Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)
рисунок площадью шесть квадратных метров около месяца. Но там большое внимание уделялось дета- лям, прорисовке, — вспо- минает граффитист. В мае Дмитрий на- рисовал граффити, посвя- щенное 75-летию Победы в Елецком микрорайоне, за два дня. На все ушло 30 квадратов и 60 баллонов краски. Таким был пода- рок горожанам от липецких энергетиков. Оформление интерес- ными рисунками различ- ных будок во дворах — тоже его работа. Космонавт, кот, птицы, ящерицы приносят больше ярких красок в се- рые будни липчан. Когда на художника находит вдохно- вение, даже старый «бык» (опора для моста) стано- вится своего рода холстом. Помимо уличных ху- дожеств, Дмитрий Савоста оформляет интерьеры. — Относительно недав- но граффити стали активно перебираться с уличных стен винтерьерыквартиридомов. Людихотят что-тооригиналь- ное вместопривычных обоев. Это очень смелое решение, однако находятся те, кому по душе такие вещи. Стоит отметить, что это экологич- но. Для рисунков исполь- зуется аэрозольная краска, которая быстро сохнет и не выделяет токсичных паров — подходящий способ отдел- ки для детских комнат, — уверен Дмитрий. Фото из архива Дмитрия Савосты Работу заведений об- щественного питания ре- гламентируют более 50 ре- комендацией Роскомнад- зора. В их числе: обработка рук антисептиками на вхо- де, дистанция от полутора метров между столиками и дезинфекция контакт- ных поверхностей каждые два–четыре часа. И новая униформа для персона- ла — защитный экран и перчатки. Ресторан — Жарковато в +36 и неудобно — приходит- ся постоянно поправлять экран, — прокомментиро- вал официант-стажер од- ного из ресторанов на ули- це Советской областного центра. На первом и втором эта- жах имеются дезинфициру- ющее средство и объявления с просьбой обработать руки. Однако жесткого контроля за этим нет. В будний день во время бизнес-ланчей посетителей немного, занято только три столика. А после 18.00 сво- бодных мест уже нет: и люди соскучились по «выходам в свет», и администрация об- щепита стала осторожнее — следит, чтобы количество посетителей было фикси- рованным. Впрочем, мне в просьбе пройти без «брони» они не отказали. Но настоятельно рекомендовали впредь бро- нировать места заранее, осо- бенно в выходные дни. В кафе и ресторанах по- явилось непривычное меню по QR-коду. Это должно свести к минимуму риск передачи вируса. Смартфон и Интернет дадут доступ к меню: нужно навести камеру на код и перейти по ссылке в браузере. Впрочем, нововведение пока популярностью не пользуется. По словам офи- цианта Артема, бумажное меню и привычнее, и функ- циональнее. Да и доступ к барному меню по коду еще не отладили. Макдональдс Большей популярностью сейчас пользуются откры- тые веранды. Макдональдс не исключение. В 17:00 все столики на веранде заняты. Правда некоторые обклеены лентой, чтобы была соблю- дена социальная дистанция. На входе в зал нанесена специальная разметка, что- бы безопасно организовать очередь. Всем предлагают продезинфицировать руки на специальной станции. По желанию можно воспользо- ваться обычным санитай- зером. На официальном сайте франшизы указано, что спе- циальный человек будет ре- гулировать загрузку залов. Но я такого человека не за- метила. А желающих пере- кусить в помещении было много. И целая очередь сто- яла к аппарату самообслу- живания. Персонал, независимо от того, на кухне ли, на раз- даче или в зале, работает в масках и перчатках. Ожи- дание и передача готового заказа даже на вынос теперь происходит непосредствен- но за отдельным столиком. Посетителю дадут локатор с номером стола, за которым он будет ожидать свой заказ, а сотрудник все принесет. KFC В час дня около кассы и аппарата самообслуживания никого нет. Поэтому заказ сделала быстро—буквально за две минуты. В зале и на фудкортах нанесена специ- альная желтая разметка. — После приготовления любого блюда первые руки, которые его коснутся — это руки гостя! — заверяет меня сотрудник в черных перчат- ках и маске, передавая мой маленький заказ — один твистер. Причем заказ сразу по- ложили на поднос. Разговорились. Пан- демия, похоже, подвигла компанию к открытию ре- сторана быстрого питания нового типа. Чтобы свести к минимуму заболевания, здесь готовят к запуску бес- контактное обслуживание: привычные кассы с персо- налом уйдут в прошлое. Их место займут цифровые ки- оски, автоматизированные зоны получения и выдачи заказов. Правда, это пока только в Москве. Но, учитывая стре- мительную скорость про- гресса, можно смело утверж- дать, что и для нас роботи- зация заведений обществен- ного питания не за горами. ТРЕТИЙ ЭТАП СНЯТИЯ КАРАНТИННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ В ПОЛНОМ РАЗГАРЕ: РЕСТОРАНЫ, ГОСТИНИЦЫ И ПАРКИ ВНОВЬ ВСТРЕЧАЮТ ПОСЕТИТЕЛЕЙ. НО САНИТАЙЗЕРЫ, МАСКИ И ПОЛТОРА МЕТРА СОЦИАЛЬНОЙ ДИСТАНЦИИ ПО-ПРЕЖНЕМУ АКТУАЛЬНЫ. ВЕСЬ ГОРОД ХУДОЖНИКУ ХОЛСТ ВНОВЬ ЗА СТОЛИКОМ В ЛЮБИМОЙ КАФЕШКЕ Полина Переверзева Н апомним, ранее во дворах многоэта- жек в районе пере- крестка улиц Гагарина и Терешковой стены транс- форматорных подстанций украсили граффити с изоб- ражением советских космо- навтов, чьими именами на- званы эти улицы. А на днях преобразились технические сооружения во дворах домов на улицах Неделина, 59 и Бунина, 22 — здесь появи- лись портреты первого глав- нокомандующего Ракетными войсками СССР, маршала Митрофана Неделина и но- белевского лауреата, поэта и писателя Ивана Бунина. Написал их липецкий ху- дожник Дмитрий Савоста. Именно он является авто- ром портрета Сергея Бодро- ва, граффити в Елецком ми- крорайоне, посвященного 75-летию Победы, и многих других рисунков на фасадах зданий областного центра. В партнерстве с «Милосердием» Теперь молодой чело- век взялся за выполнение масштабного проекта по увековечению в граффити выдающихся людей, имена- ми которых названы улицы Липецка. Изначально авто- ром идеи по изображению Юрия Гагарина иВалентины Терешковой выступил ру- ководитель цеха по ремонту металлургического обору- дования НЛМК Александр Мишин, а организатором стал благотворительный фонд «Милосердие», чьи во- лонтеры готовят «будки-хол- сты» перед тем, как Дмитрий Савоста приступает к нане- сению рисунка. —Я пока не знаю, сколь- ко будет точно изображений, но для меня очень интересно участие в подобном проек- те. Ведь это люди, творив- шие историю. Кроме того, символично изображать их именно на тех улицах, которые носят их имена, — рассказал художник. — Это не только краси- во, но и познавательно для детей и взрослых с точки зрения знания истории, — говорит Игорь Подзоров, куратор волонтерской про- граммы НЛМК. — Если Га- гарина знают все, то маршал Неделин не настолько попу- лярен, и его портрет стиму- лирует интерес к его лично- сти. А ведь это выдающийся человек: главный маршал артиллерии СССР, первый командующий Ракетными войсками. В 2020 году мы отмечаем 150-летие со дня рождения Ивана Бунина, нашего зем- ляка.Поэтому появление на граффити автора «Темных аллей» и «Окаянных дней» особенно актуально. —Это важно в том числе и для подрастающего поко- ления, — отмечает Михаил Русаков, начальник управле- ния по обучению и развитию МАСШТАБНЫЙ ПРОЕКТ, ПРИЗВАННЫЙ УВЕКОВЕЧИТЬ В ГРАФФИТИ ВЫДАЮЩИХСЯ ЛЮДЕЙ, ИМЕНАМИ КОТОРЫХ НАЗВАНЫ УЛИЦЫ ЛИПЕЦКА, ПРОДОЛЖАЕТСЯ. ВСЛЕД «КОСМИЧЕСКИМ ГРАФФИТИ» АВТОРЫ ПРОЕКТА ПРЕЗЕНТОВАЛИ ПОРТРЕТЫ ПРОСЛАВЛЕННОГО ВОЕНАЧАЛЬНИКА И НОБЕЛЕВСКОГО ЛАУРЕАТА. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Общество 5 18 / 08 / 20 Анастасия Князева Появление на граффити Бунина напоминает прежде всего молодежи о наших знаменитых земляках Для Дмитрия Савосты граффити — это образ жизни Портрет маршала Неделина украсил двор дома № 59 на улице, носящей его имя В честь 150-летия со дня рождения великого писателя в Издательском доме «Липецкая газета» проходит культурно-просветительский проект «Наш Бунин». В его рамках запланировано более 20 ме- роприятий: творческие конкурсы школьных сочине- ний, «круглые столы», встречи с писателями, актера- ми, лауреатами областной премии Ивана Бунина, музыкально-поэтические вечера, художественный пленэр, издание книги и создание спектакля. Уже запущен конкурс «Читаем Бунина с любо- вью», открыта авторская художественно-аудиаль- ная выставка Екатерины Маланиной «Диагноз: BUNIN-20», а также выставка «Наш Бунин» в Липецком Доме музыки. ТЕМ ВРЕМЕНЕМ ЗАБОТИМСЯ О ЗДОРОВЬЕ: ПРОХОДИМ ДИСПАНСЕРИЗАЦИЮ В регионе возобновилась диспансеризация взрос- лого населения. В соответствии с приказом Минздрава России граждане проходят профосмотры ежегодно, а диспансеризацию – один раз в три года в возрасте от 18 до 39 лет. Те, кому исполнилось 40 лет, проходят ее ежегодно. Диспансеризация-2020. Кто и когда? Ее проходят липчане следующих годов рождения: 1981, 1984, 1987, 1990, 1993, 1996, 1999, 2002. После 40-летнего возраста диспансеризация проводится ежегодно. Где проводятся профосмотры и бесплатная диспансеризация? Гражданин проходит профилактический меди- цинский осмотр и диспансеризацию в медицинской организации, в которой он получает первичную ме- дико-санитарную помощь. Что включают в себя профилактические осмотры и диспансеризация в 2020 году? Флюорографию (один раз в два года). Опрос (анкетирование). Антропометрию (измеряются рост, вес, обхват талии). Измерение артериального давления. Анализ крови на общий холестерин. Анализ крови на глюкозу. Определение сердечно-сосудистого риска (отно- сительного — с 18 до 39 лет, абсолютного — с 40 до 64 лет), рисков хронических болезней. Измерение внутриглазного давления (при пер- вом прохождении медосмотра, ежегодно — с 40 лет). ЭКГ (при первом прохождении медосмотра, ежегодно — с 35 лет). Женщины проходят осмотр гинеколога. Из каких этапов состоит диспансеризация? Первый этап – скрининговый, он призван опре- делить основные риски развития заболеваний. Поэтому помимо перечисленных выше мероприя- тий профилактического осмотра, при прохождении диспансеризации взрослого населения на первом этапе проводятся: общий анализ крови (гемоглобин, лейкоциты, СОЭ) – с 40 лет; осмотр фельдшером (акушеркой) или врачом акушером-гинекологом женщин в возрасте с 40 лет и старше; исследование кала на скрытую кровь (с 40 до 64 лет включительно – один раз в два года, с 65 до 75 лет включительно – ежегодно); эзофагофиброгастродуоденоскопия – в возрасте 45 лет; для женщин: цитологическое иссле- дование мазка с шейки матки (с 18 до 64 лет вклю- чительно – один раз в три года); маммография (с 40 до 75 лет включительно – один раз в два года); для мужчин: определение простат-специфического антигена (ПСА) в крови (в 45, 50, 55, 60, 64 года); осмотр врачом-терапевтом по результатам первого этапа. После завершения 1 этапа обследования врач анализирует полученные данные, проводит профи- лактическое консультирование, дает рекомендации по дальнейшим действиям пациента. Что делать, если выявлены проблемы уже на первом этапе диспансеризации? Если выявлены проблемы со здоровьем — назна- чается дополнительное обследование на втором этапе диспансеризации. Это: 1. консультации специалистов (невролога, отори- ноларинголога, офтальмолога, хирурга или уролога, хирурга или проктолога, акушера-гинеколога, осмотр врачом-терапевтом по результатам второго этапа дис- пансеризации); 2. дополнительные исследования (рентгеногра- фия легких или компьютерная томография легких, колоноскопия, эзофагофиброгастродуоденоскопия, ректороманоскопия, спирометрия, дуплексное ска- нирование брахиоцефальных артерий). С чего начинать? Куда обращаться? Начинать надо со своей поликлиники, к которой вы прикреплены. Для экономии времени пациентов в поликлиниках созданы отделения и кабинеты профи- лактики, специально для проведения диспансериза- ции выделено время для лабораторного и инструмен- тального обследования. Много ли времени занимает вся процедура? Зависит от объема обследования. Чаще всего тре- буется два визита в поликлинику для того, чтобы пройти первый этап диспансеризации. Если пациент направлен на второй этап в связи с тем, что у него выявлены заболевания, тогда потребуется больше вре- мени, но здесь уже важна личная заинтересованность пациента в своем здоровье. Человек прошел диспансеризацию. Что дальше? Выполнять полученные рекомендации с учетом выявленных рисков развития заболеваний и самих заболеваний. Менять свой режим дня, рацион пита- ния, бороться с вредными привычками, снижать вес. Как используются результаты диспансеризации? Какие патологии выявляются? На первых местах по выявляемости— заболевания сердечно-сосудистой и эндокринной систем, заболе- вания органов пищеварения, дыхания. Наиболее распространенные факторы риска — избыточная масса тела и ожирение, нерациональное питание, повышенный уровень артериального дав- ления, гиподинамия. Они выявляются, в основном, у молодежи и людей среднего возраста, наш «запас прочности» годам к 40-50 утрачивается, и начина- ются проблемы со здоровьем, которые надо решать. Поэтому важно не только принимать назначенные лекарственные препараты, но и изменить свой образ жизни. В КАФЕ И РЕСТОРАНАХ ПОЯВИЛОСЬ НЕПРИВЫЧНОЕ МЕНЮ ПО QR-КОДУ. ЭТО ДОЛЖНО СВЕСТИ К МИНИМУМУ РИСК ПЕРЕДАЧИ ВИРУСА. ВПРОЧЕМ, НОВОВВЕДЕНИЕ ПОКА ПОПУЛЯРНОСТЬЮ НЕ ПОЛЬЗУЕТСЯ. персонала НЛМК. — Им нужно равняться не только и не столько на современ- ных кумиров из Интернета. Такие люди, какИван Алек- сеевич Бунин, должны быть известны каждому. Особен- но учитывая то, что первый лауреат Нобелевской пре- мии среди русских литера- торов был нашим земляком. От бомбинга до мурала Граффити, муралы, ри- сунки на асфальте и даже скульптуры— все это стрит- арт, искусство урбанистиче- ских пространств. Многим из нас рисунки на стенах, га- ражах и в подземных перехо- дах кажутся хулиганством и вандализмом. Но так ли это? ДмитрийСавоста—улич- ный художник, создавший в Липецке много действи- тельно достойных граффи- ти. Если вы идете по улице и видите красивый рисунок на стене кафе или дома, вероят- нее всего, это его работа. Дмитрий убежден, что стрит-арт — это тоже искус- ство, если к нему подходить разумно и творчески. —Есть несколько направ- лений граффити, — рас- сказывает Савоста. — «Бом- бинг» — это как раз то, что вызывает у горожан непри- язнь. Надписи или изобра- жения, созданные быстро, в условиях экстрима. Их ни с кем не согласовывают и оставляют, как правило, в подъездах илина стенах улиц. Смысл в том, чтобы «поме- тить» какможно больше про- странства. Ни о какой эстети- ке речи здесь не идет. «Райтинг» — это легаль- ное граффити в разрешен- ных местах. Неспешное рисование хорошего каче- ства. Так же как и в бом- бинге рисуются шрифты и персонажи, только более прорисованные (детализи- рованные). Есть «мурал». Слово не- знакомое, но вы наверняка его видели. Так называется большой рисунок на фаса- де многоэтажного здания. От граффити его отличает масштабность, продуманная композиция и сюжет. Мурал согласуется с властями, ком- мунальщиками и жителями дома. И хобби, и работа Дмитрий — художник по призванию. Он окончил художественную школу, за- тем — худграф. Первый раз взялся за баллончик в 2002 году. И понял — из всех ви- дов изобразительного искус- ства самое близкое ему — уличное. — Этому нигде не обу- чают, курсы не преподают. Время от времени появ- ляются какие-то школы граффити, но все это ерунда. Главное — практика. Сам всему постепенно обуча- ешься, смотришь как делают другие, и все. Сейчас граф- фити для меня — это образ жизни, это и хобби и основ- ная работа. Доход не очень большой, но жить можно, — говорит Савоста. На создание новых об- разов Дмитрия вдохновляет все: музыка, книги, филь- мы, люди и творчество дру- гих художников. Особенно приятно, когда заказчики креативно подходят к задаче и дают свободу фантазии. Среди самых известных работ мастера стрит-арта — изображение Сергея Бодро- ва на теплопункте по улице Кривенкова. Портрет актера был создан в прошлом году. Его площадь — 60 квадрат- ных метров. На это граффи- ти Дмитрий потратил всего четыре дня. Раскрасить будни — Сроки исполнения рисунка зависят от сложно- сти и объема. Я делал в кафе
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz