Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)
РУСЬ КРЕЩЕНАЯ Вера 25 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 05/ 08 / 20 1032 года назад произошло одно из ключевых событий русской истории — Крещение Руси, которое во многом определило культурную самобытность и путь развития нашего народа. Ч то же подвигло наших предков во главе с князем Владимиром на та- кой серьезный шаг, и в каких ис- торических условиях это происходило? Все сложно с язычеством Князь Владимир Святославович начал властвовать в Киеве, выйдя победителем из кровавой семейной междоусобицы ле- том 978-го. На тот момент он был не про- сто язычником, а и вовсе сторонником самых диких и жестоких древних языче- ских обычаев. У Владимира одновремен- но было пять жен, а несколько сотен его наложниц вообще не поддавались счету. В древней языческой Руси не было единства в плане почитания богов. Одним из первых решений правления Владимира стала религиозная реформа. Главные языческие божества — Перун, Даждьбог, Мокошь, Семаргл, Хорс, были объединены в общегосударственный пантеон. Таким образом князь решил проблему религиозной раздробленности в языческом обществе. В 80-е годы X века Владимир одержал несколькокрупных военныхпобедисерьез- но укрепил свою власть в Киеве. Однако в то же время великий князь потерпел пора- жение в религиозной реформе. Механиче- ское соединение разных языческих божеств в единый пантеон успеха не принесло. Владимир понимал, что по приме- ру иных народов единая вера могла бы стать великим объединяющим началом для Киевской Руси. Киев находился на перекрестке торговых путей. Здесь была сильна иудейская община. Знаком ислам, благодаря соседям из Волжской Булгарии. Жили в Киеве, пусть и в невеликом коли- честве, христиане. Летописцы отразили религиозные искания князя. В поиске веры Повествование о «выборе» или «ис- пытании» вер Владимиром представляет собой особый род легенды. Как повест- вуют летописи, к князю в Киев в 986 году приходили посольства от разных народов, призывавшие Русь обратиться в их веру. Сперва пришли волжские болгарымусуль- Иерей Максим Боев, клирик храма преподобной мученицы Евдокии города Липецка манской веры и хвалилиМагомета; потом иноземцы из Рима от папы проповедова- ли католическую веру, а хазарские евреи иудаизм. Согласно легенде, иудаизм Вла- димир не принял — ему не понравилось, что за их грехи Господь рассеял евреев по всей земле. Вера магометан (волжскокам- ских болгар) Владимиру не понравилась сухостьюих богослужения, религиозными представлениями о загробной жизни и строгом запрете пить вино. Что касается христианства, то еще в 962 году по просьбе княгини Ольги гер- манский император присылал в Киев епископа и священников, но конструк- тивного диалога с ними не получилось. Католицизм на Руси не прижился. Последним прибыл проповедник, присланный из Византии. Он стал расска- зывать Владимиру о православии, и слу- шал его Владимир со всем вниманием. В конце встречи грек показал князю полот- нище, на котором был изображен Божий суд. Справа стояли праведники, идущие в рай, а слева грешники, идущие на муче- ние. Владимир, вздохнув, сказал: «Хорошо тем, кто справа, и плохо тем, кто слева». «Если хочешь с праведными справа стать, то крестись», сказал священник. Но Вла- димир отвечал: «Подожду еще немного», желая разузнать подробнее о всех верах. Предание гласит, что князь Влади- мир, желая испытать на месте, чья вера лучше, отправил девять посланников в разные города. Когда русские послы были в Константинополе, великолепие Софий- ского храма, стройное пение хора, тор- жественность патриаршей службы тро- нули их до глубины души. Они потом признались князю Владимиру: «Мы не знали, на земле мы стояли или на небе». Слушающие это бояре сказали: «Если бы вера греческая не была лучше других вер, то не приняла бы ее бабка твоя Ольга — мудрейшая из людей». А послы заявили: «И как отведавший сладкого не захочет горького, так и мы не хотим оставаться больше язычниками». Так почему его выбор остановился на восточном христианстве? Некоторые причины совершенно очевидны. Во-пер- вых, в семье князя уже имелся удачный опыт крещения. Сначала княгиня Ольга, приняла его, а уже ее примеру последова- ла и свита. В отсутствие отца Святослава, находившегося в войнах и походах, ма- ленький Владимир попал под влияние своей бабушки, учившей его азам хри- стианства. Очень важно, что Владимира интере- совал стратегический союз с Византией, обеспечивавший гарантиюблагоприятных условий для русской торговли, связанной сКрымом, Константинополем, Балканами. Немногим ранее ислам приняли Хаза- рия и Волжская Булгария — противники Руси, государства, построенные на совер- шенно чужой этнической основе. ВЕвро- пе же продолжалось триумфальное ше- ствие западного христианства. Его успели принять скандинавы, южные и западные славяне. Изо всех соседей-христиан самые впечатляющие культурные достижения смогла продемонстрировать Византия и связанный с нею мир южных славян. Ни поляки, ни чехи, ни моравы, ни иные западнославянские народы, ни хорошо знакомые венгры столь высокой, столь сложной культурой ко второй половине X века не располагали. Особое неудобство представляло западнохристианское бого- служение, которое велось на непонятной латыни. В восточном же христианстве к тому времени огромная часть церковной литературы получила перевод на язык, который сейчас называют церковносла- вянским. Это делало более легкими и при- общение к новой вере, и богослужебную практику. Византия была очень привлека- тельна в материальном и духовном плане, а связанные с нею славянские народы уже создали инструменты, с помощью кото- рых нетрудно было передать Руси новые культурные навыки. Без огня и меча Договорившись о союзничестве с Ви- зантией, Владимир отправил на помощь императорам-соправителям Константи- ну VIII и Василию II многотысячное вой- ско. С его помощью законные правители подавили мятеж полководца Варды Фоки. Ради укрепления союза великий князь по- желал взять в жены их сестру Анну. Одна- ко брак с христианкой мог быть заключен лишь в одном случае: если сам Владимир примет христианство. Среди бояр и воевод Владимира хватало сторонников христи- анства, которые и повлияли на его оконча- тельное решение. Крестившись в 988 году, Владимирполучил христианскоеимяВаси- лий. Вместе снимпринялиновуюверу дети, жены, слуги, часть бояр и дружинников. Вернувшись в Киев, князь с позором ниспроверг языческих идолов, а потом крестил свой народ в реке Почайне, у впадения в Днепр. Эти же действия произошли и в других городах Руси. За- тем началось строительство нескольких храмов, утвердилась церковная иерархия. Огромный шаг в судьбе Руси совер- шался с необыкновенной быстротой. На первых порах распространение хри- стианства не вызвало сопротивления. Какое-то недовольство проявили новго- родцы, но оно, судя по всему, оказалось незначительным. Его подавление обо- шлось малыми жертвами. В Ростове епи- скопа не приняли, и там новая вера рас- пространялась гораздо дольше, чем где бы то ни было, и с большим трудом. В целом, христианство по всей стране принимали добровольно. Его не пришлось навязы- вать «огнем и мечом»—это поздний миф. Слабость и пестрота язычества, уверенная поддержка Церкви правителем, давнее знакомство с христианством в больших городских поселениях сделали свое дело, благодаря чему оно утвердилось на Руси скоро и почти бескровно. На протяжении нескольких веков ря- дом с ней то тайно, то явно продолжало существовать язычество. Оно уходило медленно, отчаянно борясь и прекословя, но в конечном итоге исчезло. ИЗО ВСЕХ СОСЕДЕЙ-ХРИСТИАН САМЫЕ ВПЕЧАТЛЯЮЩИЕ КУЛЬТУРНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ СМОГЛА ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ ВИЗАНТИЯ И СВЯЗАННЫЙ С НЕЮМИРЮЖНЫХ СЛАВЯН Слабость и пестрота язычества, уверенная поддержка Церкви правителем, давнее знакомство с христианством в больших городских поселениях сделали свое дело, благодаря чему новая вера утвердилась на Руси скоро и почти бескровно. Виктор Васнецов «Крещение Руси». 1896 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz