Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)
Ретроспектива ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 27 05 / 08 /20 ПРОРОЧЕСТВОМ Неоправдавшиеся надежды «Веселая, жуткая зима 17–18 года, когда все сдвинулось, по- плыло куда-то в неизвестность. Корабли-дома, выстрелы, обы- ски, ночные дежурства, домовые клубы…». Так увидел писатель родину, где его называли «ан- гличанином», хотя английской была, пожалуй, только трубка. Революцию он встретил с ра- достью и надеждой на лучшую жизнь для русского народа.В этом же, 1917 году, женился на Людмиле Николаевне Усовой, пережил события гражданской войны, жестокуюразруху и голод. В 1918–1924 годах Замятин был членом редколлегии «Все- мирной литературы» и заведую- щим редакцией в издательстве. В 1924-м участвовал в издании независимого литературно-худо- жественного журнала «Русский современник». Входил в правле- ние Всероссийского союза пи- сателей, в комитет Дома литера- торов и совет Дома искусств,был председателем ленинградского отделения Всероссийского сою- за писателей (избран в 1928-м). В это время он сближается с Горьким, участвует в литератур- ной группе молодых петроград- ских писателей, назвавших себя «Серапионовы братья» (Михаил Зощенко, Всеволод Иванов, Ве- ниамин Каверин, Николай Тихо- нов,КонстантинФединидругие). Преподает кораблестроение в родномПолитехническом инсти- туте, вместе с Николаем Гумиле- вым ведет литературную студию, входит в редколлегии нескольких журналов, читает курс новейшей русской литературы в педагоги- ческом институте имени Герцена и курс техники художественной прозы в студииДома искусств. Поездив по Тамбовской, Во- логодской,Псковской губерниям, писательпонялнесостоятельность эпохи военного коммунизма. В рассказах «Мамай» (1920) и «Пе- щера» (1921) он сравнивал ее с до- историческим пещерным перио- дом развития человечества. В 1929-м Евгений Замятин за роман «Мы», главы из которого вышли на русском языке в Чехии (одновременно с БорисомПиль- няком, которого критиковали за повесть «Красное дерево»), был подвергнут сокрушительной критике официозной прессы. Это послужило началом широ- кой обструкционистской кам- пании против него, не помогло даже заступничество Горького. В 1930 году в «Литературной энциклопедии» было написано следующее: «Прошлое крепко держит Замятина в идеологиче- ском плену. Обломки буржуаз- ного мира требуют от него злой и язвительной сатиры на совет- ский строй… Все его творчество представляет собой яростный памфлет на героическую эпоху военногокоммунизма,нарабоче- крестьянскую революцию, на социализм. Октябрьский переворот, по Замятину, — катаклизм, возвращающий стра- ну к временам мамонтов». С советским паспортом В июне 1931-го писатель об- ращается с письмом к Сталину, просит разрешения выехать за границу. «Я знаю, что у меня есть очень неудобная привыч- ка говорить не то, что в данный момент выгодно, а то, что мне кажется правдой. В частности, я никогда не скрывал своего отношения к литературному раболепству, прислуживанию и перекрашиванию: я считал — и продолжаю считать — что это одинаково унижает как писа- теля, так и революцию». В том же году при непосредственном участии Горького советское правительство удовлетворило просьбу Замятина. Однако пи- сатель не рассчитывал оставаться за рубежом долго и потому жил с советским паспортом, а первое время даже посылал се- кретарю издательства писателей в Ленинграде деньги на оплату своей квартиры. После выезда из России в но- ябре 1931 года он жил в Риге, за- тем в Берлине, после — в Праге, затем перебрался в Париж. В эмиграции Замятин пишет статьи для французских газет, основная тема — состояние со- временной русской прозы, а так- же искусства авангарда. Он про- должает работать над рассказами и киносценариями. Нина Берберова вспомина- ла: «Он ни с кем не знался, не считал себя эмигрантом и жил в надежде при первой возможно- сти вернуться домой. Не думаю, чтобы он верил, что доживет до этого, но ему слишком страшно было окончательно отказаться от надежды. Он был наигранно оп- тимистичен, говорил, что нуж- но «переждать», «сидеть тихо», что эту тактику знают некото- рые животные и насекомые: не бороться, а притаиться. Чтобы позже жить». В июне 1934 года по соб- ственной просьбе и с одобрения Сталина он был принят заочно в новообразованный Союз совет- ских писателей (беспрецедент- ный случай!), а в 1935-м участво- вал в антифашистскомКонгрессе писателей в защиту культуры как член советской делегации. До конца жизни Замятин сохранил советское гражданство. Умер наш земляк в 53 года, в Париже 10 марта 1937 года. Про- вожали его в последний путь на небогатое кладбище в парижском пригороде Тье (дивизион 21, ли- ния 5, могила 36)Иван Бунин, ВладимирНабоков, Нина Бербе- рова и другие. Марина Цветаева так описала этот скорбный час: «Вчера на свежеймогиле Замяти- на… бросила ему щепотку глины на гроб… Было ужасно, растра- вительно бедно — и людьми, и цветами, — богато только глиной и ветрами — четырьмя встреч- ными… У меня за него — дикая обида». С ней перекликается Алексей Ремизов: «Замятин умер от грудной жабы смертью Ака- кия Акакиевича Башмачкина… затравленный, озирающийся, с запечатанным сердцем и запеча- танными устами…» «Мы» — это про нас? «Этот роман «Мы» — самая моя шуточная и самая серьезная вещь. А пожалуй, самые серьез- ные и интересные романы не написаны мной, но случились в моей жизни» — писал Замятин в «Автобиографии»1922 года. Годом раньше рукопись ро- мана, написанного в 1920-м, была отправлена в Берлин из- дательству Гржебина и в конце 1923-го передана для перевода на английский язык, а затем на чешский. Роман был задуман как паро- дия на утопию, написанную иде- ологами пролеткульта Богдано- вым и Гастевым, главной идеей которой провозглашалось гло- бальное переустройство мира на основе «уничтожения в человеке души и чувства любви». Дей- ствие романа «Мы» происходит в Едином Государстве, изолиро- ванном от мира и возглавляемом Благодетелем. Герой — инженер Д-503, создатель сооружения для господства человека над космо- сом. Судьба героя, видящего в Благодетеле своего Бога и от- носящегося к законам Единого Государства как к божьим запо- ведям, сопоставима с судьбой Адама. Живущий в согласии с собой и Богом, он теряет по- кой и ждет сурового наказания, когда познает запретный вкус свободы, страсти и знания. Су- ществование в Едином Государ- стве рационализировано, жите- ли полностью лишены права на личную жизнь, любовь сводится к удовлетворению физиологи- ческой потребности. Попытка Д-503 полюбить женщину при- водит его к предательству, а его возлюбленную— к смерти. В романе «Мы» условный, фантастический сюжет обре- тает достоверность, поскольку проецируется одновременно на античные мифы, библейские сюжеты. Евгений Замятин соз- дает свой миф о судьбе челове- чества, о положении современ- ного ему общества, о духовном и психическом состоянии чело- века XX-го века. «Этот роман — сигнал об опасности, угрожающей челове- честву от гипертрофированной власти машины и власти госу- дарства — все равно какого», — предупреждал автор. Фото Николая Черкасова, ru.wikipedia.org Роман «Мы». Первое издание на русском языке, Нью-Йорк, 1952 г.; книги на испанском и английском СУЩЕСТВОВАНИЕ В ЕДИНОМ ГОСУДАРСТВЕ РАЦИОНАЛИЗИРОВАНО, ЖИТЕЛИ ПОЛНОСТЬЮ ЛИШЕНЫ ПРАВА НА ЛИЧНУЮ ЖИЗНЬ, ЛЮБОВЬ СВОДИТСЯ К УДОВЛЕТВОРЕНИЮ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ПОТРЕБНОСТИ. ПОПЫТКА Д-503 ПОЛЮБИТЬ ЖЕНЩИНУ ПРИВОДИТ ЕГО К ПРЕДАТЕЛЬСТВУ, А ЕГО ВОЗЛЮБЛЕННУЮ — К СМЕРТИ Иллюстрация к роману «Мы»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz