – 9,1 млн рублей). Общая сумма предоставленных грантов составила 237,2 млн рублей, в том числе федераль- ный бюджет – 170,7 млн рублей. Из них на развитие отрасли животноводства будет направлено более 192,9 млн рублей (81 % от общего объема). В области в рамках федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и раз- витие сельской кооперации» национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» на период 2019 – 2024 годов утвержден региональный проект Липецкой области «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации». Общий объем финансирования регионального проекта на 6 лет составил 837,3 млн рублей, в том числе федеральный бюджет – 792,6 млн рублей; в 2019 году – 123,8 млн рублей, в том числе федеральный бюджет – 114,8 млн рублей. В рамках регионального проекта в 2019 году предоставлена следующая финансовая под- держка: 9 сельскохозяйственным потребительским кооперативам на сумму 25,5 млн рублей; 36 КФХ в форме гранта «Агростартап» на сумму 97,9 млн рублей (средний размер гранта – 2,7 млн рублей). Из них на развитие отрасли животноводства будет направлено 77,7 млн рублей (79 % от общего объема). Общий объем грантовой поддержки, оказанной малым формам хозяйствования, в 2019 году превысил уровень 2018 года на 27 % и составил 335,1 млн рублей. Создано 232 новых рабочих места (план – 137 ед.). За 2019 год НМКК «Липецкий областной фонд поддержки малого и среднего предпринима- тельства» предоставила займы 140 КФХ на сумму 176,3 млн рублей и 58 сельскохозяйственным потребительским кооперативам (далее – СПоК) на сумму 75,5 млн рублей. Начал активно работать с малым сельским бизнесом созданный в феврале 2019 года Центр компетенций АПК Липецкой области, который оказывает разнообразный спектр услуг: консульти- рование, подготовку документов на получение господдержки, кредитов, лизинга, бухгалтерское и налоговое сопровождение и прочие услуги. В 2019 году получателями услуг стали 187 КФХ, 16 СПоК и 43 ЛПХ. Центром компетенций было проведено 26 семинаров по вопросам развития ма- лых форм хозяйствования. В рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства Липецкой об- ласти на 2014 – 2024 годы» в Липецкой области предпринимателям предоставляется финансовая поддержка в виде субсидий и грантов. В приоритете поддержка туризма, инноваций, производства, IT-технологий, социальной сферы. С 2019 года реализуется новое направление для начинающих предпринимателей – грант «Легкий старт». В 2019 – 2020 годах поддержка предоставлена 45 субъектам МСП на сумму 22,4 млн рублей. Грантовая поддержка позволит облегчить доступ к финансовым ресурсам начинающим пред- принимателям, создать дополнительные благоприятные условия для открытия собственного дела лицам, не имеющим стартового капитала, и послужит хорошим стимулом к реализации их бизнес-идей. Повышение уровня и качества жизни, являющееся главным критерием социально-экономи- ческого развития, на современном этапе особенно актуально. За последние годы заработная плата в регионе показывает устойчивый положительный тренд. По данным Липецкстата, номинальная начисленная заработная плата в Липецкой области за январь – май 2020 года составила 35 373 рубля с темпом роста к соответствующему периоду прошлого года – 105,5 %. Регион занимает 2-е ранговое место по уровню заработной платы среди территорий ЦЧР и 7-е ранговое место среди территорий ЦФО. По видам экономической деятельности лидирующее место в ЦФО по-прежнему занимает от- расль «Обрабатывающие производства» – 3-е место (48 837 рублей). Высокий темп роста заработной платы сохраняется в следующих видах экономической дея- тельности: «Строительство» (110,9 %), «Транспортировка и хранение» (109,6 %), «Сельское, лес- ное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» (108,4 %). Отмечается рост не только номинальной, но и реальной заработной платы (номинальная за- работная плата, скорректированная на индекс потребительских цен). Показатель в Липецкой об- ласти за период январь – май 2020 года – 102,7 %. Однако введение ограничительных мероприятий в связи с пандемией COVID-19 и, как след- ствие, прекращение деятельности отдельных предприятий, перевод части работников на непол- ный рабочий день, неделю, временные отпуска без сохранения заработной платы, увольнение работников привели к снижению темпов роста как номинальной, так и реальной заработной платы в текущем году. Своевременно и в полном объеме в регионе обеспечивается рост минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ). Начиная с 1 января 2019 года ежегодно в Липецкой области, как и в целом по стране, минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года. Кроме того, в соответствии с ТК РФ субъект имеет право установить более высокие гаран- тии по оплате труда для жителей региона. Липецкая область этим правом воспользовалась: для работников внебюджетного сектора экономики региона минимальная заработная плата в соот- ветствии с Соглашением о минимальной заработной плате рассчитывается с коэффициентом 1,2 к прожиточному минимуму трудоспособного населения за 2 квартал предыдущего года. В соответствии с Законом Липецкой области № 164-ОЗ «О порядке установления прожиточ- ного минимума в Липецкой области» в регионе ежеквартально определяется величина прожиточ- ного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам. Постановлением администрации Липецкой области от 29.07.2020 года № 437 величина про- житочного минимума по Липецкой области за 2 квартал 2020 года установлена: в расчете на душу населения – 9 945 рублей, для трудоспособного населения – 10 742 рубля, для пенсионеров – 8 312 рублей, для детей – 10 215 рублей. Покупательная способность трудоспособного населения (отношение среднемесячной зара- ботной платы к прожиточному минимуму трудоспособного населения) за январь – май 2020 года составила 3,43 набора прожиточного минимума, увеличившись по сравнению с аналогичным пе- риодом предыдущего года на 0,16 набора (за январь – май 2019 года – 3,27 набора). С 1 января 2010 года с целью повышения материального обеспечения пенсионера в регио- нах ежегодно устанавливается величина прожиточного минимума пенсионера, используемая для расчета социальной доплаты к пенсии. Областным законом от 02.10.2019 года № 303-ОЗ «О вне- сении изменения в статью 1.1 Закона Липецкой области «О порядке установления прожиточного минимума в Липецкой области» величина прожиточного минимума пенсионера, используемая для расчета социальной доплаты к пенсии на 2020 год, установлена в размере 8620 рублей. В результате отлаженного взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти области, органов местного самоуправления начиная с февраля 2019 и по настоящее время, по данным Росстата, в Липецкой области отсутствует задолженность по заработной плате. Заработная плата работникам бюджетной сферы региона выплачивается своевременно и в полном объеме. Риски возникновения задолженности по заработной плате в бюджетной сфере отсутствуют. В службу занятости населения с начала текущего года обратилось 31,5 тыс. граждан. При содействии службы занятости трудоустроено 16,6 тыс. человек, в том числе 14,5 тыс. человек на постоянную работу. Также по вопросу трудоустройства в службу занятости обратилось 402 чело- века, относящихся к категории инвалиды, из них 38 % трудоустроены. Численность безработных граждан на 29.07.2020 года составляет 9,4 тыс. человек (на 29.07.2019 года – 2,5 тыс. человек), уровень безработицы – 1,6 % (на 29.07.2019 года – 0,4 %). В службе занятости числится 11,0 тыс. вакантных мест, коэффициент напряженности на рын- ке труда составляет 1,1 человека на одну заявленную вакансию. В связи с введением ограничительных мероприятий на территории Липецкой области ситуа- ция на рынке труда региона с начала года ухудшилась. Если в начале 2020 года в центры занятости за помощью в поиске работы и пособием по безработице обращался каждый 5-й безработный, то сегодня это уже каждый 3-й гражданин, по- терявший работу. При этом в центры занятости пришло больше граждан, чем было официально уволено. Это говорит о том, что обращаются и те, кто раньше не работал или не имел официаль- ного места работы. Такая ситуация характерна для многих регионов – независимо от их экономи- ческого положения. Несмотря на то, что уровень безработицы области значительно вырос, он по-прежнему оста- ется одним из самых низких среди соседних регионов: Орловская область – 3,4 %; Воронежская область – 3,1 %; Курская область – 2,8 %; Рязанская область – 2,6 %; Тульская область – 2,3 %; Белгородская область – 2,0 %; Тамбовская область – 1,8 %. Основная доля безработных приходится на городское население и составляет 7,0 тыс. чело- век. Значительный рост численности безработных граждан приходится на родителей, имеющих несовершеннолетних детей, то есть это те граждане, которые на каждого ребенка в период с апреля по август текущего года получают дополнительно по 3 тысячи рублей. В ходе проведенного анализа выявлено, что наблюдается увеличение численности безра- ботных граждан, которым назначено пособие в минимальном размере, с 415 человек до 3,3 тыс. человек. На 29.07.2020 года численность работников: – находящихся на временной удаленной работе в связи с введением ограничительных меро- приятий (карантина), составила 19 261 человек; – работающих неполный рабочий день (смену) и (или) неполную рабочую неделю в связи с введением ограничительных мероприятий (карантина) – 790 человек; – находящихся в простое в связи с введением ограничительных мероприятий (карантина) – 2 406 человек; – находящихся в отпусках без сохранения зарплаты в связи с введением ограничительных мероприятий (карантина) – 169 человек. В целях эффективного развития рынка труда и кадрового потенциала области, обеспечения занятости населения и безопасных условий труда в области в 2020 году продолжается реа- лизация государственной программы Липецкой области «Развитие рынка труда и содействие занятости населения в Липецкой области», которая включает в себя мероприятия активной по- литики занятости и социальной поддержки безработных граждан, содействия трудоустройству незанятых инвалидов, развития социального партнерства, оказания содействия добровольному переселению в Липецкую область соотечественников, проживающих за рубежом, улучшения ус- ловий и охраны труда. В 2020 году благодаря реализуемым службой занятости населения области мероприятиям профориентационные услуги получили свыше 24,0 тыс. граждан, свыше 750 человек получили услуги по социальной адаптации, 565 человек – по психологической поддержке, на професси- ональное обучение и дополнительное профессиональное образование направлено 698 безра- ботных граждан по направлениям обучения: тракторист-машинист сельскохозяйственного про- изводства, охранник (частный охранник), водитель погрузчика, оператор котельной, программа переподготовки водителей транспортных средств с категории «В» на категорию «С», специалист по маникюру, автоматизированная бухгалтерия и 1С: Бухгалтерия 8.3 (переподготовка), парик- махер, повар и другим. Из них 541 человек прошел профессиональную подготовку (переподго- товку) либо повысил квалификацию (39 % в дальнейшем трудоустроились). Для снижения напряженности на рынке труда во втором полугодии 2020 года запланировано исполнить мероприятия по трудоустройству на временные работы граждан из числа работников организаций, находящихся под риском увольнения, а также по трудоустройству на общественные работы безработных, ищущих работу и обратившихся в органы службы занятости граждан, на ко- торые выделено дополнительное финансирование из федерального бюджета. В рамках выполнения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и в целях поддержки занятости, обеспечения профессионального роста и конкуренто- способности на рынке труда отдельных категорий граждан, в том числе малоимущих, на террито- рии Липецкой области продолжена реализация мероприятий по организации профессионально- го обучения и дополнительного профессионального образования: женщин в период отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, а также женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях и обратившихся в органы службы занятости, в рамках регионального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет»; граждан в возрасте 50 лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста в рамках реги- онального проекта «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения (Старшее поколение)»; работников предприятий – участников национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» в целях поддержки занятости и повышения эффективности рынка труда в рамках регионального проекта «Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда». В 2020 году направлены на профессиональное обучение и дополнительное профессиональ- ное образование 231 женщина, 390 граждан предпенсионного возраста и старше 50 лет, 265 работников предприятий – участников национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости». Из них сохранили занятость либо трудоустроились 68 женщин (29 %), 344 гражданина предпенсионного возраста и старше 50 лет (89 %), 265 работников предприятий – участников национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» (100 %). Информация о ситуации с бедностью в Липецкой области: В Липецкой области в 2019 году доля населения с денежными доходами ниже величины про- житочного минимума составила 8,6 %, по Российской Федерации – 12,3 %. По данному показа- телю область занимает 4-е место в ЦФО и 8-е – в Российской Федерации (2018 год – 8,7 %; 2017 год – 8,8 %) (таблица 1). Таблица 1 Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (в % от общей численности населения региона) 2010 2015 2016 2017 2018 2019 Российская Федерация 12,5 13,3 13,3 13,2 12,6 12,3 Липецкая область 9,9 9,1 9,0 8,8 8,7 8,6 В 2018 году у 23,7 % населения области среднедушевые денежные доходы варьировались в диапазоне 27000,1 – 45000,0 рублей, у 19,3 % – от 19000,1 до 27000,0 рублей. До 10000,0 рублей имеют доходы 12,2 % населения, свыше 45000,1 рубля – 17,7 %. Дифференциация денежных доходов (соотношение между доходами 10 % наиболее обеспе- ченного населения и 10 % наименее обеспеченного населения), по предварительным данным, в 2019 году составила 13,4 раза (2018 год – 13,3 раза; 2017 год – 13,2 раза). На долю 20 % наиболее обеспеченного населения в 2019 году приходилось 45,3 % всех де- нежных доходов (2018 год – 45,2 %; 2017 год – 45,2 %), а на долю 20 % наименее обеспеченных граждан – 5,8 % (2018 год – 5,8 %; 2017 год – 5,8 %) (по предварительным данным). В структуре денежных доходов населения по источникам поступления основную долю за- нимает оплата труда (2019 год – 45,5 %; 2018 год – 46,1 %; 2017 год – 43,4 %). Доля социальных выплат в общем объеме денежных доходов населения в 2019 году составила 20,1 % (2018 год – 20,6 %; 2017 год – 21,1 %). Потребительские расходы домашних хозяйств области в 2019 году по сравнению с 2018 годом увеличились на 6 % и составили 16 108 рублей в месяц на члена домохозяйства (2018 год – 15 193 рубля; 2017 год – 14 674 рубля). В структуре потребительских расходов доля затрат на покупку непродовольственных товаров) по сравнению с 2018 годом увеличилась на 1,2 процентного пункта и составила 38,3 % (2018 год – 37,1 %; 2017 год – 36,8 %). Доля затрат на покупку продуктов для домашнего питания уменьшилась на 0,2 процентного пункта и составила 33,5 % (2018 год – 33,7 %; 2017 год – 35,2 %). Доля расходов на оплату услуг составила 24,8 %, уменьшившись на 0,1 процентного пункта (2018 год – 24,9 %; 2017 год – 24,8 %). Для понимания причин возникновения бедности у различных категорий населения, опреде- ления ее профиля Высшей школой экономики проведена научно-исследовательская работа. В основу анализа малоимущего населения легло исследование Росстата на уровне индивидов и домохозяйств: Выборочное наблюдение доходов населения и участия в социальных программах (далее – ВНДН) – в анализ включена волна исследования, проведенного в 2017 году. В ходе все- российского опроса задаются вопросы о материальном положении семьи в прошедшем году, что позволяет оценить уровень доходов на 2016 год. На 2016 год выборка составила 160 008 домо- хозяйств и 367 106 человек по России в целом, по Липецкой области – 1488 домохозяйств и 3251 человек. Доля бедного населения исходя из абсолютной монетарной оценки в целом по России, со- гласно данным выборочного обследования, составляет 13,1 %, что немногим ниже официального значения (13,3 %). Доля бедного населения в Липецкой области составляет 11,8 % по оценкам ВНДН и по данным официальной статистики – 9,0 % на 2016 год. Отметим, что данные по уровню бедности, согласно официальной статистике и согласно выборочным обследованиям, имеют определенные расхождения в силу особенностей методологических подходов к измерению по- казателей на макро- и микро-уровнях. Принципиальных отличий по уровням бедности в разрезе пола опрошенных для России и Ли- пецкой области не обнаружилось (таблица 2). Таблица 2 Доля малоимущего населения среди мужчин и женщин, % Российская Федерация Липецкая область Всего 13,1 11,8 Мужчины 13,6 12,0 Женщины 12,7 11,8 Примечание – Источник: расчеты авторов на данных ВНДН-2017. При этом как в России, так и в Липецкой области наиболее подвержены рискам бедности дети: в регионе среди всех лиц моложе трудоспособного возраста около четверти (26,2 %) яв- ляются малоимущими. Доля бедных среди трудоспособных составляет 12,0 %, среди населения старше трудоспособного возраста показатели бедности довольно низки: доля малоимущих рав- на 2,9 % (таблица 3). Таблица 3 Доля малоимущего населения среди населения разных возрастов, % Российская Федерация Липецкая область Всего 13,1 11,8 Моложе трудоспособного возраста 27,0 26,2 В трудоспособном возрасте 12,7 12,0 Старше трудоспособного возраста 3,9 2,9 Примечание – Источник: расчеты авторов на данных ВНДН-2017. Одним из способствующих преодолению бедности факторов является образование. Резуль- таты опроса показывают, что для респондентов с относительно низким его уровнем чаще ха- рактерен более низкий уровень дохода. Так, в группе жителей Липецкой области с высшим про- фессиональным или профессиональным послевузовским образованием доля бедных составляет 3,3 %, среди получивших среднее специальное образование – 10,1 %. Доля малоимущих высока в двух группах с самым низким уровнем образования: 17,7 % в группе со средним общим образо- ванием и 14,7 % среди тех, у кого неполное среднее образование или нет общего образования. В то же время важно отметить, что население с низким уровнем образования в Липецкой области отличают более низкие риски бедности, чем по России в целом, где доля бедных с неполным средним образованием или без общего образования достигает 21,3 % (таблица 4). Таблица 4 Доля малоимущего населения среди лиц с различным уровнем образования, % Российская Феде- рация Липецкая область Всего 13,1 11,8 Высшее профессиональное / профессиональное послеву- зовское 3,7 3,3 Незаконченное высшее 9,5 18,7 Среднее специальное 10,4 10,1 Профессионально-техническое 13,3 14,3 Среднее общее 19,3 17,7 Неполное среднее или нет общего образования 21,3 14,7 Примечание – Источник: расчеты авторов на данных ВНДН-2017. Отсутствие занятости также повышает риски бедности: если среди занятых жителей Липец- кой области доля бедных составляет 7,0 %, то среди незанятых она достигает 13,1 % (таблица 5). Таблица 5 Доля малоимущего населения среди лиц с разным статусом занятости, % Российская Федерация Липецкая область Всего 13,1 11,8 Занятый в экономике (работающий) 7,7 7,0 Незанятый в экономике (неработающий) 14,8 13,1 Примечание – Источник: расчеты авторов на данных ВНДН-2017. Как и в целом по РФ, в Липецкой области высокими рисками бедности отличаются прожива- ющие в сельских населенных пунктах. Согласно данным ВНДН, среди горожан доля бедного на- селения в регионе составляет 9,1 %, среди сельских жителей – 16,8 % (таблица 6). Таблица 6 Доля малоимущего населения среди проживающих в городской и сельской местности, % Российская Федерация Липецкая область Всего 13,1 11,8 Городская местность 8,3 9,1 Сельская местность 27,1 16,8 Примечание – Источник: расчеты авторов на данных ВНДН-2017. Существенное влияние на риски бедности оказывает состав семей опрошенных. По результатам опросов, наиболее подвержены рискам бедности граждане, проживающие в больших домохозяйствах. Так, в регионе среди тех, в чьей семье 5 и более человек, процент малоимущих достигает 25,8 % (таблица 7). Таблица 7 Доля малоимущего населения среди проживающих в домохозяйствах с разным количеством членов, % Российская Федерация Липецкая область Всего 13,1 11,8 1 человек 1,7 0,3 2 человека 3,5 1,5 3 человека 8,1 8,2 4 человека 17,5 19,9 5 и более человек 30,5 25,8 Примечание – Источник: расчеты авторов на данных ВНДН-2017. Риски бедности возрастают с увеличением количества детей в домохозяйстве. В Липецкой области почти треть представителей многодетных семей (35,5 %) бедны, среди семей с двумя детьми – 27,9 %. Уровень бедности домохозяйств с одним ребенком составляет 17,4 % (таблица 8). Таблица 8 Доля малоимущего населения среди проживающих в семьях с детьми и без детей, % Российская Федерация Липецкая область Всего 13,1 11,8 Без детей 3,2 1,5 С детьми 22,9 23,7 В том числе С одним ребенком 12,2 17,4 С двумя детьми 26,2 27,9 С тремя и более детьми 51,1 35,5 Примечание – Источник: расчеты авторов на данных ВНДН-2017. Как в России в целом, так и в Липецкой области пенсионеры сталкиваются с рисками абсо- лютной монетарной бедности реже, чем население в целом. Так, среди всего населения доля малоимущих из семей с пенсионерами составляет 5,6 %. Выше всего риски бедности для пред- ставителей домохозяйств, где совместно проживают пенсионеры и не пенсионеры, но даже в этом случае доля бедных оказывается ниже, чем в среднем по населению региона. Доля бедных одиноких пенсионеров и представителей семей, состоящих только из пенсионеров, не достигает 1 % (таблица 9). Таблица 9 Доля малоимущего населения среди проживающих в семьях с пенсионерами и без пенсионеров, % Российская Федерация Липецкая область Всего 13,1 11,8 Без пенсионеров 17,2 17,4 С пенсионерами 7,7 5,6 В том числе С пенсионерами и другими членами 11,3 7,7 ДХ из двух и более пенсионеров 0,1 0,0 Одиноко проживающий пенсионер 0,3 0,2 Примечание – Источник: расчеты авторов на данных ВНДН-2017. Ситуация с влиянием наличия в составе семьи инвалидов схожая с описанной в среднем по России: среди представителей домохозяйств с инвалидами доля бедных составляет 11,0 % (по России в целом – 12,6 %). Опрошенные одиноко проживающие инвалиды и семьи, состоящие только из инвалидов, не попали в категорию бедных в регионе (таблица 10). Таблица 10 Доля малоимущего населения среди проживающих в семьях с инвалидами и без инвалидов, % Российская Федерация Липецкая область Всего 13,1 11,8 Без инвалидов 13,2 12,0 С инвалидами 12,6 11,0 В том числе С инвалидами и другими членами 14,2 11,9 ДХ из двух и более инвалидов 0,1 0,0 Одиноко проживающий инвалид 0,5 0,0 Примечание – Источник: расчеты авторов на данных ВНДН-2017. Наибольшее распространение бедности среди менее образованных слоев населения. При- чем роль играет уровень образования не только непосредственно опрошенного, но и членов его семьи. Так, среди представителей семей без обладателей высшего образования доля бедных в Липецкой области достигает 20,3 % (21,9 % по РФ). В домохозяйствах с респондентами, полу- чившими высшее образование, доля бедных существенно ниже (5,5 % в Липецкой области и 6,5% в России в целом). Даже если лишь часть представителей домохозяйства респондента име- ет высшее образование, уровень бедности существенно снижается по сравнению со средними значениями: 7,7 % для Липецкой области, 8,7 % – для РФ (таблица 11). Таблица 11 Доля малоимущего населения среди проживающих в семьях, члены которых имеют разный уровень образования, % Российская Феде- рация Липецкая область Всего 13,1 11,8 Нет членов с высшим образованием 21,9 20,3 Есть члены с высшим образованием 6,5 5,5 В том числе Не все члены (25 лет+) с высшим образованием 8,7 7,7 Все члены (25 лет+) с высшим образованием 4,0 3,0 Примечание – Источник: расчеты авторов на данных ВНДН-2017. Информация об имеющихся в Липецкой области мерах социальной поддержки: Приоритетным направлением в социальной политике Липецкой области является социаль- ная поддержка семей с детьми. Действующие на территории Липецкой области меры социальной поддержки семей с детьми позволяют подойти к решению проблем семей комплексно, обеспечивая их поддержку, повышая их качество жизни, укрепляя институт семьи. Комплекс мер поддержки семей с детьми осущест- вляется за счет регионального бюджета (таблица 12). Таблица 12 Меры социальной поддержки семей с детьми Наименование меры Законодательная база Размер выплаты Пособие на ребенка Закон Липецкой области от 02.12.2004 № 142-ОЗ «О посо- бии на ребенка» от 285 рублей до 1100 рублей Единовременная социальная выплата женщи- нам, родившим первого ребенка в возрасте от 18 до 24 лет (включительно) Закон Липецкой области от 27.03.2009 № 259-ОЗ «О соци- альных, поощрительных выпла- тах и мерах социальной под- держки в сфере семейной и демографической политики, а также лицам, имеющим осо- бые заслуги перед Российской Федерацией и Липецкой об- ластью» 85 000 рублей (установлен с 01.01.2019 года) Единовременная социальная выплата лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без по- печения родителей, в связи с рождением ребен- ка (детей) 30 000 рублей Единовременная социальная выплата в связи с рождением (усыновлением) третьего и после- дующих детей или детей-близнецов (областной материнский капитал) 100 000 рублей (увеличен с 01.01.2019 года) Ежемесячная социальная выплата малоиму- щим семьям на ребенка (детей) от полутора до трех лет 1 000 рублей Компенсация затрат по найму (поднайму) жилого помещения малоимущим молодым семьям от 500 до 3 000 ру- блей Санаторно-курортное лечение молодых мало- обеспеченных беременных женщин стоимость путевки в 2020 году – 42 556 рублей Ежемесячная денежная выплата в связи с рож- дением (усыновлением) третьего и последую- щих детей до достижения ребенком возраста трех лет размер величины прожиточного ми- нимума для детей Бесплатный проезд детям, обучающимся по оч- ной форме обучения в профессиональных обра- зовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, в возрасте до 24 лет, которые воспитываются в семьях, где оба родителя или единственный родитель явля- ются неработающими инвалидами транспортная карта Ежемесячная социальная выплата на проезд де- тям из малоимущих семей, обучающимся по оч- ной форме обучения в профессиональных обра- зовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, в возрас- те до 24 лет 300 рублей Ежемесячная денежная выплата на проезд уча- щимся и студентам Закон Липецкой области от 02.12.2004 № 141-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдель- ных категорий граждан в Липец- кой области» 300 рублей В рамках исполнения Указа Президента РФ от 07.05.2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» на протяже- нии 2019 года проводилась усиленная работа по реализации мероприятий нацпроекта «Демогра- фия»: – ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка в части 100 % исполнения доведенных области бюджетных ассигнований Минтрудом РФ (количество се- мей, получивших выплату, составило 4 382 семьи, на сумму 313,9 млн рублей); – ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением (усыновлением) третьего и после- дующих детей до достижения ребенком возраста трех лет (в 2019 году выплату получили 7 697 детей, что на 4,7 % больше к уровню предыдущего года, на общую сумму 654,5 млн рублей); – единовременной социальной выплаты в связи с рождением первого ребенка для семей, где возраст матери не превышает 24 лет (выплату получили 1 278 семей на сумму 108,6 млн ру- блей); – единовременной социальной выплаты малоимущим молодым семьям в связи с рождением первого ребенка (выплату получили 838 семей на сумму 16,8 млн рублей); – областного материнского капитала (выплату получили 2 377 семей на сумму 248,3 млн ру- блей). Региональная программа «Снижение доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в Липецкой области на период до 2030 года» Постановление администрации Липецкой области № 596 от 30.10.2020, г. Липецк Об утверждении региональной программы «Снижение доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в Липецкой области на период до 2030 года» В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» админи- страция Липецкой области постановляет: Утвердить региональную программу «Снижение доли населения с доходами ниже величи- ны прожиточного минимума в Липецкой области на период до 2030 года» (приложение). Глава администрации Липецкой области И. АРТАМОНОВ Продолжение на 8-й стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz