Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)
О б этом мы говорим с зав- кафедрой русского языка и литературыЛГПУ име- ниП.П. Семенова-Тян-Шанско- го Еленой Поповой. Теме пла- ката времен Великой Отече- ственной войны посвящена одна из ее научных работ. — Когда я еще училась в школе, в нашей семье появилась хорошо иллюстрированная кни- га, рассказывающая о военных плакатах. Ее подарила знакомая, которая переехала в Москву. Так я впервые познакомилась с этим направлением искусства. И поз- же, в преддверии юбилея Вели- кой Победы, решила посвятить плакатам свою научную статью. — За годы войны были созда- ны сотни плакатов. Откуда авто- ры черпали вдохновение? — Художники часто выез- жали на линию фронта. Делали зарисовки бойцов, подмечали моменты боя. А еще мастера чер- пали вдохновение в произведени- ях классической живописи. Есть очень интересные параллели. Кто, к примеру, не знает картину Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре»? И этот прекрасный ночной украинский пейзаж с таким узнаваемым изгибом ве- ликой реки, холодным сиянием луны удачно использовали в пла- кате «Боец, Украина ждет тебя!» НиколайЖуков иВикторКлима- шин. На фоне узнаваемых очер- танийночногоДнепра, который у Куинджи дышит тишиной и спо- койствием, они изобразили свя- занную, измученную женщину. Героиня страдает в фашистской неволе и ждет освобождения. Общество 7 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 28 / 10/ 20 ПЛАКАТЫ 1 94 1 – 1 945 ГОДОВ, БЬЮТ ТОЧНО В ЦЕЛЬ. ДАЖЕ СПУСТЯ МНОГИЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ ПОСЛЕ ВОЙНЫ ОНИ ПРОИЗВОДЯТ СИЛЬНЕЙШЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ. ПОЯВЛЯЕТСЯ КОМ В ГОРЛЕ И ДАВЯЩАЯ БОЛЬ В ГРУДИ. ПОЧЕМУ ТАК ПРОИСХОДИТ? Анастасия Карташова Елена Александровна Попова — профессор ЛГПУ. Свою докторскую диссертацию она защитила в 31 год, став самым молодым доктором наук в Липецкой области. Является лауреатом областных премий имени Москален- ко и Басова. Под ее руководством защищено три док- торских и 13 кандидатских диссертаций. Елена Попова активно сотрудничает с Центром поддерж- ки одаренных детей «Стратегия». С 2000 года занимается экспертной деятельностью, связанной с проведением лингвистических судебных экспертиз. СПРАВКА ВОЕННЫЙ ПЛАКАТ СЛОВНО СТРЕЛОК Этот плакат Константина Чепракова создан в Ташкенте, поэтому его отличает национальный колорит Елена Попова Николай Жуков сделал частью своей работы плакат другого художника Виктора Корецкого Михаил Мальцев изобразил на фоне известной всем картины Виктора Васнецова «Богатыри» летчика, танкиста и сапера. Пла- кат призывает: «Красноармеец, будь достоин богатырской славы твоего народа!» Такие истори- ческие переклички, которые на языке лингвистов называются интертекстуальностью, были ха- рактерны для многих работ. — Над плакатами работали живописцы не только в Москве и Ленинграде, но и в союзных рес- публиках. Вносили ли они в свои работы национальный колорит? — Таких примеров не так много, но, пожалуй, самым по- казательным является плакат Константина Чепракова «Победа зависит от нас», который был из- дан в Ташкенте. В центре него с красным знаменем в одной руке и с мотыгой в другой изображен среднеазиатский крестьянин на фоне хлопкового поля. Слова на русском языке идут внизу рисун- ка, а в его верхней части—тот же текст на узбекском. — А какие у вас любимые ху- дожники? — Мои любимые художни- ки — Ираклий Тоидзе, Алексей Кокорекин и Виктор Корецкий. Не может оставить равнодуш- ным плакат Виктора Корецко- го «Воин Красной Армии, спа- си!» Его композиция предельно проста: на нейтральном темном фоне четко выделяются при- льнувшие друг к другу мать и ребенок. Слева, по диагонали, почти касаясь мальчика, про- тянулось острое жало фашист- ского клинка, с которого капают капли еще не застывшей крови. Этот плакат был настолько популярным, что к нему обра- тился другой художник — Ни- колай Жуков. В своей работе «Бей насмерть!» он неслучайно помещает плакат Корецкого около своего героя-пулеметчи- ка. Включение в качестве сю- жетной детали одного плаката в другой — прием, делающий прочтение плаката многопла- новым. — А как менялась тематика плаката в разные периоды Вели- кой Отечественной войны? — В 1942 году основными становятся темы мести и со- знания величия народного сра- жения. На плакате Дементия Шмаринова «Отомсти!» на фоне полыхающих развалин нарисо- вана мать с телом убитого ребен- ка на руках. Интересен плакат Виктора Иванова «Пьем воду родного Днепра, будем пить из Прута, Немана и Буга!», где по- казан воин, пьющий из каски днепровскую воду. Этот сюжет вызывает у зрителя ассоциацию с образами воинов Древней Руси. Князь Игорь, мечтая о победе над половцами, говорит своим воинам: «Хочу с вами, руси- чи, либо голову сложить, либо напитьсяшлемом из Дону». Силу этого плаката обеспечивает соче- тание метафорического образа с реальными действиями бойца. Он обращается даже не столько к самим чувствам, сколько к ар- хетипам народной памяти. На плакатах 1944–1945 годов выражено стремление восстано- вить разрушенную страну. По- является новая эмоциональная окраска, нет прежнего трагиче- ского напряжения. — А у вас есть другие иссле- дования, посвященные Великой Отечественной войне? — Еще в годы обучения в аспирантуре я написала статью «Я вернусь еще к тебе, Россия», которая была посвящена стихам, написанным в фашистских за- стенках. В ней рассказывается о Мусе Джалиле, ВасилииЮдине, а также о непрофессиональных поэтах, которые писали стихи в заключении. Еще несколько моих работ посвящены военной лирике Константина Симонова и Юлии Друниной. Но это тема для отдельного разговора. На днях Елена Александровна отметила юбилейный день ро- ждения. Редакция «ЛГ» ее сер- дечно поздравляет, желает здо- ровья, семейного благополучия и талантливых учеников!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz