Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)
ОБЪЯСНЕНИЕ В НЕЛЮБВИ люстрации несколько образцов объяснения в нелюбви наших соотечественников к своему Отечеству. «Может, это лучше бы фа- шистская Германия в 1945 году победила СССР, а еще бы луч- ше в 1941-м… Мы освободили Германию. Может, это лучше бы освободили нас?». «Лучшая участь для нашей страны — это разделиться на этнические го- сударства, высшим достижени- ем которых будет интеграция в ЗападнуюЕвропу на правах труд- новоспитуемых младших бра- тьев». «Гниль расползлась из Рос- сии. Выже прокляты будете всем человечеством. Не страшно?» Куда там до такого накала не- нависти американским «ястре- бам» или польским национали- стам! Главные объекты для об- стрелов в гибридной войне — и советские, и многовековые рос- сийские, русские ценности. По результатам соцопросов полови- на нашей молодежи считает для себя примером поп- и рок-звезд. Сорок с лишним процентов обо- жает олигархов. Дальше следуют спортсмены и мачо из телесери- алов. О победителях фашизма, революционерах, космонавтах, ученых упомянули всего два процента опрошенных. Доморощенные русофобы довольны. Это их достижение. Пусть подростки равняются на Ольгу Бузову и Абрамовича. А кто выкрикнет: «Можем повто- рить!», тому надо заткнуть рот, того надо обвинить в «победо- бесии». Что отражает «кривое зеркало»? Небезобидная забава: рус- ские, у которых хроническое заболевание — неприязнь к России, не прочь спрятаться за спины классиков. Мол, не- довольство собственным наро- дом, презрение к собственно- му государству были чуть ли не стержнем творчества выдающих- ся властителей дум на протяже- нии двух столетий. Идея вообще-то второй све- жести. К юбилею Никиты Ми- халкова телеканал «Культура» показал его фильм «Солнечный удар». И там один из персона- жей — врангелевский офицер — устало винит в российских бе- дах русскую литературу. Она прививала безбожие, неуваже- ние к власти, отворачивалась от первопроходцев, энергичных промышленников, военачаль- ников. Зато без устали изоб- ражала «лишних людей», Оне- гиных, Печориных, афериста Чичикова, «прореху на челове- честве» Плюшкина, прохвоста Верховенского. И довела-таки до развала и братоубийствен- ной войны. Сам Михалков, режиссер прекрасных экранизаций Чехо- ва и Гончарова, так наверняка не думает. Монолог поручика — выплеск боли и отчаяния человека на краю гибели. А позаимствован этот вердикт у страстного противника совет- ского строя, оригинального философа Ивана Солоневича. Он назвал родную словесность «кривым зеркалом». Классики от Гоголя до Зощенко создава- ли «облыжный образ России». В начале войны против СССР, писал Солоневич, немцы охотно издавали зощенковские расска- зы. Чтобы, значит, истинные арийцы читали и убеждались: их противник ничтожен, смять его и превратить в раба — задача нескольких недель. Однако выводы Солоневи- ча ошибочны. Дело не только в том, что у Пушкина есть стихи «Клеветникам России» и ге- роическая «Полтава». А строч- ки «Прощай, немытая Россия» не все лермонтоведы считают лермонтовскими. Зато хресто- матийное «Бородино» написал точно он. Занятно, кстати, что Солоневич вроде как не заме- тил толстовскую «Войну и мир», которую так жадно читали в годы Великой Отечественной, черпая в этом романе силу и веру. И все-таки суть в другом: большая литература не «кривое зеркало» уже потому, что она в принципе никакое не зеркало. Она просто не про быт и нравы. Хотите узнать о нравах, обрати- тесь к мемуарам, документам, трудам по этнографии, к сочине- ниям литераторов средней руки, не претендовавшим на осмысле- ние человеческой участи, отно- шений человека с миром, Богом, жизнью и смертью. Современ- ный прозаик правильно заметил: гении писали не о России, а о Толстовии и Земле Достоевско- го. Да и свихнувшийся на ры- царских романах бедный идальго Алонсо Кихано не был типич- ным испанцем, а доктор Фауст —рядовым немецким бюргером. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Переключая каналы 20 № 1 3 0 (26258) Исаак Розенфельд, обозреватель «Липецкой газеты» О дин эксперт сокрушал- ся: вот вам плоды мили- таризации российского сознания. Другой возражал: «мо- жем повторить» отнюдь не то же самое, что «хотим повторить». И он, по-моему, прав. Иначе ведь придется признать милитарист- ским, агрессивным даже финал фильма «Александр Невский» со знаменитыми словами князя- победителя псов-рыцарей: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет!». Стыдиться и каяться? Этот спор — эхо ельцинских 90-х. Тогда нас уверяли: раз Рос- сия отреклась от коммунисти- ческой утопии, то теперь ее все полюбят. Блудные дети возвра- щаются в объятия цивилизован- ных народов. Не поддавшихся эйфории клеймили как совков, ретрогра- дов, а то и красно-коричневых. И зря они предупреждали: русо- фобия на Западе никуда не де- нется. Русофобам все равно, как называется Россия — царская Империя, Союз Социалистиче- ских Республик или демократи- ческая Российская Федерация. Она в любом случае геополити- ческий противник. Но преду- преждавших не слушали. На прошлой неделе мы с вами, господа, лишь самую ма- лость коснулись русофобской идеологии наших «партнеров». А о таком парадоксальном, стран- ном, диком явлении, как русская русофобия, промолчали. Между тем она существует. Вот для ил- Когда кто-то, заговорив о Великой Победе, чересчур задорно бросил: «Можем повторить!», его предали анафеме. На днях из-за этой, казалось, уже забытой фразы на популярном ток-шоу вновь вспыхнула короткая, но азартная перепалка. Герой фильма «Солнечный удар» считает, что русская литература довела до гражданской войны К юбилею Никиты Михалкова телеканал «Культура» показал его фильм «Солнечный удар». И там один из персонажей — врангелевский офицер — устало винит в российских бедах русскую литературу. Она прививала безбожие, неуважение к власти, отворачивалась от первопроходцев, энергичных промышленников, военачальников. Ни русская, ни какая-ли- бо другая литература в главных своих достижениях не была ни патриотической, ни антипатри- отической. А уж кто, что и зачем из нее извлечет, зависит от чита- ющего. Ни Чехов, ни Зощенко за бредни гитлеровских идеологов не в ответе. Русофобия для рейтинга Но вот мы включаем теле- ящик, и тут уж с хозяев эфира нужно спросить за все. Экран для многих как раз стал зеркалом повседневной жизни. Однако то, что в нем отражается, вернее, то, на что оно направлено, слишком часто убивает в людях возмож- ность уважать себя и свою страну. Убивает канал «Домашний», начиная каждый день с дел не- совершеннолетних и продолжая его скандальными сюжетами под рубрикой «Давай разведемся!». Школьник обокрал родную баб- ку. Шестнадцатилетние подруж- ки покалечили друг друга из-за великовозрастного оболтуса, спавшего с обеими. Еще две их ровесницы сцепились не на жизнь, а на смерть, соперничая в блогах за «лайки» и подписчи- ков. На суде присутствуют папы и мамы. Одни— еще не протрез- вев, другие — не скрывая равно- душия к детям. Еще более мерзко выгля- дят разводящиеся. Все обвиня- ют друг друга в изменах, лжи и пытаются ободрать как липку противоположную сторону. И это не маргиналы. Это такой у нас народ, господа. Телеканал «Мир» вообще, почитай, состоит из сплошных судебных заседа- ний, где кто-то бьется за деньги, кто-то — за наследство. На ТВЦ свои фишки. Там обожают раскапывать могилы и демонстрировать, какими за- комплексованными, безволь- ными, нередко жестокими были ушедшие кинокумиры. И Люд- мила Гурченко, и Шукшин, и «солнечный клоун» Олег Попов. По жизни солнечного в них было немного. Герои в кадре были ан- тигероями за кадром, эгоистич- ными, жалкими, спивающимися. Зачем это надо, господа? За- чем мне знать, что тот же Шук- шин избивал своих женщин, а Быков комплексовал и пил из-за своего маленького роста? Для нас важны их фильмы, роли, книги, а не грязное белье. Но на ТВ именно грязью и интересу- ются в первую очередь. Прибавьте к этому непрекра- щающийся поток криминальной информации, скандальные сю- жеты «Светской хроники». Вот вам «наша Раша», Посмотрит человек, послушает и поневоле спросит себя: да как же такую страну любить? Остается лишь жалеть ее и стыдиться своей русскости. Вот и весь результат рейтингов на русофобии. Фото с сайта tvkultura.ru
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz