Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)

Не переключая каналы 20 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ № 11 5 (26243) В ыход остался один — сме- нить рубрику, нарочито предпослав ей отрицаю- щую частицу «не». Зато главная тема осталась той же, к которой постоянно возвращается Иса- ак Розенфельд в своих «телеви- зионных» обзорах. Это духовный кризис, переживаемый совре- менным миром, и мучительные поиски выхода из беспросвет- ного тупика. Включиться в нача- тый разговор побудило наблю- дение, сделанное еще четверть века назад. О верблюде и игольном ушке В те годы в России повсе- местно начали возвращать верующим храмы, восстанав- ливать разрушенные святыни. Но в это же время в обществе стали происходить тектони- ческие сдвиги, благодаря ко- торым до неузнаваемости ме- нялись основополагающие законы жизни. Увы, с каждым прожитым днем они все дальше и дальше расходятся с новоза- ветной этикой. Вспомним, Евангелие учит творить милостыню так, чтобы левая рука не знала, что делает правая (Мф. 6:3). Обществом, напротив, завладела безудерж- ная страсть к показухе и чрез- мерному выпячиванию соб- ственных, нередко чрезмерно преувеличенных, достоинств. Да и многие дела теперь пред- принимаются только ради того, чтобы их устроители вдоволь покрасовались на публике. Произошедшие сдвиги отра- зились и в нашем лексиконе. В обиходную речь прочно вошло слово «спонсор», который вроде бы и жертвует деньги на благие цели, но делает это исключи- тельно ради своего имиджа или продвижения собственного то- вара. При желании читатель и сам назовет немало подобных слов, заполонивших нашу речь. А кто помнит строгие еван- гельские слова о том, что «удоб- нее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Мк. 10:25)? В массовом сознании этот ключевой евангельский эпизод, описывающий беседу Христа с зажиточным юношей, остался лишь на уровне фразе- ологизма. Желая придать напы- щенности собственной речи, мы часто всуе вспоминаем вер- блюда, которому зачем-то тре- буется втиснуться в игольное ушко. Смысл же упомянутых евангельских слов оказался похоронен под толстым слоем житейского ила, нанесенного людскими амбициями. Совре- менному человеку, чья голова забита карьерой, приумножени- ем капиталов и поиском теплого места под солнцем, кажется со- вершенно нереальным призыв раздать свое имущество, взять свой крест и следовать за Хри- стом. Несбыточные мечты идеалиста В 90-е годы многие из нас еще тешили себя надеждой, что из водоворота рыночных реформ общество выйдет силь- ным, обновленным, обретшим новые духовные ориентиры. Увы, едва ли не о том же самом еще в позапрошлом веке мечтал замечательный русский философ Владимир Соловьев (18531900), написавший в 1874 году трактат «Кризис западной философии». Безнадежный идеалист, он верил, что упадок европейской культуры обернет- ся ее новым расцветом. Но эти надежды разбились о суровую прозу жизни. Пока Соловьев мечтал о тор- жестве евангельских идеалов в общественной жизни, благода- ря чему государство со време- нем превратится в церковь, на мировую сцену вышел Фридрих Ницше. Свою первую нашумев- шую книгу «Рождение трагедии» он написал в 1872 году. В своих сочинениях этот незаурядный мыслитель стал целенаправ- ленно подрывать евангельские основы европейской культуры. Христианство в его понима- нии оказалось религией рабов, умерщвляющей и иссушающей жизнь. Ее последователей фи- лософ желчно изображал ник- чемными декадентами. В то же время Ницше не скупился на сочные краски, живописуя ан- тичность, языческий иммора- лизм и культ силы. Удивительно, но этому мыс- лителю так и не удалось иску- паться в лучах всемирной сла- вы. В глазах современников он выглядел едва ли не диссиден- том, высказывающим доволь- но странные идеи. Зато после того, как философ в 1889 году соскользнул в безумие, его кни- ги неожиданно обрели дикую популярность. И сегодня Фри- дриха Ницше по праву считают отцом культурной революции, радикально изменившей духов- ный облик Западной Европы. «Краткая повесть об антихристе» Любопытен был итог жиз- ненного пути Владимира Со- ловьева. Разочаровавшись в прежних идеалах, философ не- задолго до смерти написал книгу «Три разговора», включив в нее «Крат- кую повесть об анти- христе», чье название говорит само за себя. Наивные мечты о торжестве добра и евангельских идеа- лов сменились при- знанием того, что современный мир по- степенно скатывается в пучину катаклизмов. Конечно, Соловьев сегодня кому-то мо- жет показаться уста- ревшим. Религиозный философ, дескать, пред- видел катастрофу, ко- торую суждено было пережить России в XX веке. Зачем же теперь соло- вь ев ские идеи, изрядно пропахшие нафтали- ном, примерять к сегодняшне- му дню? Что ж, и такая точка зрения имеет право на жизнь. Потому я и обращусь в своих рассуждениях к книге «Эон», принадлежащей перу Карла Гу- става Юнга. Этот труд стал до- ступен русскоязычному читате- лю благодаря замечательному переводу Вадима Бакусева. В отличие от Соловьева зна- менитыйшвейцарский философ и психоаналитик принадлежал к другой культурной традиции. Юнг увлекался древними язы- ческими практиками, ориен- тированными на погружение в стихию бессознательного. Благодаря им он открыл архети- пы — фундаментальные струк- туры, существующие в челове- ческой психике. Впр оч ем , в е рн емс я к «Эону». В название этой кни- ги Юнг вынес термин, широко использовавшийся в античной фи- лософии. Он о з н а ч а е т огромный период в истории или же це- лую космическую эпоху. На русский язык названное слово нередко переводится как «веч- ность». Юнга, конечно, ин- тересовал тот эон, в котором живет современное человече- ство. Начало ему было поло- жено Нагорной проповедью Христа, провозгласившего ре- волюционное по тем временам религиозное учение. Но какова же финальная точка, к которой должна прийти эта эпоха? Увы, читателю придется смириться с еще одним тер- мином, к которому постоянно прибегает Юнг. Это греческое слово «энантиодромия», кото- рое нередко переводится как «бегущий вспять». Его исполь- зовал еще знаменитый философ Гераклит, чтобы выразить свое учение о космосе. Возникнув из огня, он движется к своему рас- цвету. Но одновременно в мире нарастают и разрушительные процессы. Благодаря им космос в итоге гибнет, вновь обращаясь в огонь. Такую же схему Юнг при- ложил и к эпохе, в которой вот уже два тысячелетия живет чело- вечество. Возникнув благодаря Христу, его возвышенной нрав- ственной проповеди, наш эон в итоге завершится прямо проти- воположным финалом—прихо- дом антихриста. Впрочем, Аме- рики Юнг не открыл. Он только философским языком выразил то, о чем еще два тысячелетия назад было сказано в «Открове- нии Иоанна Богослова». И все-таки хочется верить, что у человечества еще хватит сил преодолеть духовный кри- зис, в котором оно оказалось. Ведь о сроках, когда наступят последние времена, никому не дано знать, и они могут быть отодвинуты на тысячелетия. Словом, надо жить и бороться за наше общее будущее. Фото с сайта psihter.ru ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ФИЛОСОФ ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ ВЕРИЛ, ЧТО УПАДОК ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЕРНЕТСЯ ЕЕ НОВЫМ РАСЦВЕТОМ, А ИЗ КРИЗИСА ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ВЫЙДЕТ ДУХОВНО ОКРЕПШИМ. НО ЭТИ МЕЧТЫ РАЗБИЛИСЬ О СУРОВУЮ ПРОЗУ ЖИЗНИ. БЕГУЩАЯ ВСПЯТЬ ЭПОХА ДУМАЛИ УВИДЕТЬ НА ЭТОМ МЕСТЕ ИСААКА РОЗЕНФЕЛЬДА? УВЫ, ДАЖЕ ТАКИЕ ТРУДЯГИ, КАК ОН, ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ УХОДЯТ В ОТПУСК. ВОТ И ДОСТАЛАСЬ МНЕ РОЛЬ ОТСУТСТВУЮЩЕГО КЛАССИКА. ДЕЛО ЭТО НЕБЛАГОДАРНОЕ И РИСКОВАННОЕ УЖЕ ПОТОМУ, ЧТО ВИРТУОЗНО РАССУЖДАТЬ О СИНЕМАТОГРАФЕ, КАК ЭТО ДЕЛАЕТ РОЗЕНФЕЛЬД, МОГУТ ЛИШЬ ЕДИНИЦЫ. С ТЕЛЕВИДЕНИЕМ ДЕЛО ОБСТОИТ ЕЩЕ ХУЖЕ: ТВ ПРЕДПОЧИТАЮ НЕ СМОТРЕТЬ. Карл Густав Юнг, философ и психоаналитик, увлекался древними практиками Сергей Кибальниченко, заместитель главного редактора «Липецкой газеты»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz