Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ «Сегодня обнулят календари…» Поэтический раздел откры- вается «Антологией двух стихо- творений», также посвященной юбилеюПобеды. Геннадий Ска- реднов, Игорь Чичинов, Влади- слав Прокофьев, Владимир Бо- гданов и Михаил Трубицын то с величественной, то с гневной интонацией воскрешают герои- ческие и трагические эпизоды грозного времени; каждый из них видит и переживает его по- своему, в простых и искренних строках и образах: «Умел сволочь-снайпер стрелять, Солдат не дожил до заката. Никто не хотел умирать. Особенно в сорок пятом» (И. Чичинов). В стихотворениях Геннадия Рязанцева-Седогина властвует поэтика простора и воспоми- наний, светлая ностальгическая печаль, обостренное и вечное чувство Родины: «Здесь сверкуча река и текуча, Здесь в заказнике много зверья, Здесь брюхатая движется туча, Здесь чиста ледяная заря». Подборка Светланы Пеш- ковой пронизана ощущения- ми жаркого лета, которые по- рождаются за счет затейливой и красочной индивидуальной образности, упоением расцвет- шей природой, где даже трава — «свидетель эпох». В лирике Елены Исаевой в едином узоре сплетаются тонкий пейзажизм, медитативные раз- мышления о крайностях бытия и метания, в которых выковыва- ется образ поэзии: «Здесь все не так, здесь льются зеркала И плавят текст безумные поэты, Здесь бабочка меж стеклами жива, Здесь все дороги нас приводят в лето…». Приятно удивили стихи Ли- лии Аксеновой, дебютантки «Петровского моста». Их эмоци- ональная доминанта — откры- тость миру, восхищение его не- бом, светом, ветрами и дождями. Правда, нотки дидактизма все же слышны. У Александра Пензенского выделяется стихотворение «Го- род», в котором соединяется надмирность и обычная реаль- ность. Преобладающее осеннее настроение создает в «летнем» номере эффект эмотивного контраста. А еще он с большой страстью пишет о бескрайности любви: «Когда закроет солнце черный смог, Когда моя душа гореть устанет, И кто-то поднесет к глазам платок — Люби меня, когда меня не станет». Русская сила и русская память Тематической разносторон ностью отмечен и раздел пуб- лицистики. Здесь задает, без О блик второго в этом году номера журнала вобрал в себя все вышеназван- ное в пределах одной из вечных тем русской литературы — судь- бы человека, раскрытой в нем в разнообразии жанров и персо- нажей. Смятенные души Журнал продолжает публи- кацию произведений под руб- рикой «К 75-летию Великой Победы», и поэтому блок прозы начинается с «Забытой повести» Анатолия Рощупкина. В центре ее — Иван Яковлевич Пахомов, обычный солдат войны, «рядо- вой кавалерийского эскадрона», ушедший на фронт мальчишкой. Резкими, порой скуповатыми, но емкими и психологически насыщенными штрихами писа- тель показал горе и боль войны, подвиг народа, фронтовой быт. Повесть, гармонично сочетает документализм и художествен- ность. «Домик окнами в сад» Ан- дрея Коннова по временному охвату и глубине изображаемо- го, скорее, тяготеет к небольшо- му роману. Его герой Николай Марков душевно растревожен и потому обречен на постоянное переосмысление своего пути, поступков, желаний. Он отчуж- дается, отрывается от корневой России, которую символизиру- ет домик его бабушки, отрада детства «на самой Творчество 25 12 /08/ 20 У каждого выпуска «Петровского моста» есть своё лицо, которое открывается читателю в общей идее, в сквозном образе, в ведущем эмоциональном настрое. Александр Бойников ПОИСК ИСТИНЫ В СКРЕЩЕНИИ СУДЕБ сельской окраине». И вроде бы объяснимые причины подтал- кивают Маркова к эмиграции, но читателя не отпускает щемя- щее, надрывное и одновремен- но приглушенное сожаление об оставлении истоков, об обо- рванных бытийных связях с ро- дительской землей. Неожидан- ны рассуждения азербайджанца Алика, фермера и земледельца, о причинах его приезда в Рос- сию. Возникает любопытная параллель: один готов покинуть родину, другой это уже сделал, но цели каждого из них совсем не похожие. Рассказы Андрея Новико- ва «Хорь», «Книжные люди», «Журавль у дороги», «Пчелы и лошадь» — четыре случая из жизни современной деревни; их персонажи абсолютно разные — от сельской библиотекарши до преступника. Сквозь бытовую основу постепенно проступает философско-этический под- текст с мотивами возмездия, фатальной связи между действи- ями и их последствиями, памя- ти и бескорыстия. Есть в одном из них и элемент мистики. А рассказ Нели Бурлей «Солныш- ко» опять подтверждает истину о неизбежности превратностей любви; некоторая кинематогра- фичность изложения придает ему особый шарм. Михаил Маскаев в повести «Карабас-Барабас» воссоздал жуткую и давящую атмосферу криминально-уличного разгула в лихие 90- е, где среди беспо- щадных кулачных схваток ищет исти- ну мятущаяся че- ловеческая душа. Пружинистый сю- жет не отпускает до самого финала — грустного, но с весьма про- зрачной герои- ческой ассоциа- цией. Страннаяис- тория «Приви- дение с чайной ложечкой» Иго- ря Семенов а написана на- пористо, вир- туозно, в пост- модернистской манере парадок- сального перемешивания ис- торических пластов и культур- ных явлений. преувеличения, вдохновенный тон очерк Алексея Колядова «Отец Елецкого университета». Он знакомит нас с трудами и днями Валерия Петровича Ку- зовлева — выдающейся лично- сти, подвижника отечественно- го образования. Татьяна Нечаева с прису- щим ей блеском и основатель- ностью искусствоведческих суждений рассказывает о твор- ческой судьбе заслуженного художника России Дмитрия Дикарева в статье «В плену чу- десных метаморфоз». Часть третьей тетради отве- дена военным мемуарам. Алек- сандр Колесник в материале «Один день и вся жизнь» делит- ся воспоминаниями своих отца и матери о военном лихолетье. Читаешь их и словно оказыва- ешься и под фашистскими бом- бами, и на Дороге жизни под Ленинградом. Героиня пуб- ликации Владимира Дурнева «Ночные гости» — простая рус- ская женщина, спасшая наших солдат с риском для жизни и своей, и детей. «Вчера была война» Вла- димира Коршикова — авто- биографическое повество- вание о послевоенной поре. Значительное место занимает в нем трогательное общение мальчика и кота: почти идил- лия, которую разрушает зло. Дополняют его родительские воспоминания о войне. Очерк Александра Гришаева «…Пока не захоронен последний сол- дат» подводит итоги 55-летней благородной работы липецкого областного экспедиционного клуба «Неунываки». Материал проиллюстрирован прекрас- ными цветными фотография- ми Ольги Беляковой. Алена Воробьева выступила с содержательной рецензией на новую книгу липецкого поэта Михаила Червякова «Стихи о детях», но адресованную вовсе не им, а взрослым. Пробле- матику сборника раскрывает уже обложка с изображением цветов, прорастающих сквозь кастет. Исследует алгебру и гармонию хрестоматийной по- вести Ивана Бунина «Митина любовь» Александр Новосель- цев, обращая внимание на на- личие в ней двух необычных обстоятельств. Логика умоза- ключений автора весьма убе- дительна. Завершает номер еще один дебютант — Александр Мака- ров, практикующий хирург. Литературная одаренность, проявившаяся в его житейских историях, должна помочь ему продолжить плеяду русских пи- сателей-врачей. Рисунки Виктора Нелюбова
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz