Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)
ОДНИМ ЕДИНЫМ Тенденции ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 12 № 1 3 0 (26258) Страница подготовлена в рамках совместного проекта «Липецкой газеты» и «Российской газеты» Какие ошибки стали самыми «популярными» на ЕГЭ по русскому? С какой задачей по математике справились только два процента выпускников? Почему полиция вдруг стала «принимать законы»? Ксения Колесникова Э ксперты Федерального института педагогиче- ских измерений (ФИПИ) проанализировали типичные ошибки ЕГЭ-2020 и рассказали, что нужно подтянуть к следую- щему экзамену. Русский язык Это обязательный предмет. Большинство ребят написали его хорошо: двоечников — всего один процент от всех сдающих. Невероятно, но факт: по оценке экспертов, большая часть ошибок, с которыми 11-класс- ники приходят на ЕГЭ, родом из 6 – 7-х классов. С правописа- нием -Н и -НН не справляются около 35 процентов выпускни- ков. «Тканый», «растрепанный», «лиственница»... Эта ошибка по- вторяется из года в год. Также в топе — ошибки на безударную гласную в корне сло- ва. Рос/ращ, гар/гор, клан/клон, бер/бир — вариантов много. И это несмотря на то, что учителя твердят про корни чуть ли не с первого класса. Одна из самых сложных тем — «Правописание личных окон- чаний глаголов и суффиксов причастий». «СутулЯщийся», «светИтся», «колЕтся»... — при- мерно 60 процентов «егэшни- ков» с этим заданием не справи- лись. Последняя буква в словах «профессора» и «директора» тоже сильно испортила жизнь многим школьникам. Правописание суффиксов и приставок — «слабое звено». Причина ошибок? Некоторым даже в 11 классе по-прежнему сложно определить некоторые части речи. — Нередко выпускники смешивают приставку С с при- ставками, оканчивающимися на З/С. Объединяя их в одно пра- вило, они пишут букву «з» перед парными звонкими согласными (зделать, збить), — раскрывают подробности эксперты ФИПИ. Хромает и пунктуация: ре- бята путаются в запятых, тире и двоеточиях. — На формирование прак- тической грамотности влияет не только процесс обучения, но и агрессивная языковая среда, спе- цифика письменного общения в Интернете иприпомощимобиль- ной связи, — заключают экспер- ты ФИПИ. — Главные причины: На формирование практической грамотности влияют и агрессивная языковая среда, и специфика письменного общения в Интернете. совершают ошибки в решении прямоугольных треугольни- ков, — замечают эксперты при оценке выполнения заданий с развернутым ответом. — Повы- шение успешности возможно при включении в процесс обу- чения задач, развивающих гео- метрическое зрение и геометри- ческую интуицию. Начало математического анализа, математические мо- дели тоже многим оказались не по зубам. И по-прежнему у ребят вызывает трудности эко- номическая задача. Например, такая: «В июле 2026 года Ива- нов планирует взять кредит на пять лет в размере 1050 тысяч рублей. Условия его возврата таковы: — каждый январь долг воз- растает на десять процентов по сравнению с концом предыду- щего года; — с февраля по июнь каждо- го года необходимо выплатить одним платежом часть долга; — в июле 2027, 2028 и 2029 годов долг остается равным 1050 тыс. рублей; выплаты в 2030 и 2031 годах равны; к июлю 2031 года долг будет выплачен пол- ностью. На сколько рублей по- следняя выплата будет больше первой?». Много ли взрослых с ходу смо- гут ее решить? Вопрос... Нужно постараться составить уравнение и решить его. Но читать условие надо очень внимательно: пропу- стишь мелкую деталь —и все, ре- шение неверное. Опять же, такая тренировка потом очень приго- дится молодым людям в жизни, еслиони захотят взять кредит ине прогадать с условиями. Обществознание Это самый популярный предмет: как экзамен по выбору его из года в год сдают около 50 процентов выпускников. Но в итоге до «тройки» не дотягивает практически каждый пятый. По- чему так много? — Примерно пятая часть участников ЕГЭ выбирает обще- ствознание какне самыйсложный учебный предмет или как запас- ной вариант, — рассказали экс- перты ФИПИ. — Это достаточно слабо подготовленные по предме- ту выпускники, безосновательно надеющиеся на то, что здравого смысла, общих представлений на бытовом уровне, отрывочных знаний хватит для получения до- статочногобалла дляпоступления хотя быв какой-то вуз. Набор типичных ошибок тоже остается стабильным из года в год. Так, около 20 процен- тов ребят, сдающих общество- знание, толком не знают, чем занимаются прокуратура и по- лиция. Считают, что правоохра- нительные органы принимают законы. Почти 25 процентов не знают о сроках заключения тру- дового договора и условиях уста- новления испытательного срока при приеме на работу. Примерно треть не различает уголовное и гражданское право. По - п р ежн е м у н е в с е выпускники средней школы знают названия высших госу- дарственных органов Россий- ской Федерации и не различают функции законодательной и ис- полнительной власти. «Креп- ким орешком» также оказались задания, проверяющие знания о системе налогов в РФ. Самые трудные для участников ЕГЭ 2020 года налоги — транспорт- ный, земельный и налог на до- ходы физических лиц. Фото Николая Черкасова Результаты ЕГЭ: популярные предметы Количество участников, тыс. человек Средний балл Русский язык Математика профиль Обществознание 2019 69,4 55,9 54,6 2020 71,6 53,9 56,1 2019 676 372 323 2020 613 362 292 сложность русскойорфографиии пунктуации, сложностьформиро- вания орфографической и пунк- туационной зоркости. Снижение интереса к чтению — тоже один из факторов, который негатив- но влияет на невысокий уровень практической грамотности совре- менной молодежи. Математика Это еще один обязательный предмет, но экзаменов по нему два. Первый уровень базовый: достаточно и «тройки» (трех те- стовых баллов по пятибалльной шкале) для получения аттестата, но в 2020 году из-за пандемии «базу» никто не сдавал. Второй экзамен — профиль- ный. Он требуется почти на по- ловине всех специальностей в вузах: и будущему биоинформа- тику, и психологу, и инженеру, и социологу... Что интересно? Двоечни- ков по профильной математике в 2020 году стало больше — 8,8 процента, а в прошлом было 6,7 процента. С трудом дается выпускникам геометрия, и особенно стерео- метрия повышенного уровня сложности (средний процент выполнения — 2,5 процента). Подсказка: сначала все рисуем и решаем на черновике, стараемся визуализировать задачу. — У большинства участ- ников трудности начинаются уже при построении и чтении чертежа при решении задач повышенного уровня сложно- сти. Школьники очень часто Около 20 процентов ребят, сдающих обществознание, толком не знают, чем занимаются прокуратура и полиция. ЕГЭ — главное испытание для выпускника
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz