Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)
«ОН БЫЛ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ МУЖИК» Интервью ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 12 № 94 (26222) ВОЛОДЯ, КОНЕЧНО, МОГ БЫ ПЕРЕБРАТЬСЯ В МОЙ ДОМ. ЭТОМУ НИЧТО НЕ МЕШАЛО. НООН НИКОГДА ОБ ЭТОМ НЕ ДУМАЛ. ЕГО ЯЗЫК, ДУША, ПОКЛОННИКИ БЫЛИ РУССКИМИ. ЕМУ НУЖНЫ БЫЛИ ЕГО КОРНИ Марина Влади НАША СПРАВКА Марина Влади — младшая из четырех сестер в семье оперного певца Владимира Полякова-Байдарова и балерины Милицы Энвальд, дочери русского генерала. В 11 лет снялась в своем первом фильме «Летняя гроза», а в 18 лет — в «Колдунье» по повести Куприна «Олеся», который принес актрисе невероятную популярность в России. Получила приз Каннского фестиваля за лучшую роль в ленте «Королева пчел». Снялась в фильме Сергея Юткевича «Сюжет для небольшого рассказа» (во французском прокате «Любовь Чехова»). Играла в пьесах «Три сестры» и «Вишневый сад». В декабре 1970 года зарегистрировала брак с Владимиром Высоцким. Вместе они снялись в фильме «Их двое» Марты Месарош. Награждена медалью Пушкина за вклад в развитие российско-французских культурных связей. Марина Влади — о жизни с Владимиром Высоцким, его любви к Родине и отношении к смерти. Юрий Коваленко С орок лет назад не стало Владимира Высоцко- го. Вдова поэта Марина Влади рассказала о счастливых моментах совместной жизни, объяснила, почему он не боял- ся смерти, а жить мог только в России. Двое из разных миров —Вы жили с Высоцким в двух совершенно разных мирах. Тем не менее не считаете вашу встречу случайной? — Она должна была обяза- тельно произойти. Мы были оба знамениты. Володя видел мои фильмы. Я часто ездила в Рос- сию, где мне сразу о нем стали рассказывать. Мы познакоми- лись в ресторане ВТО, где обыч- но собирались актеры. Мы с друзьями пришли туда после его спектакля «Пугачев» в Театре на Таганке. Все были в восторге. Во- лодя сразу подошел ко мне и шу- тливо сказал: «Наконец-то я вас встретил. Вы будете моейженой!» Встретив Володю, я сразу поняла, что вижу гениального актера, поэта и певца. Потом он мне всю ночь пел песни. Мы долго оставались с ним только друзьями, а начали жить вместе намного позже. Мы оба артисты, которые больше всего любили искусство. Нам было ужасно интересно вдвоем. Кроме того, Володя очень напоминал моего отца. Все это вместе превращало наше общение в нечто чудесное. — «Высоцкий — как вулкан, — говорил мне его французский биограф Ив Готье, — чтобы его понять, нужно спуститься в кра Владимир Высоцкий и Марина Влади,1977 год тер». Вы не только спустились, но и долго в нем жили. Вам не было страшно оказаться в этом огнеды шащем Везувии, в котором можно сгореть заживо? — Очертя голову мы вместе с Володей нырнули в его огонь и лаву. За мою длинную жизнь у меня было несколько любов- ных увлечений, четыре мужа. Но наша история и для Володи, и для меня самая главная. В творче- ском плане он уникален. Поми- мо актерского, оставил огромное поэтическое наследие — около 800 стихотворений, из которых примерно половина стала пес- нями. Возможно, поэзия для ис- полнения под гитару становилась для него слишком тесной. Он на- чал переходить на прозу, сочинял рассказы и сценарии. Чувства без границ — «Я жив, 12 лет тобой и Господом храним», —написал вам в своем последнем стихотворении Высоцкий. Какие самые счастли вые моменты вашей с ним жизни? — Мы совершили замеча- тельное свадебное путешествие на теплоходе «Грузия», но это банальная сладость. Самые ин- тересные моменты связаны с искусством, когда Володя читал мне свои стихи. Порой будил меня ночью, чтобы прочитать что-то новое. Нас связывала не только любовь мужчины и женщины, но и сопричастность людей творческих. Она и ста- ла одной из самых прекрасных сторон нашей жизни. Для него было очень важно, что я испол- няла его песни. Мы записали во Франции пластинку, которую в Советский Союз не пустили. — «Да, у меня француженка жена, / Но русского она проис хожденья»…Вы были похожи или абсолютно разные? —Я русского происхождения не только по крови, но и по тому, что мне передали родители. Они привили прежде всего любовь к искусству. Я человек русской культуры. Если бы у меня ее не было, мы бы с Володей никогда не встретились. Француженка, наверное, не стала бы с ним так долго возиться и жертвовать сво- ей карьерой и даже детьми, ко- торых я порой долго не видела. Они ходили в школу, а я могла их забирать с собой в Москву толь- ко летом. Все остальное время сыновья оставались в Париже с моей мамой или в интернате. К счастью, я не прекращала сни- маться. Надо было много зараба- тывать, чтобы быть материально независимой. Душа нараспашку — Какие главные черты его характера? — Он был замечательный мужик — добрый, щедрый, бес- шабашный, с душой нараспаш- ку. В большей степени русский, чем подавляющее большинство других. Его широта проявлялась и в том, что он себя никогда не жалел, буквально сжигал свою жизнь, как сумасшедший, и умер в 42 года. У Володи каждый день по- лучался очень напряженным. Ему некогда было спать. Утром шел в театр на репетицию, днем снимался, вечером играл в те- атре, а ночью писал стихи. Или пел для друзей. Можете себе представить, какая у него была энергия и ответственность перед своим искусством. Прекрасно понимал, кем был, знал себе цену. Тем не менее, несмотря на все запои, когда он все ломал и крушил вокруг себя, Володя ни- когда не трогал своих рукописей. Это поразительная деталь. — «Поэты ходят пятками по лезвию ножа и режут в кровь бо сые души» — можно ли считать эти строчки его творческим кредо, символом веры? — Они — образ его трудной жизни, творчества, страданий и боли, потому что его не печата- ли, вырезали кадры из фильмов, закрывали спектакли. Театр на Таганке мог репетировать пьесу целый год, потом являлась Фур- цева, махала ручкой и изрекала: «Нет, мне не нравится». И вся работа шла в помойку. Володя отдавал себе отчет в масштабе своего таланта, а его лишили возможности свободно писать и выражать свои мысли. — Как Высоцкий относился к своей исключительной популярно сти в Советском Союзе? — Очень ею гордился. Пом ню, когда мы с ним гуляли летом по улицам, из каждого окна до- носился его голос. Володя смот- рел на меня и радовался, как ребенок: «Ну что, слышишь?!» Он любил людей, иначе бы не выступал, как сумасшедший, по пять раз в день, порой с подполь- ными концертами. Но ему не да- вали даже нормально выступать. Его приводило в ярость, что он был любим всей страной, а его лишали возможности вместе с женой поехать в Париж. Целых шесть лет мы ждали разрешения на выезд. Все это время я ходила в ОВИР, обивала пороги разных министров. В конце концов Во- лодя получил разрешение только потому, что ситуация стала дей- ствительно скандальной. Не боялся смерти — Обсуждали ли вы с ним возможный переезд во Францию? Ему было бы интересно? — За прожитые нами вместе годы Володя, конечно, мог бы перебраться в мой дом. Этому ничто не мешало. Но он ни- когда об этом не думал. Его язык, душа, поклонники были русскими. Ему нужны были его корни. Разве мог такой поэт жить в стране, где не понимают его песни?! Володя знал, что его обожают в России, и не смог бы жить без своей публики. — Вы замечательно готовите. Среди написанных вами десяти книг одна посвящена еде: «От сердца к желудку». Андрей Тар ковский, уже неизлечимо больной, восхищался вашими биточками. Володя был в какой-то степени гурманом? — Как любой человек, он любил поесть, но никогда не был гурманом. Володе было все рав- но, что ему давали. Часто даже не знал, что у него в тарелке, по- тому что никогда о еде не думал. — «Кто кончил жизнь трагиче ски, тот — истинный поэт!» «Мне есть что спеть, представ перед Всевышним». «Я жив! Снимите черные повязки!» Это строчки как заявка на бессмертие? — Так оно и будет. Его будут слушать на протяжении веков. Как Моцарта. У него много пе- сен, в которых Володя говорит о смерти. Он ее не боялся. Потому что знал, что останется навсегда. Фото Анатолия Гаранина (РИА Новости) Страница подготовлена в рамках совместного проекта «Липецкой газеты» и газеты «Известия»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz