Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)
ПЕРЕДАВАЯ ОГОНЬ Профессионалы ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 4 №11 (26139) Народный артист России Михаил Янко отмечает 70-летие и с уверенностью говорит, что главные вехи в его профессиональной жизни связаны с Липецким государственным академическим театром имени Льва Толстого. Ольга Шкатова М ихаил Леонидович по- прежнему верен себе: всего дороже в жизни для него театр и семья. Много читает, живо интересуясь всем, что происходит в мире, репети- рует и играет в спектаклях, об- суждая каждую свою работу с женой, заслуженной артисткой России Татьяной Фирсовой. Их мнения не всегда совпадают, но в отношении к профессии су- пруги едины. Задача артиста — нести культуру и надежду. Вера и желание жить — В театр человек приходит за тем, чтобы получить силы и дополнительные резервы, энер- гию. У всех есть потери, сломы. Если еще и в театре напоминать зрителю об этом, то жить не- возможно, — считает Михаил Леонидович. — Надо жить вы- соким. Это человека «растит», дает ему силы и крепость духа. Я уж не говорю о том, что театр должен вызывать катарсис. Как и в Древней Греции, он при- зван способствовать очищению, когда человек всю свою жизнь хочет пересмотреть, что-то в ней изменить. Если театр поднима- ется до таких высот, он способен помочь зрителю. Мне кажется, что сегодня нужен именно такой театр. Но он сейчас по большей части развлекающий. Без этого никуда. Нас и по телевизору в основном развлекают, а еще и грузят негативом. Но от этого есть простое средство: кнопку нажал и выключил. А в театр люди покупают билет, готовятся к встрече с искусством. Пусть уж лучше они развлекаются, смеют- ся в зале, заражаясь друг от друга позитивными эмоциями. «Чернуху» мы уже проходили, все испробовали. Ине прижилось это на нашей сцене. Были какие- то «необязательные уроки», которые театр выучил и забыл. Артисты — люди подневольные, зависимые. Считает режиссер, что надо на сцене матом ругать- ся, и будут ругаться. Непонятно, почему это сколько обсуждается, столько и присутствует в театре. Попросите выйти на сцену лю- бого зрителя и предложите ему выругаться матом в зал. Человек непременно сконфузится. А дра- матургамне стыдно эксплуатиро- вать низкое. Оно надоело. Пора от этого отойти. Развлекать и воспитывать — Говорят, что сегодня нет идеологии. Так давайте сделаем идеологией наше чистое, высо- кое, нравственное, патриотиче- ское. И это театр будет давать зрителям, — рассуждает актер. — Сегодня, к сожалению, народ больше хочет развлекаться. Но театр способен развлекая вос- питывать. У театра, я считаю, всегда должна быть какая-то генеральная линия. Когда-то основой у нас была классика, велась работа по воспитанию юного зрителя. Такой театр Михаил Янко строил вместе с режиссером Владимиром Пахомовым, сде- лавшим на десятилетия липец- кий театр чеховским. Триго- рин в «Чайке», Астров в «Дяде Ване», Лопахин в «Вишневом Михаил Янко «Давайте сделаем идеологией наше чистое, высокое, нравственное, патриотическое» ТЕАТРДОЛЖЕНВЫЗЫВАТЬ КАТАРСИС.ОНПРИЗВАН СПОСОБСТВОВАТЬ ОЧИЩЕНИЮ, КОГДАЧЕЛОВЕК ВСЮСВОЮЖИЗНЬ ХОЧЕТ ПЕРЕСМОТРЕТЬ, ЧТО-ТО ВНЕЙИЗМЕНИТЬ. ЕСЛИ ТЕАТР ПОДНИМАЕТСЯДОТАКИХ ВЫСОТ,ОНСПОСОБЕН ПОМОЧЬ саде» — эти роли для Михаила Янко стали знаковыми. За одну из них актер был удостоен зва- ния лауреата Государственной премии РСФСР имени К.С. Станиславского. С чеховскими спектаклями липецкая труппа выступала в Доме-музее писа- теля в подмосковномМелихово, в московском Доме актера, на фестивале «Дни Чехова в Ялте». «Чайка», записанная в Мелихо- во Центральным телевидением, вошла в Золотой фонд лучших российских театральных поста- новок. На основе пристального внимания критиков и чеховедов к этой работе родился Между- народный фестиваль «Липецкие театральные встречи». Работая над ролями в поста- новках по произведениям Ан- тона Чехова, Михаил Янко вел дневник, тщательно записывая свои замечания и переживания. Впоследствии его страницы были опубликованы в одной из «Чеховиан». — Зритель любит актеров, когда они задевают душу, что-то доносят такое, чего нет в повсе- дневной жизни. Это увеличивает ответственность актера за работу над ролью, — убежден Михаил Леонидович. — Только профес- сионал может тронуть сердце человека. На моей памяти спек- такли, которые глубоко волно- вали людей, вызывали чувства, охватывавшие весь зрительный зал. Это, например, постанов- ка «Дальше — тишина», где иг- рали Раневская и Плятт. Весь огромный зал Театра Моссовета сострадал этой пожилой паре. Люди плакали, объединенные одним чувством. Театр — это кафедра По мнению Михаила Янко, сегодня и в театре нарушена традиция преемственности по- колений. — По-моему, это Густав Ма- лер сказал, что традиции — это передача огня, а не поклонение пеплу. Этот огонь, в данном слу- чае театр, мы должны беречь и передавать нашим молодым кол- легам, тем, кто приходит после нас, чтобы были открытые теат- ру сердца и души, —размышляет Янко. — Иначе все оборвется, и театр превратится во что-то непотребное. Он всегда был ка- федрой с высокими задачами и целями, которые и дают жизнь. Молодые, конечно, этот «огонь» должны наследовать и беречь. Это в Москве можно эпатажем создать себе имя и привлечь вни- мание. Мы на периферии, слава Богу, можем охранять главное и отталкивать непотребное. Ко- нечно, наш театр поменялся. Есть счастливые труппы, кото- рые сохраняют костяк из актеров пожилых и среднего возраста и имеют большой молодежный со- став. Наша труппа в чем-то по- теряла, когда произошел раскол. Но это пошло на пользу, потому что в городе образовались два театра. Культурное пространство стало больше. Думаю, что сегодня театр больше связан с тем, чем грешит и телевидение, — многокрасоч- ностью, клиповостью. Он стал производящим впечатление, а глубина почти ушла. Втакие усло- вияпоставлен театр.Надо зараба- тывать, ставить спектакль за спек- таклем и предлагать как товар. Доверяя друг другу Михаил Янко не изменяет своим идеалам. Единственное, от чего он отказался примерно к середине жизненного пути, это максимализм. — Мне очень повезло, по- тому что у меня жена актриса. Мы с ней с разницей в один год закончили московские вузы. Я —ГИТИС, Таня —Щепкинское училище, — рассказывает он. — Мы всю жизнь друг друга «рас- тили», помогая работать над ро- лями. Этот процесс происходил не только в театре, но и дома. Самый взыскательный критик— это моя жена. Она смотрит спек- такль, пишет свои замечания, и мы разбираем это после. Быва- ет, спорим, не соглашаемся, но абсолютно доверяем друг другу. Замечаниям мы верим безого- ворочно. Это то, что роднит нас все годы и поддерживает нашу семейную жизнь. Наш союз, основанный на доверии, очень крепок. Мы сут- ки живем работой. Особенно, когда идет выпуск спектакля и рождается что-то новое. Так устроен театр и те, кто ему слу- жит. И дочь Мария и зять Мак- сим тоже «одной крови». Оба за- кончилиЩепкинское училище, более 20 лет работают воМХАТе имени Горького. И у них в семье также ходят смотреть спектакли друг друга и потом их обсужда- ют. Когда мы летом в отпуске собираемся вместе, начинается живая профессиональная жизнь. Это счастье — говорить на одном языке. Наши педагоги нас так воспитали: самое дорогое — это замечания, которые тебе делают твои коллеги. Если ты не самоед, никуда не стремишься, ничего не получится. Фото Павла Острякова Сцена из спектакля «Продавец дождя» Сцена из спектакля «Смерть Ивана Ильича»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz