Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Личность 12 № 10 9 (26237) Б орис Клюев, дитя войны, родил- ся в 1944 году. Отец его Владимир Клюев актер вахтанговской шко- лы, вернулся с фронта в 43-м, продолжал выезжать с концертными бригадами, по- сле войны служил в московском ТЮЗе — а в 48-м на гастролях внезапно скончался от сердечного приступа. Всего-то в 36 лет — и сыну было всего-то четыре. И мать его Валентина Клюева больше не вышла замуж, потому что посвятила себя сыну. Вкратце — такова судьба многих перемолотых войной семей. Отсюда от- печаток, метка на всю жизнь — говоря словами классика, тут его «стук сердца, шелест крови». Сначала двоечник и второгодникКлю- ев прославился на всю школу, когда ему доверили сыграть героя постановки «Чер- това мельница». Подался в театральное училище. В Щукинское не попал — зато взяли в Щепкинское. И своему учили- щу, и Малому театру, как матери родной, которая не дожила до дня, когда он стал «народным артистом», —Клюев будет ве- рен всю жизнь. В 90-х пережил еще одну трагедию: сын Леша, Алексей, — не пил и не курил — в 24 года умер, как когда-то и его отец, внезапно от сердечного приступа. Он был оптимистом У Бориса Клюева одних ролей — не считая 60-ти театральных — в кино за сотню. От злодея Рошфора в «Трех муш- кетерах» и предателя из «ТАСС уполно- мочен заявить» — до своего в доску то- каря-пенсионера в сериале «Воронины» и митрополита в сериале «Годунов». У Клюева свое лицо в театре и кино — осо- бенное. Запоминающееся. От того — и зрителем любимое. Он снимался и играл на сцене несколько последних лет — зная свой жестокий и не оставляющий надежд диагноз. Он, как хлебнувшее всего дитя войны, считал себя счастливым. Ну просто жил как мог и делал должное — да и еще как говорят, не врал — наверное, поэтому. Теперь его не стало. Что означает для зрителей эта утрата? Мы подобрали несколько цитат из его интервью разных лет. Вот его мысли вслух — вчитаемся, задумаемся и помянем вместе русского артиста Бориса Клюева. 1 5 цитат из интервью Бориса Клюева 1 О своей Москве. «Я вырос вМоскве. Очень ее люблю. Люблю Патриаршие пруды. Когда мне бывает грустно, я при- хожу туда и вспоминаю каток, мое дет- ство. Там жили мои бабушка, дедушка, папа, мама. Все мое детство связано с Патриаршими прудами». 2 О первых заработках. «Для меня никогда не стояла проблема зарабо- тать — я всегда умел это делать, лентяем не был. Отца не стало, когда мне было четыре года, поэтому рано стал само- стоятельным — в пять лет участвовал в театрализованных представлениях в Из- майловском парке, чтобы заработать пять рублей. Когда принес маме первые полу- ченные деньги, она расплакалась». 3 О маминой гордости. «Мама была далека от театра и кино, но безмер- но мной гордилась. И сама была очень гордой женщиной — ни у кого ничего не просила, всегда повторяя: «Спасибо, у меня все есть». При этом, когда я взял деньги в долг на покупку «Жигулей», она продала все свои скромные колечки и сережки, чтобы я поскорее отдал долг. Я, естественно, ничего не взял: гордость — это у нас семейное». 4 О родном театре. «Меня всегда спа- сал Малый театр, куда я пришел сразу после института. На тот момент там бли- стало целое созвездие знаменитых акте- ров. Мы с Виталием Соломиным иЮрой Васильевым — молодые актеры — первое время торчали в массовке, как и положено. СВиталиемСоломиным мы долгое время делили одну гримерку. Вместе играли в «Горе от ума»: он Чацкого, а я Молчали- на…». 5 О консерватизме. «Люди, которые обвиняют Малый театр в консерва- тизме, либо глупы, либо хотят прослыть эпатажными. В этом театре есть необык- новенные традиции, но нет скандалов и склок, которые свойственны достаточно молодым образованиям, даже «Совре- менник» не смог этого избежать». 6 О гонораре за «Трех мушкетеров». «Из ста пятидесяти моих ролей в кино — главных действительно мало. Но я об этом никогда не задумывался, потому что они ничего не гарантировали. Хотя на зар- плату влияли... Первой крупной покупкой на полученный от съемок в «Трех мушке- терах» гонорар стали «Жигули» 11-й мо- дели. Правда, денег хватило ровно на по- ловину машины, остальное я взял в долг. Экономил на чеммог, лишь быпобыстрее выплатить». 7 О сыне. «Леши не стало в 24 года, он заснул и не проснулся. Не было никаких проблем со здоровьем, не ку- рил, не пил, вел здоровый образ жизни. Сердечная недостаточность — позже за- ключили врачи. Мне тогда было очень тяжело, но я понимал, что надо продол- жать жить. Не отменил ни одного спек- такля, вышел на сцену. Там иллюзорный мир, который помогает хоть ненадолго оторваться от реальности». 8 О школе и популярности. «Теат- ральная школа дает фундамент, а все последующее здание строит сам человек. Фундамент должен быть крепким, усто- ять, даже если дом развалится. Это даст возможность снова построить дом… По- нятие «успех» —очень опасное. Популяр- ность недолговременна. Она проходит, через год ты становишься другим и по- пулярным становится уже кто-то другой. Зритель очень гибок». 9 О силе улыбки. «Мне нравится, как Эдит Пиаф сказала об Иве Монтане после того, как они расстались: «Да, он бросил меня, но я никогда не забуду его улыбку». Вот у Саши Абдулова, с которым мы вместе снялись в четырех фильмах, была потря- сающая улыбка. Он мог не- красиво повести себя с кем- то из друзей, обидеть. Но за его искреннюю улыбку ему прощали все». 10 О вечных недо- сыпах. «Недавно вывел для себя формулу «Чего хочет артист». Работающий артист хочет спать. Спать долго, помногу, просыпаться для того, чтобы опять заснуть. А впереди у него новый театральный сезон, много работы, в том числе, и в кино». 11 О чем снял бы свое кино. «Если говорить серьезно, то я бы, без- условно, попытался поднять тему того, что происходит с Россией, с государством. Я бы отъехал километров на 100 от Москвы, и снимал деревню, где люди просто выми- рают, где нет работы, где живут на пенсию стариков, где молодежь спивается. А те, кто не спивается, всеми силами убегают из деревни в город. Мне кажется, это страш- но. Жирующая Москва и вымирающая деревня — вот проблема». 12 О тату. «Девчонкам все время говорю, что вскорости нас ждет новое поколение — татуированных бабу- шек. Ну, ладно, какую-то современную роль они еще могут сыграть, а леди? Ко- ролева не может быть с татуировкой!» 13 Об удовольствиях. «Есть такой старый философский экспери- мент, когда крысе в ту часть мозга, кото- рая отвечает за удовольствия, вставили чип. Поместили ее в клетку с кнопкой. Крыса бегала-бегала и, естественно, должна была рано или поздно найти эту кнопку... Знаете, от чего она умерла? От голода! Потому что найдя кнопку, она все оставшееся до смерти время только стояла и нажимала ее. Получала удоволь- ствие». 14 О ценностях. «Семья — вот цен- ность. Это очаг, это маленькое го- сударство, которое живет по своим зако- нам. В нем ругаются, мирятся, но живут, любят друг друга. Это те вещи, которые не поддаются математике. Это как раз из области чувств». 15 О смысле всего. «Лет двадцать назад во время приезда Далай-ла- мы в Москву я задал ему вопрос: «В чем смысл?». Он ответил: «В самой жизни». И сейчас, спустя годы, я понимаю, что к этому нечего добавить». Фото с сайтов rg.ru, tvkultura.ru Страница подготовлена в рамках совместного проекта «Липецкой газеты» и «Российской газеты» ОТ РОШФОРА ДО ВОРОНИНА УШЕЛ ИЗ ЖИЗНИ НАРОДНЫЙ АРТИСТ РОССИИ БОРИС КЛЮЕВ. Игорь Вирабов Актер всегда смотрел на жизнь с оптимизмом Борис Клюев был органичен в самых разных ролях: и злодеев, и генералов, и тех, про кого говорят: добряк, свой в доску
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz