Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)
Мария Жучкова, главный специалист по нематериальному культурному наследию Областного центра культуры, народного творчества и кино: — Фрагментарно элементы обряда похорон мушек-бло- шек встречались нам рань- ше, к примеру, в Тербунском и Становлянском районах. И только в Добринском нам уда- лось получить подробную ин- формацию о нем, потому как еще живы носители обряда, сами принимавшие участие в нем. Очень важно сохранить, зафиксировать эти данные, ведь большинство явлений в традиции и фольклоре свиде- тельствует о мировоззрении, законах и обычаях наших предков. Два этнографических праздника, посвященных по- хоронам мушек-блошек, со- стоялись в этом году в Центре культуры станции Хворостянка Добринского района и в школе искусств № 11 липецкого по- селка Дачный. В нашей области есть не- мало уникальных обрядов, ко- торые сохранились в деревнях. Так, в селе Сырское Липецкого района после Троицы устраи- ваются проводы русалки, а в Ново-Дубовом Хлевенского района даже целые похороны этого мифологического пер- сонажа. А, к примеру, в том же Добринском районе до сих пор принято под Сочельник жечь у домов костры, чтобы «погреть умершим родствен- никам ножки». участвовать в обряде похорон мушек-блошек, — рассказывает заслуженный работник культу- ры РСФСР Анатолий Павлович Зверев. — Заводилой была ба- бушка Химушка, как ее называ- ли по подворью, она и руководи- ла обрядом. Химушка научила Первым делом для обряда готовились необходимые атри- буты. Собирали немного мух, комаров, тараканов и прочих надоедливых насекомых и скла- дывали их в коробочку. Основой для нее служил спичечный коро- бок. Его не обшивали, но обора- чивали лоскутом черной ткани, сверху прикрепляли несколько нитей, чтобы удоб- но нести этот «гробик». ХОРОНИЛИ МУШКУ-БЛОШКУ Т ихий осенний вечер. По дороге из села идет не- большая группа женщин, голосящих и причитающих, словно на похоронах. Стран- ность процессии, шествующей с горящей лампадкой в тыкве, невольно вызывает вопросы случайных прохожих: —Что вы делаете? — Коронавирус хороним, — отшучивается кто-то. Летопроводец пришел Во всякой шутке есть доля правды. Каждый ритуал в ста- рину имел свое значение, и про- водные обряды мифологических персонажей, к которым относят- ся и «Похороны мушки-блош- ки», часто символизировали прощание с бедностью, болезня- ми и домашними неурядицами. До 1699 года на Руси 1 сентяб- ря (по старому стилю) праздно- вали начало нового года — лето завершилось, наступала пора но- волетия. Покровителем этого дня считается святой Симеон Столп- ник, который в народе получил имя Летопроводца. «Обрусилось» и название самого дня: в приме- тах и поверьях, связанных с этой датой, значится Семен-день или Семин день. Славяне особо по- читали этого святого, ведь его именины приходились на нача- ло нового жизненного цикла на селе. Семен-день также считался первым днем бабьего лета. — В детстве в нашем селе Хворостянка мне приходилось Традиции 21 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 07 / 10/ 20 НЕОБЫЧНЫЙ СТАРИННЫЙ ОБРЯД РЕКОНСТРУИРОВАЛИ В ЦЕНТРЕ КУЛЬТУРЫ СТАНЦИИ ХВОРОСТЯНКА ДОБРИНСКОГО РАЙОНА. В ПРОШЛОМ ГОДУ ОН ВОШЕЛ В РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЕЕСТР ОБЪЕКТОВ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ. Олеся Скворцова Нина Зверева и Татьяна Иноземцева в роли плакальщиц Если на Семен-день теплая погода, то вся зима будет тепла. Если на Семен-день ветер из-под солнца, зимой ветры будут с севера. На Семен-день ветер дует из южного края — будет зима гнилая или теплая. Сухая осень, коли на Семен-день сухо. Семен лето провожает, бабье лето наводит. ПОВЕРЬЕ В ТО ВРЕМЯ ПРОСТО БЕДА БЫЛА В СЕЛАХ С БЛОХАМИ. СЧИТАЛОСЬ, ПОСЛЕ ТАКИХ ПОХОРОН ИХ СТАНОВИЛОСЬ МЕНЬШЕ Анатолий Зверев Еще один необходимый эле- мент — лампадка. Изготавли- валась она просто: в обычный стакан наливали немного масла, на верх стакана клали металли- ческую пластинку, на которой закрепляли фитилек. Заменой лампадке могла быть обычная свеча, помещенная в тыкву с прорезанными в виде глаз и рта отверстиями. К слову, к чуже- родному Хэллоуину этот атрибут отношения не имеет. Это наши, исконно русские традиции. Проводили обряд ближе к ве- черу, как только начинало смер- каться. Впереди несли «гробик», тыкву и лампадку, позади шли «плакальщицы», которые причи- тали со всей серьезностью: — Ой, ты, моя мушка, не бу- дешь ты нас больше кусать, не будешь беспокоить, похороним тебя во чистом поле. Процессия выходила на край села, на лужок, где зарывали ко- робочку в землю. Обратно шли уже с другим настроением — бывших плакальщиц встречали развеселые парни с балалайками и гармошками. Вместо поминок пели песни, причем не всегда приличного содержания, пляса- ли и веселились от души. —Это была радость от души, умели праздновать и веселиться без алкоголя, —вспоминает Ана- толий Павлович. — Была в селе такая Романчиха — ох, и ловка она была плясать. Кстати, и мама моя делала это по-особому, в дет- стве нас даже смешили эти дви- жения. А спустя годы, побывав на семинаре культработников в Гнесинке, я с удивлением узнал в показательном традиционном народном переплясе ее танцы. На Семен-день женихи час- то посылали сватов — лето и основные сельхозработы позади. Свадьбы играли через месяц, на Покров. Перестали хоронить мушек и блошек в селе Хворостянка только в начале 80-х годов про- шлого века. Экспедиция в прошлое Вспомнить почти забытый обряд помогла этнографическая экспедиция, которую организо- вал областной Центр культуры, народного творчества и кино. А коллектив Центра культуры станции Хворостянка подарил чуть не потерянной традиции вторую жизнь. В день Симеона Столпника здесь состоялся эт- нографический праздник. По-другому и сложиться не могло: носитель традицииАнато- лийПавлович Зверев сегодня за- ведует здесь культурно-массовым сектором, его супруга Нина Ни- колаевна, тоже заслуженный ра- ботник культуры России, долгое время возглавляла местный клуб, а сейчас руководит кружками и любительскими объединениями. Глава большой семьи в свое вре- мя был здесь первым культработ- ником с образованием, воспитал десятки талантливых артистов, чьи имена известны не только в области. Сводный хор одно вре- мя насчитывал 72 человека, хотя и сегодняшний состав хора (21 человек) удивляет: нужно еще уметь так вовлечь жителей не- большого населенного пункта в художественную самодеятель- ность. Сегодня возглавляет центр культуры их дочь Татьяна Ино- земцева, человек творческий, активный и креативный. Любо- пытно, что идеи она с помощью старшего поколения черпает в прошлом: поднимает на свет забытые элементы обрядов и вплетает их в канву современных праздников. Поэтому выступле- ний коллектива Хворостянского клуба ждут с нетерпением: что еще придумают, что накопают? То шары выпускают с обрядо- выми лентами, то традиционных куколок мастерят, то запекают обрядовую яичницу в хлебе как символ солнца. Это годами отработанный, нет, не тремя энтузиастами, а уже четырьмя поколениями се- мьи (в подготовке к праздникам и мероприятиям клуба с удо- вольствием принимают участие дети, внуки и уже правнуки Зверевых), принцип — черпать вдохновение в традициях и друг в друге. Фото Геннадия Логунова
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz