Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)
В от родители разводятся, делят имущество, шанта- жируя друг друга ребен- ком. Вот политик выводит на площадь подростков. Да теперь уже и не подростков. В Белорус- сии на антилукашенковской ма- нифестации весело вышагивал и выкрикивал что-то протестное пацаненок лет пяти-шести. Для него это была игра. Но взрос- лые мужчины и женщины игра- ли совсем в другую игру, сделав мальчонку в ней послушной ма- рионеткой. Банкрот — это звучит гордо? Как спасать детей от наше- го взрослого неразумия, а то и безумия? От учительницы, что приказала ученице не рисовать деда-фронтовика с деревянным протезом — это некрасиво. От псевдоисториков, отредактиро- вавших выступление школьника из Нового Уренгоя в Бундестаге так, чтобы немецкие депутаты устроили восторженную ова- цию. Каково придется мальчику после возвращения домой, их не интересовало. Кто-то бьет по детям, как снайпер. Чаще, однако, в них по- падают как бы случайно. Топ-мо- дель гордо провозглашает: «Ведь я этого достойна!». И юные зри- тельницы запоминают: оказы- вается, вот как надо жить. Раз я этого достойна, вынь да положь. Французского философа Рене Декарта у нас радикально откорректировали. Он утвер- ждал: мыслю, значит, суще- ствую. Дети усваивают другое: потребляю, значит, живу. Вдох- новленные опытом классиче- ской рекламной саги о Лене Го- лубкове и «МММ» пиарщики придумали новый мини-сери- Переключая каналы 20 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ № 10 9 (26237) ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ПУШКИН?! Объявить бы, господа, все дни в году днями защиты детей. В конце девяностых в одной бардовской песне прозвучала строчка: «Дети в мире как мишени в тире». С тех пор, на мой взгляд, ничего не изменилось, по крайней мере, к лучшему. Узкая специализация, когда ребенка с малолетства отсекают от всего, что, якобы, не способствует карьере, в сто раз хуже люмпенизации. Не все сегодняшние школьники знают, что Пушкина звали Александром Сергеевичем. С чтением его произведений дело обстоит еще хуже. Исаак Розенфельд, обозреватель «Липецкой газеты» Орест Кипренский. Портрет поэта А.С. Пушкина, 1827 Стране не нужны люди-функции. Ее спасение — в гражданах, осознающих себя гражданами, патриотами, творцами, а не потребителями. ал на тему: до чего же здорово взять кредит и не вернуть. Есть, дескать, замечательное агент- ство, гарантирующее кому угод- но законное освобождение от долгов. Эта история не имеет ничего общего с рассказом приходив- шей в редакцию матери двоих детей, что взяла кредит на лече- ние мужа. Муж умер, долг остал- ся, расплачиваться нечем. Герой рекламных роликов не плачет, а улыбается. Он сидит в кресле у камина, а личный секретарь за- ботливо укрывает его пледиком. Он выбирает пиджак для выхода в свет и вдумчиво тычет пальчи- ком: пожалуй, этот, с серебря- ными пуговицами. Нежится в ванне с косметической маской на физиономии. И посреди всех этих занятий томно отвечает по мобильнику: у меня нет долгов, я банкрот. Возможна ли такая авантюра не по ТВ, а в жизни, я не знаю. Но дети-то верят: только лохи возвращают долги. Подобные клипы нужно давать с предупре- ждением: содержит пропаганду оголтелой халявы. А она вред- на для нравственного здоровья. Причем, для здоровья детей — вдвойне. Мы все учились понемногу? Начался учебный год, и сра- зу продолжилась дискуссия, как учить, чему и зачем. Вместо ЕГЭ злобой дня стало образование онлайн, дистанционка или, как ее уже иронически называют, «дистант». Из-за пандемии «ди- стант» вводился в пожарном по- рядке. Обнаружились плюсы и минусы. Минусов пока гораздо больше. Удастся ли их изжить? Откажемся ли мы полностью от очного обучения? Не станет ли «дистант» ударом по детям, чьи родители не смогут платить по девяносто тысяч рублей в месяц в элитной гимназии с эффект- ным названием типа «Интел- лектуал»? За эти деньги прямой контакт «учитель-ученик» обя- зательно сохранится. А осталь- ные дети, не из элитных семей, обойдутся. Стараясь избежать брожения в умах и напряжения среди ро- дителей и педагогов, Минпрос обещает: «виртуал» будет лишь вспомогательным средством. Но беспокойство остается. Речь-то не только о формах обучения, речь-то о воспитании. А как вос- питывать детей по компьютеру, не общаясь с ними непосред- ственно, не став для них старшим товарищем, авторитетом, каким был, предположим, для юного Пушкина и других лицеистов их наставник Куницын или для пи- томцев колонии имени Горького Антон Семенович Макаренко? Представляю себе издеватель- скую реакцию продвинутого чи- тателя: нашел, чудак, о чем вспо- минать. Времена нынче не те, возможности другие, задачи но- вые. Сейчас школа, сказал один высокопоставленный чиновник, это фабрика, где учащиеся долж- ны осваивать функции, востре- бованные на рынке труда. Что, согласитесь, немножко отлича- ется от взглядов Куницына, ко- торому гениальный ученик при- носил «дань сердца и вина» за то, что «он создал нас, он воспитал наш пламень». Помилуйте, какой там пла- мень в эпоху Интернета и ис- кусственного интеллекта? Для успеха требуется компьютерная грамотность, а не пламень. А если в этом «пламени» сгорят чьи-нибудь иномарки, виллы, миллионы, выведенные в оф- шоры или положенные в амери- канские и швейцарские банки? Чиновнику возразил актер и режиссер Никита Михалков. Стране не нужнылюди-функции. Ее спасение — в гражданах, осо- знающих себя гражданами, па- триотами, творцами, а не потре- бителями. Профессор МГИМО Олег Барабанов в своей манере высказался еще категоричнее: идет люмпенизация массовой школы. Я бы уточнил: узкая спе- циализация, когда ребенка с ма- лолетства отсекают от всего, что, якобы, не способствует карьере, в сто раз хуже люмпенизации. Помнюскандал в липецкойюно- шеской библиотеке. Его закатила мамаша девочки, которой биб- лиотекари советовали сборники Блока, Есенина, Гумилева. Ро- дительница возмущалась: моей дочке нужна математика, ей по- ступать на факультет менеджмен- та, а вы подсовываете ребенку ненужные стишки про «клен ты мой опавший». Как звали классика? Что получается из такой об- разовательной стратегии, мы не в первый уж раз увидели на ми- нувшей неделе. Телерепортеры на улицах расспрашивали вче- рашних школьников. Например, просили перечислить в хроно- логической последовательности руководителей страны в двадца- том веке. Пропустив Николая Второго, ребята весело отвечали: был Сталин, он передал власть Ленину, Ленин — Брежневу, а Брежнев — Ельцину. С литературой дело обстоит не лучше, чем с историей. Под- ростки методом тыка угадывали авторов «Евгения Онегина» и «Войныимира». Барышня в мод- ной шубке честно призналась: «Войну и мир» она не держала в руках, а потому ей неизвестно, кто написал эту книжку. Что ка- сается «Онегина», то путем проб, ошибок и прямых подсказок журналистов удалось установить: его сочинил Пушкин, имя-отче- ство которого—ЛевНиколаевич. Не могу решить: тут следу- ет смеяться или отчаиваться? Отдельные представители вроде как культурной элиты пожимают плечами: не надо ни того, ни дру- гого. Только что я натолкнулся на ошеломляющие откровения господина Александра Невзоро- ва: «Все эти Космодемьянские, Кутузовы, Сталины, Коневы — они существуют в какой-то дру- гой реальности, ненужной. Это все нафталин. Это все абсолютно неинтересно, и с этим не хочет- ся вообще иметь никакого дела». Вот вам уже и готово идеологиче- ское оправдание для ликвидации базовых основ — нет, не образо- вания, а личности. Между тем, беда у нас не только с историей, географией и русским языком. Моя знако- мая восьмиклассница нетвердо выучила таблицу умножения. А ее, бедняжку, заставляют разби- раться с биномом Ньютона. На ТВ много еще говорили о разном. Один эксперт призывал перенимать опыт финнов — у них в школе занимаются толь- ко тем, что нравится детям. А в газете «Культура» черным по белому напечатали: китайский троечник— это наш отличник. А вывод у всех был вполне ожида- емый: дайте учителям и врачам зарплату не ниже госдумовской, и все пойдет как по маслу. Но главное, не худо бы, наконец, определиться, что за будущее мы хотим построить. Для кого и ради кого. Для избранных или для всех. Школа ведь может идти только в ту сторону, в какую идет вся страна. Фото с сайта wikipedia.ru
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz