Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)
А виация была его мечтой с детства. Достойным примером послужил отец — Виктор Сторожук, слу- живший пилотом. Сам Олег Викторович за военную карьеру провел в воздухе более двух ты- сяч часов своей жизни, участ- вовал в четырех войнах, награ- жден орденами Мужества, «За военные заслуги» и медалями, в том числе «За боевые заслу- ги». Имеет квалификацию «лет- чик-снайпер». Летная династия Олег Сторожук родился в 1964 году в городе Росток быв- шей Германской Демократи- ческой Республики. Детство в семье офицера ВВС проходило в постоянных переездах. Дет- ские сады и школы менялись вместе с городами и гарнизо- нами, куда направляли отца — преданного своему делу боево- го летчика. — Его пример сыграл боль шую роль, но выбор я делал сам. Родители ничего не навязы- вали, но и не отговаривали, — говорит Олег Викторович. — Подниматься в небо, управлять мощной и быстрой машиной с пушками и бомбами — об этом я мечтал с ранних лет, — вспо- минает воздушный ас. После школы Олег Сторо- жук поступил в Ейское авиа- ционное училище. Воздушная наука далась не сразу, призна- ется офицер. — Приходилось и зачеты пересдавать, и нервничал во вре- мя первых вылетов, подташни- вало даже, — говорит он. — Но с тренировками пришел навык, руки будто сами стали находить нужный тумблер или рычаг на панелях управления. получили звание Героев России. Одеталях своей военной карьеры Олег Викторович рассказывать не любит, но службой гордится. Грозный «фехтовальщик» За время службы Олег Сто- рожук освоил не один самолет. Но главным в его жизни стал тактический фронтовой бом- бардировщик СУ-24, моди- фикация «М». Этой грозной машине натовские военные дали кодовое название «фех- товальщик». — Самолет по нынеш- ним меркам отличный, хотя историю свою начал еще в 70-е годы, — гово- рит Олег Викторович. — На нем и в пятиде- сяти метрах от земли можно пролететь, и на двадцать тысяч подняться. Там уже скорость в полтора раза выше звуковой. Все оборудование для боя — самое надежное. Сказка да и только! На этом самолете Олег Сторожук провел большую часть «кры- латой» жизни — и в боях, и на испы- таниях. Вместе Кабина реактивного самоле- та — темный лес для того, кто не знаком с этой техникой. В нача- ле прошлого века перед пилотом было не больше датчиков, чем в автомобиле. Сегодня к его услу- гам — сотни различных систем. Автоматика способна уберечь тяжелую машину от столкнове- ния даже на высоте нескольких десятков метров над скалами. Но с развитием техники работа летчика не упростилась, а стала только сложней. — Всей аппаратурой управ- ляет самый главный «прибор» в самолете — человек, — под- черкивает Олег Викторович. — От него требуется виртуозное мастерство, психологическая устойчивость, способность за секунды и даже за мгнове- ния принимать решение на основе показаний приборов. И это все — в условиях перегрузок. А порой во время вра- жеской атаки! Горящее небо В 1985 году после училища Олег Сторо- жук отправился в ряды ВВС ПИЛОТ НЕ МОЖЕТ НЕ ЛЕТАТЬ Профессионалы ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 4 № 97 (26225) Максим Борисов Сегодня День Военно-воздушных сил страны — особый для всех липчан праздник. Один из тех, кто защищал наше мирное небо — Герой России, полковник Олег Сторожук. В прошлом году президент Республики Южная Осетия Анатолий Бибилов наградил Олега Сторожука орденом «Уацамонга» за мужество и героизм, проявленные в ходе военной операции по принуждению Грузии к миру в 2008 году. Этот орден — высшая государственная награда Республики Южная Осетия. КСТАТИ Вооружение СУ-24: стрелково-пушечное; неуправляемые авиационные бомбардировочные средства поражения; неуправляемые авиационные ракеты; управляемые авиационные ракеты классов «воздух-по- верхность». ИНТЕРЕСНО ДОЛГ КАЖДОГО СОЛДАТА — ЗАЩИЩАТЬ РОДИНУ. И СОСЕДЕЙ ОТ АГРЕССОРОВ ОГРАДИТЬ — ТОЖЕ ПРАВОЕ ДЕЛО Олег Сторожук Олег Сторожук освоил самые разные типы самолетов Закавказского военного округа. Прошел путь от летчика до ко- мандира звена, работал началь- ником парашютно-десантной службы. В конце 80-х капитан Сторожук принимал участие в боевых действиях в Афгани- стане, где совершил более 20 боевых вылетов. В 90-е служил командиром бомбардировочно- го авиационного звена в авиа- ционном полку в Воронеже, затем проходил службу в Цен- тре боевого применения и пере- учивания летного состава ВВС в Липецке. Здесь от командира звена дослужился до начальника исследовательского отдела, по- лучил квалификацию «военный летчик-снайпер» — показатель высокого числа налетов и отлич- но выполненных боевых задач. В 1999 году окончил Военно-воз- душную академию имени Ю. А. Гагарина. За время службы в Липецке Олег Сторожук побывал на двух военных кампаниях в Чечне, участвовал в принуждении Грузии к миру во время конфлик та с Южной Осетией в 2008 году. Там он и с п о л н я л в оин с кий долг вместе со штурма- ном Влади- миром Бого- духовым, за что позже оба летчика с Владимиром Богодуховым он изучил все возможности маши- ны — от обхода систем ПВО до поражения точечных целей на дальнем расстоянии. Однажды Богодухову во время показа- тельного бомбометания удалось поразить цель, которой была обыкновенная бочка. Можно представить, как не везло про- тивнику, когда экипаж работал по целям в бою. Полеты во сне Олег Сторожук прослужил в авиации 30 лет. Сейчас от- ставной полковник работает в липецкой мэрии, занимается общественной деятельностью, входит в Совет ветеранов войны и труда. Боевая карьера не по- мешала завести крепкую семью. У Олега Викторовича жена, две дочери, подрастает внук. Тоски по небу он не испытывает, хотя послужил и полетал бы еще с удовольствием. — Иногда во сне я вновь поднимаюсь в небо, — говорит воздушный боец. — Может, и наяву полетал бы еще, управле- ние помню до мелочей. Но все в этой жизни должно быть в свое время. Фото Ольги Беляковой Всей аппаратурой управляет самый главный «прибор» в самолете — человек. От него требуется виртуозное мастерство, психологическая устойчивость, способность за секунды и даже за мгновения принимать решение
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz