Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)

Через год реконструкторы решили устроить более экс- тремальный морской поход — пересечь холодное Белое море. Несмотря на лето, пришлось запастись теплыми вещами. Но это оказалось не единственным испытанием. Днем на море под- нимался сильный ветер. С этой напастью справились просто: гребли по ночам, а днем спа- ли. Благо в это время здесь был полярный день, так что солнце в течение суток не заходило за горизонт. Спасибо скандинавам Все эти плавания убедили ре- конструкторов, что для похода на Стамбул судно должно быть крупнее и устойчивее. — К моменту начала строи- тельства драккара стало со- вершенно ясно, что главная проблема большой лодки это не постройка, а вопросы хранения, перевозки, спуска на воду, — делится Семенов. — В каждой из этих позиций масса шансов угробить судно. Поэтому за корабль взялись только после того, как оформи- ли землю и обустроили причал. Чтобы судно можно было спу- стить на воду, пришлось «под- резать» берег и сделать пологий спуск. Только после этого на- чали заготавливать материалы: распиливать и сушить доски, за- купать герметики, клей, заклеп- ки и так далее. Это заняло два года, с 2015-го по 2017-й, когда энтузиасты взялись собственно за сборку корпуса. И хотя драккаром приня- то называть корабль викингов, наши умельцы, восстанавлива- ющие дух эпохи Средневековья Руси, не считают, что искажают факты. — В разные века суда наших предков назывались по-разно- му. Менялись и их конструкции. И зачастую за основу брались заимствованные технологии, — поясняет Семенов. — Древние корабли в разных странах часто были похожи между собой, осо- бенно если использовались на одних и тех же водоемах. За основу для производства драккара был взят дуб. Этот вид древесины, как на собственном опыте могли убедиться наши су- достроители, самый прочный и долговечный. Правда, онже и до- статочно редкий для наших мест. —А как же знаменитая кора- бельная сосна? — интересуемся мы. — Сосна хороша для строи- тельства мачт, но не для кор- пуса. Идеальный материал для этого — дубы возрастом 500-600 лет (что для этого дерева дале- ко не предельный возраст, не- которые экземпляры живут до двух тысяч лет. — Прим.ред. ). А на территории нашей обла- сти таких деревьев сегодня нет. Скорее всего, в восемнадцатом веке, когда Петр Первый взялся за строительство кораблей, их- то все и вырубили, — рассужда- ет наш собеседник. Паруса же лишь внешне на- поминают прототип. Старин- ная технология их изготовления показалась чересчур сложной и трудоемкой. Для нее потребова- лась бы шерсть особой выделки. Поэтому реконструкторы реши- ли использовать брезент. Под таким парусом судно развивает скорость до восьми километров в час. Путь дракона Корабль для похода на Стам- бул практически готов. Его длина составляет восемнадцать метров, а высота мачты — око- ло одиннадцати. Изготовлены и весла. Их сделали с запасом — в количестве тридцати штук, хотя судно рассчитано на тринадцать пар гребцов. — На одно весло у мастера уходил ровно день, — говорит Семенов. — Работа эта скучная и монотонная. Если бы ее вы- полнял один человек, то потра- тил бы ровно месяц без выход- ных. Но у нас в клубе «Копье» таких умельцев хватает. Вместе мы управились меньше чем за неделю. Судно сможет выдержать больше двух десятков человек. Первыми пассажирами, которые пересекут Черное море, станут сами судостроители, активисты клуба, а также энтузиасты-ре- конструкторы из других регио- нов. Капитаном станет сам Па- вел Семенов. Спуск на воду состоится в мае, на фестивале «Русборг». Далее корабль перевезут в Та- мань. Оттуда он двинется на Севастополь, пройдет вдоль берегов Болгарии и Турции и пришвартуется в Стамбуле. До- рога туда и обратно займет око- ло месяца. — Это будет не туристиче- ская поездка с заходами в порты и знакомством с достопримеча- тельностями, — поясняет Па- вел. — В Стамбуле мы, конечно же, проведем пару дней, но не более. В основном это проверка наших сил и познание того, как жилось морякам столетия на- зад. С рацией на борту По замыслу реконструкто- ров, подобные походы должны быть максимально приближе- ны к условиям Средневековья. Однако и их судам приходится выполнять современные пра- вила. Парни полностью соблю- дают технику безопасности, требующую наличия современ- ных устройств связи: раций, мобильников и тому подобного, а также спасательных средств. (Для выхода в море, кроме того, обязательно наличие прибора, подающего радиосигналы судам поблизости.) Однако есть требования су- доходства, которые нашим лю- бителям старины не по душе. Одно из них предписывает, чтобы на борту обязательно краской были написаны серий- ные номера. С этой проблемой реконструкторы сумели спра- виться, убедив проверяющие службы, что это не простые суда и что их часто снимают в кино. К тому же мореходы запаслись навесными номерами. Когда они проплывают мимо постов, вывешивают таблички на борту и избегают нареканий. — Куда запутаннее ситуация с регистрацией судов, — делится Павел Семенов. —По закону все самостроенные лодки обязаны пройти сертификацию. Но спе- циальных центров, где занима- ются этой деятельностью, у нас в стране нет. Несколько лет назад эти полномочия было решено возложить на офицеров ГИМС с судостроительным образова- нием. Таких в этой службе не оказалось. Тогда выдавать со- ответствующий документ раз- решили сотрудникам ГИМС, служившим на флоте. В общем, вопрос вроде бы урегулирова- ли. Правда, не совсем ясно, ка- кое отношение служба на флоте имеет к судостроительству? Активисты из клуба «Копье» понимают, что их детища — это особый случай, поэтому и воз- никает столько сложностей. Но упорству и целеустремленности им не занимать, а значит, даже с самыми непростыми задачами они справляются. Примечательно, что даже среди реконструкторов в нашей стране за строительство исто- рических кораблей рискнули взяться лишь липчане и санкт- петербуржцы. Причем один из идейных вдохновителей послед- них имеет липецкие корни. «Ли- пецкая область — родина сред- невекового судостроительства», —шутят между собой участники «Копья». Фото Николая Черкасова, Сергея Литаврина Место притяжения 21 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 05 / 02 / 20 В ЦАРЬГРАД По замыслу реконструкторов, подобные походы должны быть максимально приближены к условиям Средневековья. Все свои путешествия по рекам и морям реконструкторы проходят на веслах Увидеть все лодки «Копья» можно на фестивале «Ладейное поле» Окончание. Начало на 12 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz