Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)
Путешествуем по России 7 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 09 / 09 / 20 НУЖНО ВИДЕТЬ В 1999 ГОДУ НА ФАСАДЕ РАЗМЕСТИЛИ ГОРЕЛЬЕФ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ СТРАННИКА И НАДПИСЬЮ, КОТОРУЮ СОСТАВИЛИ ДМИТРИЙ ЛИХАЧЕВ И ДАНИИЛ ГРАНИН: «ДОМ РАСКОЛЬНИКОВА. ТРАГИЧЕСКИЕ СУДЬБЫ ЛЮДЕЙ ЭТОЙ МЕСТНОСТИ ПЕТЕРБУРГА ПОСЛУЖИЛИ ДОСТОЕВСКОМУ ОСНОВОЙ ЕГО СТРАСТНОЙ ПРОПОВЕДИ ДОБРА ДЛЯ ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА». На месте столба-указателя сначала хотели поставить «Памятник Инакомыслию» Достоевский «поселил» Раскольникова неподалеку от дома, в котором жил сам чок» на котором Данила спасает Гофмана от рэкетира, можно. Еще одна сцена снималась на Смоленском лютеранском кладбище. Среди старинных разрушенных надгробий могил, в основном с надписями на не- мецком ишведском языках, мет- рах в трехстах от центрального входа погоста, можно найти тот самый склеп в виде металличе- ской беседки. Помните, как в фильме на недоуменный вопрос Данилы «Ты куда меня привел?», Гофман отвечает: «Родина». Беседка, судя по ее виду, со- всем скоро рухнет. Ее состояние, так же как, впрочем, и состоя- ние самого кладбища, никого не волнует. Несмотря на то, что в числе прочих здесь нашли упо- коение канцлер Российской им- перии Карл Нессельроде, инже- нер Людвиг Нобель (брат самого известного представителя этой династии, Альфреда), скуль- пторМария Диллон, основатель Санкт-Петербургского цирка Гаэтано Чинизелли, Леонид Капица — отец физика Петра Капицы. Могила режиссера фильма Алексея Балабанова находится неподалеку — на Смоленском православном кладбище. Сей- час это не только погост, но и место паломничества сотен ту- ристов. Люди светские приходят на могилы Эдуарда Хиля, Дмит- рия Лихачева и к первому месту захоронения Тараса Шевченко. Через два месяца после похорон тело поэта перевезли на Укра- ину. Где-то здесь похоронена и няня Пушкина — Арина Родио- новна. Верующие идут к часовне Ксении Блаженной — одной из самых любимых русских святых, прославившейся самым труд- ным христианским подвигом юродства, и в церковь Смолен- ской иконы Божией Матери. Цой и Довлатов В самом легендарном месте тусовок поэтов, артистов, му- зыкантов-романтиков и бродяг по жизни — кафе «Сайгон», на пересечении Невского и Влади- мирского проспектов, сегодня ничем не примечательный сете- вой ресторан японской кухни. История «Сайгона» закончилась в 1989 году — кафе закрылось, и на его месте сначала появился магазин сантехники, затем грам- пластинок и точка общепита. Попытки возродить легендарное заведение провалились, и теперь оно живо только в воспомина- ниях его бывших завсегдатаев. Именно они увековечили память о кафе и других центрах притяжения неформальной про- двинутой молодежи 19701980 годов в «Эльфовском садике» — сквере на Стремянной улице. Свое название он получил от располагавшегося рядом кафе «Эльф» — филиала «Сайгона», постоянными посетителями ко- торого были Бродский, Довла- тов, Шемякин, Гребенщиков, Цой, Кинчев, Курехин, Башла- чев. Как и «Сайгона», «Эльфа» давно нет. Тихо и безлюдно в скверике. От здания под номером 13 на улице Рубинштейна — бывшего Ленинградского рок-клуба, до садика 650 метров. Сама улица за последние годы стала, благо- даря обилию кафе, ресторанов и пабов, одним из главных «пи- тейных» мест Санкт-Петербурга. Этот титул, правда, оспаривает Думская, и не открывшийся по- сле карантина творческий квар- тал «Голицын лофт» на Мойке. Но Рубинштейна больше других располагает к «интеллигентным возлияниям». Установленный не так давно у дома № 23, в котором с 1944 года до эмиграции жил писатель, памятник Сергею Довлатову до- бавляет этой питейно-интелли- гентной улице особого колорита. Писатель стоит, опершись мо- гучим плечом о дверной косяк своей квартиры, и смотрит на всех с какой-то грустью и недо- умением. Так и хочется подой- ти к нему и сказать: «Прости, Сереж. Мы все проэтасамили, честно». 730 шагов до преступления Самый петербургский писа- тельФедорДостоевский поселил героев своего самого петербург- ского романа «Преступление и наказание» в еще одном мало- привлекательном для туристов месте города — районе Сенной площади. Улицы и дворы вокруг нее даже не фон, а действующее лицо этого и большинства дру- гих произведений Федора Ми- хайловича. Он и сам жил здесь, в квартирах мрачных доходных домов на таинственных набе- режных Фонтанки, Екатери- нинского и канала Грибоедова. Среди слякоти, грязи, тумана и прохожих с «бледно-зелеными, больными лицами». Рисуя кар- тины взаимодействия человека и города, Достоевский описывал все в мельчайших подробностях. Убедиться в этом можно пройдя путем Раскольникова. «Идти ему было немного; он даже знал, сколько шагов от ворот его дома: ровно семьсот тридцать. Как-то раз он их со- считал, когда уж очень размеч- тался» — читаем в романе. По карте кратчайший маршрут от дома№19 на Гражданской улице до дома№15 на Средней Подья- ческой — 800 метров. Раскольников жил в камор- ке, которая сегодня напоминает большой чердак, под крышей желтого четырехэтажного дома на Гражданской. После капи- тального ремонта здания мно- гие детали изменились, но их восстановили по старым описа- ниям. К дому старухи-процент- щицы Раскольников шел по Столярному переулку и по Са- довой улице вдольЮсуповского сада. Фасад дома старухи сей- час ремонтируют. В маленьком дворе-колодце (большинство из них сегодня в городе закры- ты воротами с кодовыми зам- ками), дождался когда кто-ни- будь из жильцов отворит дверь парадной. Три узких и высоких лестничных пролета дома. Где- то здесь, в одной из квартир на четвертом этаже, проживали убиенные Алена Ивановна и ее сводная слабоумная сестра Ли- завета. Да, Петербург разный. В том числе и такой: не туристический, небанальный, неожиданный, неформальный. Петербург рок- звезд и Балабанова, Довлато- ва и Достоевского. А есть еще Петербург Гоголя, Бродского, Ахматовой, Шемякина. Но об этом как-нибудь в следующий раз. Но сложно спорить с еще одним классиком — Иваном Гончаровым, давным-давно ска- завшим замечательную фразу: «Петербург уже давно описан, а что не описано, то надо видеть самому». Фото Александра Гришаева
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz