Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Место притяжения 12 №15 (26143) С ейчас в распоряжении клуба три килевых, две плоскодонных, две долб- леных лодки, одна кожаная и самая маленькая, так называе- мая «блоха». На подходе — на- стоящий драккар (дословно с древнескандинавского «ко- рабль-дракон»). Над ним энту- зиасты работают уже почти пять лет. Мировая известность С 2007 года свои суда липец- кие реконструкторы демонстри- руют на специализированном фестивале «Ладейное поле», который за это время приоб- рел статус международного и до сих пор является единственным в России, посвященным судо- строению раннего Средневеко- вья. Его организаторы — акти- висты клуба «Копье». Первые годы свой флот они привозили в Липецк и устраивали регату в районе Центрального пляжа. С 2014-го она проходит в авгу- сте в поселке Елецкий Елецкого района. Здесь уже несколько лет идет поэтапное строительство раннесредневековой крепости силами реконструкторов. «Ладейное поле» — это преж- де всего представление на воде: парад старинных речных и мор- ских судов, гонки на веслах, по- казательные сражения, высад- ка десанта на берег. Миллионы красочных фотографий разле- таются после по всему миру. Но мало кто знает в действитель- ности, насколько огромная ра- бота предшествует всему этому перформансу. Историческая ре- конструкция для большинства участников «Копья» — это лишь хобби. Когда есть время и силы, тогда дело и двигается. На елецкой верфи Мы побывали в мастерской любителей живой истории, мож- но сказать — на верфи, которая располагается в Ельце, по со- седству с историко-культурным центром «Русское подворье» (это еще один проект «Копья», направленный на знакомство гостей с бытом наших предков). В тот день там работал один Павел Семенов, вооруженный старинной стамеской. Ее он ку- пил на блошином рынке. Вещи- це более 150 лет, и она вполне могла бы зваться антиквариа- том. Но владелец решил, что ей еще рано на музейную полку, а в деле она сгодится. И это, пожа- луй, единственный старинный инструмент, используемый при строительстве флота. —Мы умеем и работать с ме- таллом в настоящей кузнице, и обрабатывать дерево старинными методами, так что при желании можемпостроить судно с нуля так, как это делали предки, — расска- зывает Павел Семенов. — Но только не считаем нужным тра- тить уйму времени на такие ню- ансы. Там, где можно упростить работу с помощью современных инструментов, мы это делаем. Исторические корабли Увлечение липчан судо- строительством началось в 2005 году, когда они отправились на фестиваль славяно-скандинав- ской культуры в Польшу и там вместе с польскими реконструк- торами прошли на лодках по ре- кам около семисот километров. — Мы были просто пора- жены, сколько там использует- ся водного транспорта и какие суда, в частности, есть у наших коллег, — вспоминает Павел Семенов. — С той поры мы за- горелись идеей создать свои соб- ственные корабли. Уже на следующий год ак- тивисты «Копья» смастерили свою первую лодку — выдолби- ли семиметровое судно из це- лого дерева. Но просчитались. Взявшись с пылом и азартом за работу прямо в лесу у деревни Бехтеевка Задонского района, не подумали наперед, как оттуда будут ее вывозить. Трактора ни у кого в деревне на тот момент не было. Пришлось оставить свое «детище» на дворе одного из местных жителей. Лишь два года спустя ее смогли транспор- тировать в Елец. — Назвали мы ее «Мокошь» в честь славянской богини изобилия, —рассказывает Павел Семенов. — И она единствен- ная, которая у нас разбилась и потонула. После этого мы ре- шили не давать судам женские имена. Плоскодонки с тех пор у нас именовались по названи- ям пресноводных рыб — «Язь», «Плотва». А килевые лодки мы называли исключительно в честь славянских богов-мужчин, на- чинающихся на букву «С». Это «Сварог», «Семаргл» и «Свято- вит». —Почему именно на «С»? — Это как породистым щен- кам принято давать клички на какую-то определенную букву. Я решил, что такой же принцип может быть применим и к ко- раблям. «С» выбрал, потому что у самого фамилия начинается с нее. Информацию о древних кораблях наши судостроители- самоучки черпали из литературы по археологии. Там же находили чертежи и инструкции. Павел ездил в Петрозаводск, где на- ходится единственная в стране верфь деревянного судострое- ния «Варяг». Посмотрел, каки- ми инструментами пользуются мастера, купил учебники. Опыт же работы по дереву был: в елец- кой мастерской реконструкторы столярничали уже не один год. Первые сплавы — по рекам В 2008-м построили еще две лодки. Они были около деся- ти метров в длину и могли вы- держать до девяти человек. А в 2009-м реконструкторы отпра- вились в свой первый водный поход из Липецка в Воронеж. Продолжалось то путешествие пять дней. Все участники, как и положено, были одеты в славян- ские костюмы былых времен. В 2010-м активисты совершили уже месячное плавание из Ельца в Азов. А год спустя — трехне- дельный сплав из Курска в Киев. После этого любители ис- тории решили сделать перерыв с водными мероприятиями. Вместо этого в 2012 году они отправились через Урал — из Пермского края в Свердловскую область. Поход повторял путь елецкого воеводы Ивана Мяс- ного, который, согласно лето- писям, побывал в Сибири и там основал город Тюмень. Шли наши герои почти ме- сяц и преодолели по тайге около двухсот километров. Но до Тю- мени так и не добрались. Через год они привезли свои лодки в город Ивдель и оттуда двинулись на Тюмень. Сплав занял один месяц. Морские маршруты После таких путешествий ли- пецкие матросы-капитаны заду- мали грандиозное мероприятие — совершить плавание из Ельца в Царьград (он же Константино- поль, а с 1930 года — Стамбул). Но к такому событию нужно как следует подготовиться. Ипрежде всего требовался опыт хождения по морям. Уже летом 2014 года наши земляки на имеющихся су- дах пересекли Азовское море. Самое мелкое в мире море во время этого путешествия пока- зало свой непростой характер. Шторма, ветер, волны не раз пугали начинающих мореходов. Когда они наконец высадились на берег в Тамани, это был на- стоящий праздник. — На себе ощутили, что ис- пытывали моряки, когда прибы- вали в порт, шли в ближайший кабак и там веселились, насколь- ко хватало сил, — смеется Павел. ПОРА НАВЕДАТЬСЯ Павел Семенов с единомышленниками построили целый флот Работа над драккаром идет полным ходом МЫ УМЕЕМ И РАБОТАТЬ С МЕТАЛЛОМ В НАСТОЯЩЕЙ КУЗНИЦЕ, И ОБРАБАТЫВАТЬ ДЕРЕВО СТАРИННЫМИ МЕТОДАМИ, ТАК ЧТО ПРИ ЖЕЛАНИИ МОЖЕМ ПОСТРОИТЬ СУДНО С НУЛЯ ТАК, КАК ЭТО ДЕЛАЛИ ПРЕДКИ Главный реконструктор Липецкой области — руководитель военно-исторического клуба «Копье» ельчанин Павел Семенов — уже пятнадцать лет увлекается судостроительством. И делает это в лучших традициях раннего Средневековья. Елена Панкрушина Продолжение на 21 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz