Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)
УЧИТЕЛЬ, ВОСПИТАЙ УЧЕНИКА К онечно, у такого худож- ника, как Виктор Соро- кин, учились многие. Он до сих пор влияет и на тех, кому довелось увидеть сорокинские картины уже после смерти ав- тора. На сей раз, однако, речь о прямых наследниках Виктора Семеновича. О людях, вставших к мольберту в Елецком училище, где в незапамятные времена он преподавал. «Птенцы гнезда Сорокина» Экспозиции этого художника у нас проводятся регулярно. Но такой, что недавно открылась в галерее Назарова, еще не было. Искусствовед Татьяна Нечаева поместила рядом работы самого Мастера и произведения его уче- ников, также ставших признан- ными мастерами. Почти никого из них нет се- годня на свете. Но они с нами, среди нас, они участники ду- ховной жизни начала 21-го ве- ка. Анатолий Климов, Виктор Королев, Александр Сорочкин, Вилен Дворянчиков. И, слава Богу, здравствующий Евгений Сальников. Кстати, шепнула мне по секрету Нечаева, все корона- вирусные месяцы он нарушал ре- жим самоизоляции, окольными путями выбираясь на природу, чтобы работать. Как и Сорокин, без работы он не умеет жить. Так вот, ученики Виктора Се- меновича — художники очень разные. Но, придя на выставку «Птенцы гнезда Сорокина», сразу понимаешь, насколько они близ- ки. Так бывает, когда листаешь семейный альбом: люди на фо- то абсолютно не похожи друг на друга, однако нет сомнений, что они родня. Татьяна Нечаева так и сформулировала идеюпроекта: корень один, а ветви простерлись во все стороны. В том особая за- слуга Сорокина-педагога. Он отвергал принцип обуче- ния: «Делай как я!». Скорее уж требовал: не делай как я. Прояв- ляй и развивай свою самобыт- ную личность. Он был так осто- рожен, ненавязчив, что иному студенту казалось: да он ничему и не учит. Между тем это не так. Цветаева неслучайно в знамени- том стихотворении призывала: «Учитель, воспитай ученика». Воспитай, а не просто научи, обучи. Так, вероятно, думал и Виктор Семенович. Его наверняка беспокоило то же, о чем однажды сказал не живописец, а композитор Стравинский: нынешний чело- век живет на поверхности и до смерти боится глубины. Соро- кин же как раз шел вглубь, по- стигая спасительную, очелове- чивающую силу красоты мира. «Природа и жизнь, — утверждал он, автор великолепных пей- зажей, — связаны неразрывно. Живопись — это философия, а художник — философ». Вот что старался он открыть своим подопечным и на собственном примере, и на опыте творцов прошлого. Для Сорокина свобода была насущной необходимостью. Он и уехал-то в Елец из Москвы, чтобы быть подальше от тамош- них надсмотрщиков и цензоров. А в училище, естественно, при- общал начинающих к искусству русского авангарда, француз- ских импрессионистов, фови- стов и так далее. Каждый из со- рокинских «птенцов» выбирал, что ему интересней. Дворян- чикова увлек конструктивизм. Сорочкин упорно всматривался в полотна Сезанна. А Сальнико- ва притягивали и русская икона, и Фернан Леже. Только они не подражали, а продолжали. Это был путь к себе. Тот же Сальников во- площал на холсте мечту, уто- пию, прекрасный миф, где все радостно, гармонично, светло. А в 90-е годы не то чтобы отре- кся от этого мироощущения, но острее ощутил драматизм раз- рыва между мечтой и реально- стью. В новых работах Евгения Павловича зазвучала печальная, горькая нота. Долг памяти В камерном пространстве галереи картины как бы допол- няют, усиливают друг друга. Зритель, оказавшись в этой ат- мосфере, даже знакомые ком- позиции воспринимает по-но- вому. Для владельца галереи Алек- сандра Назарова и арт-дирек- тора Татьяны Нечаевой такая выставка нечто большее, чем очередная культурно-просве- тительская акция. Они отдают долг художникам, с которы- ми были связаны многолетней дружбой. Татьяна Ивановна вместе с Виленом Дворянчико- вым создавала Дом Мастера — музей Сорокина. А Назаров коллекционирует живопись «Липецкой школы». К слову, большая часть того, что мы ви- дим в выставочном зале сегод- ня, — картины из назаровского собрания. Фото Николая Черкасова В ближнем кругу к нему иногда обращались запросто — Дед. Но это звучало не фамильярно, а почтительно: дед — старейшина, аксакал, мудрец. Широкая публика, приходившая на его вернисажи, называла Сорокина Мастером. Но лишь у нескольких человек было право сказать о нем: мой учитель. Исаак Розенфельд Татьяна Нечаева икусствовед ПОКОЛЕНИЮ ШЕСТИДЕСЯТНИКОВ ПОЗВОЛЕНО БЫЛО ВЕРНУТЬСЯ К ЗАПРЕТНЫМ И ПОЛУЗАПРЕТНЫМ ИМЕНАМ, НАПРАВЛЕНИЯМ, ЭКСПЕРИМЕНТАМ Сорокин Виктор Семенович (1912—2001) Автопортрет. 1998. Оргалит, масло Климов Анатолий Александрович. 1933. Старый дом. 1971. Бумага, акварель Творчество Сорокина и его учеников близко молодым Сорочкин Александр Михайлович (1939—2014) Сирень у окна. 1996. Холст, масло Климов Анатолий Александрович. 1933. Введенский спуск. 1961. Бумага, акварель Вернисаж ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 28 № 10 3 (26231)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz