Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)
ниям, — говорит педагог. — Учу ребят критически мыслить, ана- лизировать информацию. Таков наш труд Для занятий Мария Ан- дреева порой подбирает проти- воречащие друг другу цитаты. Это дает ребятам возможность взглянуть на исторический процесс с разных сторон и по- дискутировать. Такому приему научил СергейНиколаевич Язы- ков, учитель школы № 2 в селе Кривополянье Чаплыгинского района. Молодой специалист и сегодня обращается за советом к опытному наставнику. За четыре года Мария Ан- дреева сменила несколько школ — сначала ее принимали на ме- ста декретниц, сейчас удалось трудоустроиться на постоянной основе. Она во всем старается видеть плюсы: такой опыт позволил сделать срез большей аудито- рии современных школьников и выработать свой стиль препода- вания. — Глав- ный прин- цип—урок д о л ж е н быть жиз- ненно проблем. Повышенная нагрузка из-за часов выше ставки, дети, которые не всегда готовы идти на контакт, родители, задающие во- просы, которые стоит адресовать вовсе не учителю, — признается молодой специалист. —Помогает знание предмета. История — это судьбы людей, которым прихо- дилось с достоинством выходить из самых сложных ситуаций. Их пример вдохновляет и позволя- ет не терять оптимизма. Часто вспоминаю такой эпизод начала прошлого века. Николай II недо- любливал министра финансов и путей сообщения Сергея Витте и именно ему поручил заключать мирный договор после проигран- ной русско-японской войны. Обычно резкий, категоричный Витте быстро оценил обстановку и перенял традиционно доброже- лательнуюманеру общения, при- нятую в американском городе, где предстояло подписать доку- мент. Он так очаровал окружаю- щих, что Портсмутский мир был заключен на немыслимо выгод- ных условиях для проигравших. Даже в весеннем дистан- ционном обучении Мария Ан- Шкатулка ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 24 № 10 6(26234) Олеся Скворцова НА ПОДГОТОВКУ К ЗАНЯТИЯМ ПЕДАГОГ МАРИЯ АНДРЕЕВА, ПРЕПОДАЮЩАЯ ИСТОРИЮ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ В ЧАПЛЫГИНСКОЙ ШКОЛЕ №4, ТРАТИТ НЕ МЕНЕЕ ЧЕТЫРЕХ ЧАСОВ В ДЕНЬ. УРОК СТАНОВИТСЯ ЖИВЫМ МОХИТО НА ВЫХОДНЫЕ ОТ ПЕДАГОГА Напиток по этому рецепту обладает успокаивающим эффектом и освежает в жаркие дни. Обычно в мохито кладут лайм, но от использова- ния лимона он не стано- вится менее вкусным. Для одной порции раз- мять два кружка лимона с чайной ложкой (с горкой) тростникового сахара и 8 крупными ли- сточками мяты. Добавить 20 мл безалкогольного рома, залить остаток ста- кана спрайтом. Переме- шать, бросить два кубика льда. Напиток готов! ВКУСНО В свободное время Мария Андреева любит готовить выпечку — от печений до тортов, составлять букеты из того, что растет в палисаднике, читать художественную литературу. Из последнего понравилось «Лето, прощай» Рэя Брэдбери и «Степной волк» Германа Гессе. Отдыхать душой помогает пианино. Любит играть произведения Баха, Бетховена, пытается осваивать произведения южнокорейского композитора Ли Ру Ма. ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ П обедитель областного этапа конкурса «Учитель года-2020» стремится к тому, чтобы каждый ее урок был лучше предыдущего. Живые уроки — Конечно, каждый урок не может быть идеальным, — при- знается Мария Михайловна. — Если первоначальная цель не достигнута, это не значит, что он плох. Напротив, он переходит в другую плоскость, становит- ся живым. К примеру, у детей возникают вопросы, которые я не предусмотрела, готовясь к занятию, — обязательно нужно ответить, тем самым подогрев интерес к предмету. Или запла- нирую на дискуссию 15 минут урока, а ребятам хочется выска- заться, поделиться своим мнени- ем — не стоит их останавливать. Чтобысделать урок насыщен- ными запоминающимся, педагог постоянно работает над собой. В выходные дополнительноштуди- рует исторические труды в поис- ках информации, которой нет в учебнике. Она уверена: не стоит повторять точь-в-точь то, что на- писано в учебной литературе, — при необходимости дети в любой момент могут сами прочитать эти тексты. И при этом не стесняется признаться, что чего-то не зна- ет. Если ответ на вопрос не готов тут же, МарияМихайловна пере- несет его разбор на следующий урок, иногда попросив ребят са- мимпоискать вИнтернете, чтобы сравнить разные трактовки. — Всего знать невозможно, но нужно стремиться к зна- БЫТЬ УЧИТЕЛЕМ — ОГРОМНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. ДЕСЯТКИ ГЛАЗ СМОТРЯТ НА ТЕБЯ — ВАЖНО НЕ ПОДВЕСТИ, НЕ ОБМАНУТЬ ОЖИДАНИЯ, НЕ РАЗОЧАРОВАТЬ. ПОЛУЧАЮ УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ САМОГО ПРОЦЕССА УРОКА, КОГДА ВИЖУ, ЧТООН ИНТЕРЕСЕН ДЕТЯМ Мария Андреева СОВЕТЫ ОТ МАРИИ АНДРЕЕВОЙ Педагогам Знаю по себе, что перед каждым 1 сентября любого учителя да и учеников охва- тывает волнение. Поэтому главное пожелание — не тре- вожиться понапрасну, помня, что людям свойственно пре- увеличивать проблему в своем представлении. Но глаза стра- шатся, а руки делают. Второй совет — не давить слишком на детей. Многих пугают проверочные рабо- ты, которые перенесены на начало учебного года. Это колоссальная нагрузка, ведь в дополнение к новой теме нужно будет больше времени уделять повторению прой- денного материала. Не тре- буйте сверх меры, чтобы дети не устали от школы, а вы сами не перегорели. Уверена, уже к концу месяца мы войдем в привычный ритм работы. Ребятам Не стесняйтесь призна- ваться и родителям, и педа- гогам в том, что вы что-то не поняли или что-то вас пугает. Это упростит задачу всем, и вы получите необходимую поддержку со стороны учи- телей. Чтобы найти любопытные факты для урока, приходится потрудиться ориентирован, — делится своим профессиональным секретом историк. — Современных де- тей не зацепить предложением «Мальчик пошел в библиотеку», для них актуальнее «Мальчик скачал электронную книгу». Можно просто рассказывать о разных видах налогов, а можно взять кассовый чек из соседнего магазина и на его примере по- казать, что такое НДС. А глава в учебнике о церковной реформе короля Англии Генриха VIII бу- дет гораздо понятнее ребятам, если им станет известно, поче- му он ее затеял: ради развода с женой. «Очеловечив» историю, пробуждаем интерес. С шуткой, с юморомподхожу к объяснению темы урока. На работу с удовольствием Стать педагогом Мария Ан- дреева решила еще в детстве — так запали в душу уроки учите- ля начальных классов Тамары Степановны Морозовой. И хотя отличнице, медалистке были открыты двери любого факульте- та, предпочла историю и обще- ствознание. Скромно поясняет: то, что знала лучше всего (хотя ЕГЭ по русскому языку сдала на 95 баллов). Истфак ЛГПУ также окончила с красным дипломом. — Бывают дни, когда прихо- дят сомнения в выборе профес- сии, — в современном образо- вании еще мно г о дреева нашла плюсы. Благодаря погружению в цифровые техно- логии она больше узнала о своих учениках и круге их интересов, хотя личное общение невозмож- но ничем заменить. Никогда не рано Жюри областного этапа конкурса «Учитель года-2020» высоко оценило труд Марии Андреевой. Решилась штурмо- вать эту высоту она благодаря поддержке педагогов района и участию в форуме молодых спе- циалистов в Москве. В столице девушка познакомилась с десят- ками коллег, которые, как и она, вдохновлены своей профессией. Своим примером они показали, что нужно не стесняться идти вперед, обращать внимание не на возраст и стаж, а на стрем- ление состояться в профессии. Девиз «Никогда не поздно» для себя они перефразировали по- своему: «Никогда не рано». Фото Павла Острякова
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz