Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)
В конце номера 6 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ № 10 7 (26235) ИМЕНА ДОКУМЕНТЫ •320 лет назад (1700) указом Петра I в России был учрежден Приказ рудокопных дел, положивший нача- ло государственному управлению горно-геологически- ми работами. •207 лет назад (1913) состоялось последнее великое географическое открытие. Экспедиция на ледоко- лах «Таймыр» и «Вайгач» под руководством Бориса Вилькицкого к северу от Таймыра открыла ЗемлюНи- колая II и остров Цесаревича Алексея. Первоначаль- но архипелаг был назван Тайвай (по первым слогам экспедиционных ледоколов «Таймыр» и «Вайгач»). В 1914 году он был переименован в Землю Императора Николая II, а в 1926 году — в Северную Землю. •79 лет назад (1941) в ходе Великой Отечественной войны начались артиллерийские обстрелы Ленингра- да. Продолжались до 22 января 1944 года. Всего за вре- мя войны в результате обстрелов и бомбежек погибли более 17 тысяч жителей города. • 78 лет назад (1942) на страницах фронтовой га- зеты «Красноармейская правда» началась первая пуб- ликация поэмы Александра Твардовского «Василий Теркин». Иван Бунин из эмиграции так отозвался о поэме: «Это поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный солдатский язык —ни сучка ни задоринки, ни единого фальшиво- го, готового, то есть литературно-пошлого слова!» Гра- фический образ Теркина родился в боевой обстановке. Его автором стал коллега Твардовского по «Красно- армейской правде», в будущем один из крупнейших советских графиков Орест Верейский, а прототипом послужил молодой поэт-фронтовик Василий Глотов. • 45 лет назад (1975) вышел в эфир первый выпуск телепередачи «Что? Где? Когда?». Ее создателем, ре- жиссером-постановщиком стал ведущий-«инкогнито» Владимир Ворошилов. • День специалиста по ядерному обеспечению России. • Православная Цер- ковь почитает память муче- ника Агафоника (305311). В представлении народа сегодняшний день связан с поверием о леших. Счи- тали, что леший «потеша- ется» со снопами. По этому случаю говорили: «Агафон гонит леших вон». Евгений Лансере (18751946), русский советский живописец и график, народный художник РСФСР, родился 145 лет назад. Член художественного объеди- нения «Мир искусства». Иллюстрировал повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат» и «Казаки», принимал участие в росписи Казанского вокзала и гостиницы «Москва», автор картин «Никольский рынок в Петер- бурге», «Полтавская победа». По информации календаря ИТАР-ТАСС, ru.wikipedia.org восход: 5.37 закат: 19.04 долгота дня: 13.27 Луна в знаке Овна; убывает 4 сентября (22 августа по ст. стилю), пятница Сегодня в рубрике «Официальный отдел» заверша- ется публикация закона «О внесении изменений в Закон Липецкой области «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», принятого сорок четвертой сессией областного Совета депутатов. Читайте на 7–34-й стр. ДАТЫ ЕЖЕДНЕВНИК КУРС ВАЛЮТ ЦБ РФ на 04.09.2020 € 89.14 $ 75.47 МНЕ КАЖЕТСЯ, ЧТО В БОЛЬШИНСТВЕ ЛЮДИМОЕГО ВРЕМЕНИ ИМОЕГО КРУГА В ТЯГЧАЙШИХ ИСПЫТАНИЯХ, ВЫПАВШИХ НА ИХ ЖИЗНЬ, ОКАЗАЛИСЬ ОЧЕНЬ ЧЕСТНЫМИ, МУЖЕСТВЕННЫМИ, СТОЙКИМИ Учредители: Липецкий областной Совет депутатов, управление информационной политики Липецкой области, Областное бюджетное учреждение «Издательский дом «Липецкая газета». Издатель: Областное бюджетное учреждение «Издательский дом «Липецкая газета», 398055, г. Липецк, ул. Московская, 83, пом. 12, каб. 303, тел./факс 50-17-09. E-mail: idlg@lpaper.ru Адрес в Интернете: www. lpgzt.ru Индексы: П5601, П5602, П5609. Главный редактор «Липецкой газеты» Г.В. Чернышова. Областное бюджетное учреждение «Издательский дом «Липецкая газета». Все права защищены. При перепечатке ссылка на «ЛГ» обязательна. зам. главного редактора отдел политики и госвласти отдел «ЛГ» еженедельник» отдел писем и социальных проблем отдел фотоиллюстраций 50-17-24, 50-17-23; 50-17-35; 50-17-47, 50-17-67; 50-17-33; 50-17-15, 50-17-89. Рукописи не рецензируются и не возвращаются. Реклама и объявления: для частных лиц 50-17-19, для организаций: 50-17-18, 50-17-20; общественная приемная 50-17-66; отдел распространения 50-17-70. E-mail: reklama@idlipetsk.ru к — материалы на коммерческой основе Издаются и распространяются в «Липецкой газете»: — Спецвыпуск «Официальные документы» рубрика «Официальный отдел» — Спецвыпуск «Официальные документы» рубрика «Огни Липецка» Тел.: 50-17-12, 50-17-13. E-mail: od@lpaper.ru Знак информационной продукции: 12+ Время подписания в печать: по графику — 18.00; фактически — 18.00. Печать офсетная. Объем 25 п.л. Тираж 8730. Еженедельный тираж «ЛГ» 32205. Отпечатано: в типографии областного бюджетного учреждения «Издательский дом «Липецкая газета», 398055, г. Липецк, ул. Московская, 83, пом. 12, каб. 303. Зак. №11166. Свободная цена. Зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Липецкой области. Свидетельство ПИ№ТУ 48-00175. Адрес редакции: 398055, г. Липецк, ул. Московская, 83. E-mail: lgs@lpaper.ru Телефон приемной Областного бюджетного учреждения «Издательский дом «Липецкая газета» 50-17-01. Телефоны редакции: П ри первом взгляде на декорацию спек- такля «Соловьиная ночь», поставленного в Ли- пецком государственном академическом театре дра- мы имени Л. Н. Толстого по пьесе участника Великой Отечественной войны Ва- лентина Ежова, приходят на ум строки Сергея Орлова: «Его зарыли в шар земной, А был он лишь солдат, Всего, друзья, солдат простой, Без званий и наград». Про- сматривающийся купол над сценой — это и наша земля, пережившая войну и привы- кающая к мирной жизни, и небо, распростертое над про- странством, искореженным снарядами, и ночная тиши- на, оберегающая зарождаю- щиеся чувства. Такую идею заложил в сценографию за- служенный художник России ВалерийМелещенков. Однополчане Теркина Бойцам, что почти без- заботно отдыхают, отложив оружие, удалось уцелеть, и весной 45-го они строят пла- ны на мирную жизнь. Один мечтает засеять поле чече- вицей, другой — увидеть, как мальчишки удят рыбу, а бабы торгуют семечками, третий — выбрать нуж- ную специальность, чтобы восстанавливать разрушен- ную войной страну. Когда видишь на первом плане эти сцены, вспоми- нается другая постановка театра, посвященная Ве- ликой Отечественной вой- не — «Василий Теркин». Этот любимый всеми герой Александра Твардовского тоже мечтал вернуться до- мой и по-своему устроить мирную жизнь. Примечательно, что то- гда вместе с Владимиром Пахомовым над спектаклем работали московские худож- ники — старшая дочь поэта Ольга Твардовская и ее муж ВладимирМакушенко. Этот тройственный творческий союз был очень плодотвор- ным и удачным. В 90-е, когда у театров практически не было гастролей, выручали фестивали, и на нескольких из них липецкий «Василий Теркин» получил высокую оценку жюри. Великолепным и очень талантливым был и актер- ский состав спектакля. Глав- ного героя представляли за- служенные артисты России Владимир Кравченко (он сегодня художественный ру- ководитель театра), Вячеслав Михеев, играющий одну из центральных ролей в «Со- ловьиной ночи», и Николай Чебыкин, поставивший но- вый спектакль о войне. Еще раз про любовь — В известном смысле это не пьеса, а киносцена- рий, поэтому сложность со- стояла в том, чтобы его до- работать и адаптировать для сцены. К счастью, Валентин Ежов написал второй вари- ант для театра, и он подошел для постановки, —рассказал режиссер Николай Чебы- кин. — Это история о том, что закончилась война, и в мире все поменялось, кро- ме одного — любви. Четыре военных года разведчики были выключены из жизни. Когда они не воевали, они спали. А войны нет, и сон их не берет, и соловьи спать не дают. И хочется думать о новой жизни, а как жить по-другому — без взрывов и потерь — никто не знает. Но главный герой, Петр Бо- родин, встретив немецкую девушку Ингу, понял, в чем смысл жизни—в любви. Он погрузился в чувства, забыл обо всем на свете, опоздал из увольнения. И есть люди, воспользовавшиеся этим. — Чтобы погрузиться в атмосферу времени, мы по- смотрели довоенные филь- мы, наши герои видели их в кинотеатрах. Яиграюдевуш- ку, которая впервые в жизни полюбила. И не важно, что она немка, — поделилась Александра Громоздина, ис- полнительница роли Инги. — Моя героиня убеждает зрителей в том, что любовь несмотря ни на что все про- щает, поэтому надо любить вопреки обстоятельствам. — Для меня тема войны очень тонкая, трепетная. Слава Богу, у меня еще жив дедушка, который в годы войны был ребенком. Он помнит, как трудно жилось людям в послевоенное вре- мя, — рассказывает испол- нитель роли Петра Бороди- на Евгений Власов. — До этого не приходилось играть советского солдата. Смотрю хроники военных лет. Вхожу в образ по максимуму и даже вне репетиций стараюсь на- ходить ответы на вопросы, обращаясь к своему герою. Главный мой посыл зрителю такой: нужно оставаться че- ловеком в любой ситуации, как сержант Бородин. Экскурс в историю Премьера «Соловьиной ночи» должна была состо- яться в преддверии 75-ле- тия Победы, но ее отложи- ли из-за карантина. Завтра покажут единственный до открытия сотого театраль- ного сезона спектакль в честь Дня окончания Вто- рой мировой войны, кото- рый с этого года будет отме- чаться в России 3 сентября. Известно, что 8 августа 1945 года СССР объявил войну Японии. 9 августа Советский Союз перешел в наступление на Дальнем Востоке. Наши войска про- вели три операции: Мань- чжурскую стратегическую, Южно-Сахалинскую на- ступательную и Куриль- скую десантную. Более 300 тысяч советских солдат и офицеров получили на- грады за те тяжелые бои. 3 сентября 1945 года Ука- зом Президиума Верхов- ного Совета СССР был учрежден День победы над Японией. Указ был принят через сутки после того, как представители Японии по- ставили подписи под актом о своей капитуляции. Но в списке знаменательных и праздничных дат этот день помечен не был. До 2020 года эта дата от- мечалась 2 сентября. Но в апреле в Федеральный за- кон «О днях воинской славы и памятных датах России» были внесены изменения, согласно которым праздно- вание Дня окончания Вто- рой мировой войны было перенесено на 3 сентября. По мнению депутатов Госду- мы, инициировавших этот перенос, изменение даты направлено на «сохранение исторической справедли- вости в отношении победи- телей во Второй мировой войне, увековечения до- стойной памяти погибших при защите Отечества». Фото Павла Острякова О таких трагедиях задол- го до Беслана горько свиде- тельствовала на последней странице своего дневника девочка-подросток из Ни- дерландов по имени Анна Франк: бывают времена, когда люди так отвратитель- но жестоки, что начинаешь сомневаться в истине, ми- лосердии, справедливости Господа Бога. Она постави- ла точку и вскоре сгинула в гитлеровском концлагере Берген-Бельзен. После Второй мировой многие верили: отныне ни с одним ребенком на Земле не случится ничего похо- жего на то, что выпало на долю автора дневника, де- тей блокадного Ленингра- да, малолетних узников, из которых выкачивали кровь для раненых солдат вермах- та. Только эта надежда рас- таяла так же, как убеждение в немыслимости третьей мировой войны. Политоло- ги, кстати, полагают: она не просто мыслима, она уже идет. И это война с терро- ризмом. Так или иначе, а спустя 60 лет после смерти Анны Франк вооруженные до зубов боевики захватили школу в Беслане. Они дер- жали заложников всего три первых сентябрьских дня. Но этого времени хватило, чтобы повторить все, о чем сказано в старом стихотво- рении об Освенциме: Мужчины мучили детей. Умно. Намеренно. Умело. Творили будничное дело, Трудились — мучили детей. Среди пленников были и учителя, и родители, что привели детишек с букетами цветов на праздник первого звонка. И все-таки ставка у ваххабитов была имен- но на детей. Они целились в самое уязвимое, грозили уничтожить самое дорогое для любого нормального че- ловека, для любого народа. Они безошибочно выбрали мишень — будущее. И сверстники девоч- ки из Нидерландов, и пер- воклашки-второклашки Беслана испытали отчая- ние, которое не по силам и взрослому. Им сутками не давали еды и воды. На их глазах расстреливали непо- слушных. Шестилетняя де- вочка заплакала — выстрел. Пожилой педагог о чем-то попросил — выстрел. Надо было добиться, чтобы все молчали и подчинялись. Им говорили: вас никто не со- бирается спасать, вы никому не нужны. Забитая взрывчаткой и оружием школа, где на протяжение века учились несколько поколений, их матери, отцы, деды и праде- ды, обжитая, своя, превра- тилась в ад. Вырваться из него повезло не всем. 334 че- ловека погибли. Больше половины — дети. Одних настигли пули, осколки. Другие задохнулись в огне и дыму. Бандиты, эти «вели- кие герои», заслонялись от идущих на штурм спецна- зовцев малышами как жи- вымщитом. Для 186 мальчи- шек и девчонок 4 сентября уже не наступило. А 72 ре- бенка стали инвалидами. Пожизненно. Те, кто спасся, кого учи- теля и бойцы спецназа вы- таскивали из-под огня, были спасены не только физиче- ски. Об этих детях заботи- лись всем миром, помогая отойти от потрясения. Каж- дый из 40 тысяч жителей Бе- слана делал для них что мог. Простой и трогательный факт. У 17 детей погибли родители. Но никто из оси- ротевших не рос в детском доме, всех взяли в семьи. Годы рубцуют раны, но они болят. До сих пор не вы- сохли слезы у женщин, чьи сыновья и дочери лежат на кладбище, которое в Бесла- не называют Городом анге- лов. И до сих пор нет полной ясности, был ли реальный шанс избежать стольких жертв. Специалисты, депу- таты, очевидцы не пришли к согласию. Но спецназов- цы себя не жалели. Погибли командиры всех трех штур- мовых отрядов. Памятник бойцам, павшим в схватке с террористами, поставлен с искренней благодарностью. Тем не менее вопрос, все ли делалось как надо, по-преж- нему звучит. Я, естественно, не знаю ответа. Не знаю, возможна ли была бескровная развяз- ка абсолютно тупиковой, бесчеловечной ситуации? И разве не на эту безвыход- ность рассчитывали боеви- ки? Беда Беслана — непре- ходящая боль и христиан, и мусульман, и верующих, и неверующих. Пепел пы- лавшей в 2004-м школы не остыл. Он обжигает. Он сту- чит в наши сердца. Тот тяжелейший урок не прошел даром. Владимир Путин тогда сказал, что слу- чившееся—вызов всей Рос- сии, всему народу, это напа- дение на нашу страну. Вызов был принят. В дальнейшем такие теракты не раз уда- валось предотвращать. И я всем сердцем надеюсь, что подобная трагедия не повто- рится нигде и никогда. ПРОСМАТРИВАЮЩИЙСЯ КУПОЛ НАД СЦЕНОЙ — ЭТО И НАША ЗЕМЛЯ, ПЕРЕЖИВШАЯ ВОЙНУ И ПРИВЫКАЮЩАЯ К МИРНОЙЖИЗНИ, И НЕБО, РАСПРОСТЕРТОЕ НАД ПРОСТРАНСТВОМ, ИСКОРЕЖЕННЫМ СНАРЯДАМИ, И НОЧНАЯ ТИШИНА, ОБЕРЕГАЮЩАЯ ЗАРОЖДАЮЩИЕСЯ ЧУВСТВА ЕСЛИ БЫ СУЩЕСТВОВАЛА ВСЕМИРНАЯ КНИГА, КУДА ЗАПИСЫВАЛИ ВСЕ СКОРБИ И БОЛИ ЛЮДСКИЕ, ТО 16 ЛЕТ НАЗАД НАЗВАНИЕ ТИХОГО СЕВЕРООСЕТИНСКОГО ГОРОДКА БЕСЛАН ЗАНЕСЛИ БЫ В НЕЕ РЯДОМ С ОСВЕНЦИМОМ, ХИРОСИМОЙ, ХАТЫНЬЮ. БЕДА БЕСЛАНА — НЕПРЕХОДЯЩАЯ БОЛЬ И ХРИСТИАН, ИМУСУЛЬМАН, И ВЕРУЮЩИХ, И НЕВЕРУЮЩИХ. ПЕПЕЛ ПЫЛАВШЕЙ В ДВЕ ТЫСЯЧИ ЧЕТВЕРТОМШКОЛЫ НЕ ОСТЫЛ. ОН ОБЖИГАЕТ. ОН СТУЧИТ В НАШИ СЕРДЦА ГОРЬКИЙ ПРИВКУС «СОЛОВЬИНОЙ НОЧИ» ПЕРВАЯ ПРЕМЬЕРА В ЛИПЕЦКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ АКАДЕМИЧЕСКОМ ТЕАТРЕ ДРАМЫ ИМЕНИ Л. Н. ТОЛСТОГО СОСТОИТСЯ ДО ОТКРЫТИЯ ЮБИЛЕЙНОГО, СОТОГО, СЕЗОНА — УЖЕ ЗАВТРА. Ольга Шкатова Исаак Розенфельд, обозреватель «Липецкой газеты» ОБЖИГАЮЩИЙ ПЕПЕЛ БЕСЛАНА Василий Глотов Василий Теркин
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz