Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)

ЕСЛИ ПРОШЛОЕ СУДЯТ Переключая каналы ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 20 №11 (26139) Исаак Розенфельд, обозреватель «Липецкой газеты» В двадцатые годы минувше- го века такие суды в про- летарских школах были в моде. К примеру, в романе «Два капитана» однокашники Сани Григорьева посадили на скамью подсудимых «лишнего челове- ка» Евгения Онегина. А сейчас, выходит, эту моду собираются возродить и вынести приговоры Пестелю и Рылееву с лицами по- пулярных звезд из телесериалов. Пусть поговорят Мне подобная перспектива представляется неожиданной. Тем более, создатели картины как раз уверяют: в отличие от со- ветских историков и кинемато- графистов, мы абсолютно объек- тивны и своим героям не адвока- ты, не прокуроры. У нас и Сергей Муравьев-Апостол, и Николай Александрович Романов — хо- рошие парни. Благородные, па- триотичные, готовые умирать, выполняя долг, но не желавшие убивать. Только вот бунтовали декабристы зря. Благими наме- рениями вымощена дорога в ад. Надо было жить и помалкивать. А потому в любом случае правота на стороне защитников порядка. Даже если они защищают поря- док скверный и жестокий. Тем, собственно, и исчерпывается простенькая мораль фильма. И «больше ничего не выжмешь из рассказа моего…» Между нами, читатель, на награду в Венеции или Каннах детище Константина Эрнста вряд ли может претендовать. За рубежом костюмное зрелище о восстании декабристов мало кому любопытно. Там и собственную историю знают с пятого на деся- тое. А уж русскую просто не зна- ют. Блокбастеров же с участием звезд, огромными массовками и красивыми декорациямина Запа- де и без нас хватает. О причастности к картине всемогущего шефа того же Пер- вого канала Константина Эрнста в курсе все. Оттого, разумеется, и в телеэфире не скупились на пиар. А для завершающего ак- корда вовсюиспользовали люби- муюдомохозяйками и пенсионе- рами программу «Пусть говорят». В студию созвали историков, пи- На теледискуссии о фильме «Союз спасения» кто-то из учителей страшно радовался. Теперь есть, что показать на уроке, скрасить монотонность и сухость учебника. А после просмотра можно даже устроить «суд над декабристами». сателей, актеров. Отыскали даже милую старушку из декабрист- ского рода. А вдобавок закатили в павильон не бутафорскуюпушку и шутейно стрельнули в пригла- шенных. Те, натурально, проде- монстрировали испуг и восторг. Понаторевший по части скандалов из жизни знаменито- стей Дмитрий Борисов тщетно призывал: ну, давайте, братцы, поспорим. Кому понравилось, кому не понравилось, кто за, кто против. Кроме анфан террибль отечественного ТВ Александра Невзорова и какого-то моло- дого, рискового кинокритика высокое собрание было едино- душно «за». Учительница воз- мечтала о «суде над декабриста- ми». Актриса Любовь Толкалина восхищалась всеми героями без исключения: наконец мы уви- дели настоящих мужчин! Один из телезрителей ностальгически вздохнул в комментариях: ах, как же идет России девятнадца- тый век! Еще бы: балы, военные парады, стройные мачо в рос- кошных мундирах разных гвар- дейских полков. Все, что могло разрушить праздничное впечат- ление, снимать не стали. Эрнст и компания расчетливо запамя- товали и некрасовские стихи, и тютчевские строчки: «Эти бед- ные селенья, эта скудная приро- да, край родной долготерпенья, край ты русского народа». Иногда перестаешь пони- мать: что уж так тревожило со- весть декабристов и побуждало их действовать? На экране, даже на своих тайных собраниях, заговорщики об этом помал- кивают. Между тем, мемуары свидетельствуют: члены Союза спасения мучительно и страстно разбирались, что в России не то и не так. «Разбирались главные язвы нашего Отечества, —писал Иван Якушкин, — закоснелость народа, крепостное состояние, жестокое обращение с солдата- ми, которых служба в течение 25 лет была каторга, повсед- невное лихоимство и, наконец, явное неуважение к человеку вообще». Темы эти, если и возникают в фильме, то бегло, по касатель- ной. Ине из-за них возбуждают- ся на экране блестящие военные. А тогда из-за чего? По-моему, создатели картины, твердя о сво- ей беспристрастности, втайне согласны с исследователем, ко- торый терпеть не может декабри- стов, зато откровенно обожает Николая Первого: заварушка со стрельбой на Сенатской площа- ди 14 декабря 1825 года — «бунт скучающих господ». От резолюции к революции «Союз спасения» я смот- рел в полупустом зале. Справа шуршали попкорном. Слева светился дисплейчик мобиль- ного — сосед переписывался с кем-то и отнюдь не о Трубецком, Волконском или умирающем на снегу графе Милорадовиче. А в кадре актеры в стиле, похожем иногда на игру в историческую реконструкцию, кто более, кто менее удачно изображали ре- шимость, сомнения, смятение, отчаяние людей, взваливших на себя ответственность за судьбу России. Эпизод за эпизодом мелька- ли с клиповой быстротой. А мне в них чего-то очень недостава- ло. Так, за два с лишним часа никто не произнес имени Пуш- кина. Хотя и последний двоеч- ник, пусть краем уха, слышал и о его дружбе с декабристом Пущиным, и о непростом отно- шении к мятежу и мятежникам. Ни разу не прозвучало название «Русская правда» — програм- мы, разработанной Пестелем, важнейшего политического до- кумента для всей российской истории. Все противоречивые и слож- ные вещи в картине обходят сто- роной. Куда соблазнительнее на разные лады иллюстрировать сквозной тезис: бунтовать бес- смысленно и грешно. Как будто недовольство и волнения возни- кают исключительно по чьей-то злой воле. А на охранителях, что боятся назревших перемен, нет никакой вины. Это удивляет и заставляет вспомнить, как спу- стя три года после взятия Зим- него Ленин чуть ли не на паль- цах объяснял своим оппонентам и критикам: «Нашелся бы на свете хоть один дурак, который пошел бы на революцию, если бы вы начали социальную ре- форму?» Та же слепота, то же про- медление верхов, не желавших отказаться от бессовестного, даже с евангельской точки зре- ния, устройства жизни, осо- бенно от рабства, породили и трагедию 1825-го года. Понача- лу энтузиасты верили: спасать Россию они будут вместе с вла- стью, вместе с императором. И передавали Александру Первому записки о губительности кре- постных порядков. А «власти- тель слабый и лукавый» велел сказать одному из надоевших ему сочинителей: «Дурак, не в свое дело вмешался». От такой резолюции до революции рукой подать. И здесь-то корень слу- чившегося почти двести лет на- зад. Но команда Эрнста ничего этого не заметила. Не пожелала углубляться. Но вот какая примечательная параллель, господа. В кино идет «Союз спасения», а Владимир Путин обращается к Федераль- ному собранию, по существу, к народу России, с поистине революционным посланием. В нем конкретно обозначены необходимые перемены, обу- словленные новой ситуацией в стране. Чтобы не накапливать, не консервировать проблемы. Не следовать инерции. Не допу- стить застоя. Для этого и потре- бовались конституционные из- менения, обновление верхнего эшелона власти. Глава государства, по-ви- димому, гораздо внимательнее изучает и позитивный, и нега- тивный опыт нашего прошло- го, чем некоторые продюсеры. И его сегодня остро заботят максимальная реализ ация запроса на справедливость, рост экономики, который ва- жен отнюдь не для благостных отчетов правительства. И при этом он исповедует принцип, противоположный тому, что в порыве гнева изложил в ответ на записку декабриста мечта- тельный мистик, оторванный от национальной почвы мо- нарх. Убеждение Путина: сме- лые цели достигаются лишь совместными усилиями всего общества. Что касается фильма «Союз спасения», то он совсем не о том. И так ли уж полезно смотреть его на школьных уроках — большой вопрос, господа. Василий Перов. «Восстание декабристов» В кино идет «Союз спасения», а Владимир Путин обращается к Федеральному собранию, по существу, к народу России, с поистине революционным посланием. В нем конкретно обозначены необходимые перемены, обусловленные новой ситуацией в стране. Чтобы не накапливать, не консервировать проблемы. Не следовать инерции. Не допустить застоя.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz