Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)
Вера 27 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 16 / 09 / 20 ПЕНИЕ РОЖДАЕТ МОЛИТВУ НАУКАЦЕРКОВНОГОПЕНИЯ У ГРЕКОВОСНОВАНАБЫЛА НАПСИХОЛОГИИ.ОНИ УГАДАЛИСООТВЕТСТВИЕ ТОНОВ ГЛАВНЫМСПОСОБНОСТЯМ ДУШИИСОЧИНИЛИНАПЕВЫ ТАК, ЧТОНЕЖИЛИДУШИ, УВОДИЛИУМК ГОРНЕМУ, КБОЖЕСТВЕННОМУ. УМОЛЯЩИХСЯСОХРАНЯЛОСЬ ГАРМОНИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ВСЕХСИЛДУШИ Епископ Порфирий (Успенский), XIX век Роман Трофимов, представитель московской школы «Схолион Псалтикис» Главной целью создания школы византийского пения «Схолион Псалтикис» было желание прикоснуться к живому преданию Церкви и перенять ее древнюю непрерывающуюся певческую традицию. В православных храмах России обычно звучат два вида богослужебного пения — хор бабушек, поющих в духе русских народных песен, либо многоголосый хор из мужчин и женщин, исполняющий песнопения в разных стилях — как простого, обиходного, так и за авторством выдающихся композиторов XIX-XX веков. Максим Боев В редких храмах можно услышать еще и знаменное пение — строгий, одного- лосый — в унисон, напев, по- явившийся еще в Древней Руси. Совсем уж экзотическим гостем в отечественных право- славных храмах является визан- тийское пение. Это древнейшая традиция церковного богослу- жебного пения. Встретить ее можно в православных церквях Греции, Кипра, Сербии, Черно- гории, Македонии, Болгарии, Румынии, Сирии, Иерусалима, Египта. Путь к клиросу Приверженцем такого сти- ля стал Роман Трофимов, один из ярких представителей мо- сковской школы византийского пения «Схолион Псалтикис». Осознанный путь к Богу Ро- ман, крещеный еще в младенче- стве, начал в конце 90-х. — В 1999 году я поступил на факультет экономики и ин- форматики ЛГПУ. Начал поти- хоньку ходить с мамой в храм Рождества Христова. Потом стал постоянным прихожани- ном Древне-Успенского храма на Ниженке, где познакомился с его тогдашним настоятелем игуменом Афанасием. Активно, как и большинство неофитов, интересовался всеми сторонами церковной жизни. Читал разную литературу — особенно запал в душу самиздатовский «Отец Ар- сений», ездил в паломнические поездки по монастырям. К слову, в одной из паломни- ческих поездок Роман позна- комился со своей будущей же- ной Татьяной. У святых мест он встретил и друзей, с которыми в дальнейшем сделал первые шаги в церковной музыке. — До своего воцерковления я был меломаном, — вспомина- ет Роман Трофимов. — Больше всего мне нравилась электрон- ная музыка с минимальным ко- личеством слов либо вовсе без них. Подробно интересоваться церковной службой Роман на- чал после того, как целое лето провел на алтарном послуша- нии в храме Казанской ико- ны Богородицы в Ельце. Вер- нувшись в Липецк, узнал, что отец Афанасий умер и приход Древне-Успенского храма (сей- час это Свято-Успенский муж- ской монастырь. — Прим. авт. ) остался без священника, а зна- чит, без богослужений. — Я проявил инициативу — вести мирским чином службы, все, кроме литургии и без воз- гласов священника, — вспоми- нает Роман. — Община храма поддержала, у нас образовался многоголосый партесный хор. Но меня больше интересовало другое пение, и я буквально «с нуля» начал собирать мужской хор. Мы с друзьями занимались по рукописным записям. В 2006 году побывали на Валааме, там мне позволили отсканировать ноты с местными строгими распевами. Вскоре нашмужской хор начал практиковаться в хра- ме святых Митрофана и Тихона в Липецке. Сам храм только на- чал строиться, а службы шли в здании школы на Сырском Руд- нике. Я составил собственный сборник на основе Валаамского обихода. «Схолион Псалтикис» В 2009 году Роман уехал рабо- тать вМоскву по своей специаль- ности, где и примкнул к школе византийского пения «Схолион Псалтикис». Зародилась она пятью годами ранее, при Изда- тельском Доме «Святая Гора». Главная ее цель — прикоснуться к живому преданию Церкви и перенять ее древнюю певческую традицию. Для этого из Греции приглсили выпускника кафедры византийского церковного пе- ния Афинской консерватории КонстантинФотопулос. ВМоск- ве грек воспитал немало учени- ков, которые начали готовить уже своих подопечных к постижению азов византийского пения. Один из них —Сергей Галков —и обу- чал героя этого материала. Заод- но Роман научился говорить на греческом языке. С тех пор Трофимов регуляр- но участвует в богослужениях в составе различных хоров шко- лы «Схолион Псалтикис» — в Николаевском Малицком мо- настыре (Тверская область) и Преображенском скиту под Серпуховом. Последний изве- стен строгостью своего устава — женщинам вход сюда, как и на знаменитый Афон, запрещен. Несколько раз Роман пел в хра- ме апостолов Петра и Павла, на- ходящемся в стенах ЛГПУ. По приглашению настоятеля, про- тоиерея Олега Безруких, Трофи- мов приезжал сюда на праздник трех святителей — Василия Ве- ликого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В этот день в некоторых православных храмах России литургию служат на гре- ческом языке. Византийское пение — Под понятием «византий- ская церковная музыка» имеет- ся в виду богослужебное пение восточных церквей византий- ской традиции, — рассказывает Роман Трофимов. — Оно отли- чается от современной русской практики партесного многого- лосного пения. Когда поет много людей, мелодия исполняется в унисон, а все слова произносят- ся одновременно, как бы исходя из одних уст. Часть хора при этом поет выдержанный звук — исон, выполняющий роль поддерж- ки для поющих слова молитвы. Византийская музыка очень богата — есть афонский стиль (ифос), есть константинополь- ский, малоазийский. Для нашего слуха такое пе- ние кажется однообразным. Нам нужна полифония, более гармоничное исполнение, чего нет в византийском стиле. Здесь в центре находится слово, об- рамляемое музыкой, мелодией. Партесное пение, начиная с XIX века, стало слишком чув- ственным, из-за чего трудно бы- вает сосредоточиться на молит- ве. Знаменное пение, наоборот, слишком сухое. Помимо духов- ного содержания в византийской музыке много эстетических, изобразительных моментов. Все это помогает человеку стать со- участником таинства. Афон и служба длиной в сутки Применить свои умения Роман смог и на знаменитом греческом полуострове Афон. Здесь он побывал в разных мо- настырях — начиная от много- людных Великой Лавры и Вато- педа и заканчивая уединенными скитами. Поучаствовать в бого- служении липчанину довелось и в известном греческом скиту, славящемся своими певческими традициями, — Катунаки-Да- нилеи. —Мне запомнился один по- движник — грек отец Пантеле- имон, — говорит Роман. — Он приписан официально к Ве- ликой Лавре Афона, но живет в удалении. Он каждый день служит литургию в своей келье, часто отправляется причащать отшельников, уединившихся для молитвы в скалистых пещерах. А ведь туда попасть можно, толь- ко поднявшись по специальным цепям! Отец Пантелеимон живет на Афоне уже 27 лет. Ни разу за это время не увидел свою маму, хотя звонит ей каждый день. За- рабатывает на пропитание тем, что плетет монашеские четки. Их потом продают в Кариесе — «столице» Афона. Он жилистый, прыгает по скалам, хоть и немо- лодой. Запомнилось Роману знаме- нитое афонское богослужение, которое в престольные празд- ники может продолжаться едва ли не сутки. — Служба начинается с четырех-пяти часов вечера и завершается в два пополудни следующего дня, — говорит наш собеседник. — Но их служба не такая, как у нас, когда пришел в храм и стоишь как свеча. Здесь ты часок можешь подремать в стасидии — кресле с откидным сидением, отлучиться попить чай. Богослужение на Афоне — часть жизни. Это совсем другой мир. Фото из архива Романа Трофимова
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz