Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 23 № 93 /26221/4 АВГУСТА 2020 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА включенном насосе температура горячей воды на вводе в дом соответствует установ- ленным требованиям. Утверждения авторов о превышении уровня шума в квартирах от работы вышеназванного насоса при проведении специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области» проверочных мероприятий не подтвердились, и опровергаются имеющимися результатами неоднократных инструментальных заме- ров физических факторов (шума, ультра и инфразвука), в том числе в жилых комнатах указанной квартиры вышеназванного дома. Кроме того, при выезде на место специалистов-экспертов ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области» в присутствии сотрудника прокуратуры Октябрь- ского района г. Липецка, сотрудника аппарата Уполномоченного и жильцов указанных заявителем квартир вновь были проведены замеры уровня шума в жилых комнатах этих квартир и отклонений от предельно допустимых норм не обнаружено. 4.13. НАРУШЕНИЯ ПРАВ ГРАЖДАН В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ Ситуация по соблюдению прав человека в уголовно-исправительных учреждениях Липецкой области находится под пристальным контролем Уполномоченного по правам человека. Налажено тесное взаимодействие с Общественной наблюдательной комис- сией, Общественным советом при начальнике УФСИН Липецкой области. Уполномо- ченный по правам человека в 2019 постоянно посещала исправительные учреждения региона, где изучались условия отбытия наказания осуждёнными и условия несения службы сотрудниками УИС, проводился личный приём, на котором рассматривались различные вопросы, волнующие граждан, лишённых свободы. Уполномоченный при- нимала участие в специализированных совещаниях и выездах по подразделениям совместно с руководством УФСИН МЮ РФ по Липецкой области. Также главный кон- сультант аппарата Уполномоченного является экспертом Общественного совета при начальнике УФСИН МЮ РФ по Липецкой области. В нашем регионе на начало 2020 г. отбывало наказание 5424 человека, в том числе 332 осуждённых женщины. Каждый год на свободу выходят свыше 2 тысяч осуждён- ных, которым, практически заново приходится учиться жить в нормальном обществе, что для многих становится достаточно сложной задачей. Одной из самых важных и сложных проблем современной российской пенитенци- арной системы остаётся трудовая занятость осуждённых. В Липецкой области производства УФСИН специализируются на лёгкой про- мышленности как швейной, так и обувной, пищевой промышленности и сельском хозяйстве. Численность трудоустроенных осуждённых составила 1924 человека (47%), средняя зарплата около 4050 руб. в месяц. Вместе с тем при создании соответству- ющих условий, экономика ФСИН способна значительно нарастить объёмы производ- ства и задействовать в воспитательно-производственном процессе всех осуждённых. Другой проблемной темой остаётся сложная ситуация с медицинским обеспече- нием осуждённых, прежде всего – кадрами. Не хватает «узких» специалистов – стома- тологов, наркологов и др. специалистов. Особенно остро стоит вопрос обеспечения стоматологической помощью в исправительных учреждениях г. Усмани: ИК-7 и ЛИУ-1. Сложность кадрового обеспечения состоит в том, что привлекаемые гражданские вольнонаёмные специалисты не имеют никаких дополнительных преференций, если они работают в таких особо режимных местах с повышенным риском, с усиленными ограничениями во многих сферах деятельности, которые люди в обычной жизни часто не замечают. Не случайно, что штатные сотрудники УФСИН имеют определённые льго- ты при несении службы. Представляется, что законодательно необходимо разработать систему поощрений (оплата труда, трудовой стаж и т.д.) для гражданских лиц, привле- каемых к работе в учреждениях УИС. Местные же усилия руководства УФСИН МЮ РФ по Липецкой области, Уполномоченного по правам человека в Липецкой области пока не дают устойчивых результатов. То, что медицинская помощь в исправительных учреждениях требует особого контроля, показали и итоги посещения Общественным советом при начальнике УФ- СИН МЮ РФ по Липецкой области ИК-7 г. Усмани. В ходе посещения медицинской части данной колонии членами Общественного совета совместно с представителями медицинской службы был установлен факт грубого нарушения норм гигиены и без- опасности медицинским специалистом медицинской части при заборе биоматериала у осуждённых и стерилизации медицинского инструмента. Необходимо отметить, что порядка 30% контингента данной колонии являются хроническими больными различ- ными тяжёлыми формами вирусных инфекций. В настоящее время по данному факту проводится проверка. Выявленные другие нарушения – удержание денежных средств из заработка заявителя сверх установленных пределов (ФКУ ИК-3). – нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства в жилых помеще- ниях проживания осуждённых (колония – поселение ФКУ ИК-6, г. Липецк). – бездействие в вопросе предоставления инвалиду технических средств реабили- тации (ФКУ ИК-6, г. Липецк). – нарушение безопасных условий труда (ФКУ ИК-3). – нарушение гигиенических требований при организации питания осужденных (ФКУ ИК-3). 4.14. ПРАВО ИЗБИРАТЬ И БЫТЬ ИЗБРАННЫМ Прошедший год в нашем регионе был связан с выборами главы администрации Липецкой области, которые состоялись в единый день голосования – 8 сентября 2019 года. Уполномоченный по правам человека в Липецкой области И.Ю. Тихонова принима- ла активное участие в процессе подготовки к выборам. Тихонова И.Ю. проводила встречи с избирателями в Грязинском, Тербунском и Усманском и др. районах, принимала участие в рабочих мероприятиях областной из- бирательной комиссии. В аппарате Уполномоченного по правам человека в Липецкой области была открыта «горячая» телефонная линия, где граждане могли получить консультацию по избирательному праву, сообщить о нарушениях или затруднениях на избирательных участках. Защита избирательных прав – одна из приоритетных задач Уполномоченного по правам человека. 7 сентября 2019 года Уполномоченный по правам человека в Липецкой области Тихонова И.Ю. встретилась с представителем Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (БДИПЧ ОБСЕ) Сэми Мейер Швейцария. Господин Мейер был приглашен российскими обще- ственными организациями в качестве международного эксперта, поскольку по роду деятельности хорошо разбирается в фундаментальных правах человека и давно ин- тересуется политикой. В ходе встречи обсуждались вопросы предстоящих выборов, а также соблюдение прав граждан в нашей области. Как адвокат, Сэми Мейер интересо- вался работой Уполномоченного с осужденными и дал высокую оценку этой работы на одном из центральных каналов телевидения, а также поддержал инициативу по сопро- вождению осужденных после освобождения. Сам процесс выборов в Липецкой области находился под контролем специально созданной Советом по правам человека и развитию гражданского общества при Пре- зиденте Российской Федерации (СПЧ) и Общественной палатой Российской Федера- ции Мониторинговой рабочей группы (МРГ), в которую вошли члены Совета по правам человека и развитию гражданского общества при Президенте Российской Федерации О.Б.Сидорович и А.К.Соболева, Уполномоченный по правам человека в Липецкой области Тихонова Ираида Юрьевна, председатель Общественной палаты Липецкой области Кисенко В.П. и представитель движения в защиту прав избирателей «Голос» Щурко И.В. По итогам работы Мониторинговой рабочей группы, в которую входили члены Со- вета по правам человека и развитию гражданского общества при Президенте Россий- ской Федерации О.Б. Сидорович и А.К. Соболева, была подготовлена аналитическая записка для Совета по правам человека и развитию гражданского общества при Пре- зиденте РФ и Общественной палаты РФ. Текст документа публикуется ниже (с незна- чительными сокращениями). «Работа группы началась 8 сентября в помещении аппарата Уполномоченного по правам человека в Липецкой области со встречи с незарегистрированными кандида- тами: Третьяковым Е.И. (был выдвинут Аграрной партией России), Давыдовым В.В. (был выдвинут Казачьей партией РФ) и Хомутинниковым О.Г. (депутат Липецкого об- ластного Совета депутатов на непостоянной основе, выдвигался партией ПАРНАС). Жалоб на незаконный отказ в регистрации ни от кого не поступало, поскольку все трое признали, что не смогли собрать требуемое по закону количество подписей. Претен- зий к избирательной комиссии и ЦИКу никто из них не имеет. Вместе с тем в ходе беседы обсуждались важные обстоятельства, которые рас- ценивались незарегистрированными кандидатами как препятствия для подлинно демократических выборов. Например, незадолго до начала кампании по сбору подпи- сей Фонд «Общественное мнение» провел опрос жителей Липецкой области, кому из кандидатов они отдали бы предпочтение, при этом в список для опроса было включено 8 фамилий кроме Хомутинникова О.Г., хотя за год до выборов он объявил о своем на- мерении в них участвовать, а многие из тех, чьи фамилии в опросном листе были, на момент опроса даже еще не объявили публично о своем желании стать кандидатами. Это дало основание незарегистрированному кандидату сделать предположение, что ситуация по оценке общественного мнения была заранее спрогнозирована. Также в области проводились встречи с депутатами для желающих участвовать в выборах в качестве кандидатов, чтобы можно было организовать процесс сбора под- писей для прохождения муниципального фильтра, однако, по мнению незарегистри- рованных кандидатов, этот процесс носил формальный характер. Муниципальный фильтр в нашем регионе на момент выборов составлял 6% (ранее был 7%, но сниже- ние на один процент проблему не решило). Это означает, что каждому кандидату надо было собрать от 163 до 174 подписей муниципальных депутатов от не менее чем 15 муниципальных образований (40%), включая районные советы. При этом по законода- тельству области депутаты районных советов не выбираются, а назначаются из числа депутатов сельских поселений, и все являются представителями одной партии. Таким образом, представители одной партии должны поставить подпись за своих политиче- ских соперников, что, безусловно, не позволяет считать выборы реально конкурентны- ми. В результате кандидату от Аграрной партии Третьякову Е.И. не хватило всего пяти голосов. Он заметил: «Все решается раньше или позже, но не в день голосования». В свете требований муниципального фильтра с этим сложно не согласиться. Кроме того, местное законодательство не предусматривает самовыдвижения на пост главы администрации, что значительно снижает возможности граждан, желающих реализовать свое право быть избранными, если они не принадлежат ни к какой партии и не разделяют программу какой-либо из них. Так, Хомутинникову О.Г. пришлось вы- двигаться от партии ПАРНАС, в которой он не состоит. В ходе бесед, проведенных отдельно с каждым из участников, члены СПЧ полу- чили представление о подготовительной работе регионального Уполномоченного по правам человека, Общественной палаты и активистов общественных организаций. Общественная палата провела обучение наблюдателей и «закрыла» наблюдателями все участки. В день выборов Мониторинговая рабочая группа посетила 11 избирательных участков в г. Липецке, г. Грязи и Усманском районе. Было отмечено, что КОИБами в Ли- пецкой области оборудованы те участки, где большая численность голосующих (более 2000 чел.), на остальных участках ведется ручной подсчет голосов. В частности, члены СПЧ, Уполномоченный по правам человека в Липецкой области и председатель Общественной палаты Липецкой области посетили: – в городе Липецк участки: 2412, 2413, 2414, 2415 (расположены в центре города), 2234 (студгородок), 2416 и 2417 (Военный городок, здание офицерского клуба (гарни- зона)) войсковой части 81819 и 2316; – в г. Грязи участок 0213 (без КОИБа), – в Усманском районе: участок № 1831 в сельском поселении «Поддубровский», участок № 1825 в селе «Никольское». На участке 2234 КОИБы «зажёвывали» бюллетени, один из них починили, а второй с 10.00 до 12.00 починить так и не удалось, позже начал работать. Количество надомников на 13.00 по всем проверенным участкам было незначи- тельным. По дополнительным спискам аномальных цифр на большинстве участков на момент посещения их членам СПЧ не было (кроме участков 2416 и 2417, где голосова- ли войсковые части). На участке № 2316 в Липецке стояли две урны, одна из которых была полностью прозрачная, а вторая – полупрозрачная. Хотя данная конструкция отвечает нормативам, внимание привлекло то, что это была единственная урна с затемнением, которую члены МРГ встретили в день голосования (тем более что рядом была вторая – прозрачная). На всех участках, которые посетила рабочая группа, были наблюдатели от Обще- ственной палаты и наблюдатели от различных партий и объединений. В первой половине дня голосования явка была не очень высокой. В сельской мест- ности явка значительно выше – к середине дня достигала 78%, причем члены МРГ лич- но наблюдали в сельских поселениях большой поток граждан на участках – в отличие от редких посетителей в г. Липецке. Член МРГ И. Щурко посетила еще ряд участков. На них была спокойная, рабочая атмосфера. Однако были выявлены следующие нарушения: на УИК №02-14 не были опечатаны урны для голосования. И только после замечания, около 11 часов, предсе- датель их опечатала. На УИК № 02-10 была предотвращена попытка выездного голосования по месту работы заявителей. На УИК № 02-12 при выездном голосовании в городе Грязи, ул. Правды, д. 49, кв. 51, было установлено, что адрес отсутствует в списках избирателей, и проживающие там граждане лишены возможности голосовать. Однако квартиры 50 и 52 в списки из- бирателей были внесены. Выводы, которые сделали члены Совета по правам человека и развитию граж- данского общества при Президенте Российской Федерации О.Б. Сидорович и А.К. Соболева, а также Уполномоченный по правам человека в Липецкой области: «… голосование оценивается нами как прошедшее в соответствии с законом. Отдельные нарушения в день выборов не повлияли на определение волеизъявления избирателей и не исказили существенным образом итоги выборов». 5. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И СОТРУДНИЧЕСТВО ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В 2019 году Уполномоченным по правам человека в Липецкой области было заклю- чено 21 соглашение о сотрудничестве и взаимодействии. С федеральными структурами: – Управлением министерства внутренних дел России по Липецкой области; – Следственным управлением следственного комитета Российской Федерации по Липецкой области; – Управлением федеральной службы исполнения наказаний по Липецкой области; – прокуратурой Липецкой области; – Липецким областным судом; – Управлением федеральной службы судебных приставов Липецкой области; – военным комиссариатом Липецкой области; – Управлением в сфере защиты потребителей и благополучия человека по Липец- кой области; – Фондом социального страхования Липецкой области; – Министерством юстиции Российской Федерации по Липецкой области. С областными общественными организациями: – общественной наблюдательной комиссией Липецкой области; – областной правозащитной организацией «Защита»; – Липецким обществом прав человека; – комитетом солдатских матерей. С образовательными учреждениями высшего профессионального образования: – Елецким государственным университетом; – Липецким государственным техническим университетом; – Липецким государственным педагогическим университетом; – Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Пре- зиденте Российской Федерации; – Российским новым университетом. С Федерацией профсоюзов Липецкой области. С Липецко-Елецкой Епархией Русской православной церкви. 5.1. Примеры взаимного сотрудничества с УМВД Уполномоченный по правам человека в Липецкой области наряду с представите- лями прокуратуры, областной наблюдательной комиссии и УМВД входит в состав че- тырехсторонней комиссии, осуществляющей на основании приказа УМВД России по Липецкой области от 14.02.2019 г. № 155, проверки мест принудительного содержания территориальных органов МВД России районного уровня согласно графику. При посещении изоляторов временного содержания проведены беседы с граж- данами, находящимися в местах изоляции – 61 человек. Обсуждались следующие во- просы: условия содержания, отношение сотрудников, оказание медицинской помощи, питание, прогулки, продуктовые передачи, свидания с родственниками. В адрес Уполномоченного обратился осужденный гр. К., отбывающий наказание в ФКУ ИК-2. Заявитель не согласен с постановлением об отказе в возбуждении уго- ловного дела по факту его заражения ВИЧ сотрудниками медсанчасти УФСИН России по Липецкой области. 02.10.2019 года было направлено ходатайство об организации проверки законности и обоснованности доводов заявителя. Ходатайство было рас- смотрено и проведена проверка, информация предоставлена 13.11.2019 г. По резуль- татам проверки 31.10.2019 года старшим следователем ОПР ОП № 5 СУ УМВД России по г. Липецку возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотрен- ного частью 4 статьи 122 Уголовного кодекса Российской Федерации (заражение другого лица ВИЧ-инфекцией вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей). 5.2. Примеры успешного взаимного сотрудничества с УФСИН Уполномоченный по правам человека в Липецкой области Тихонова И.Ю. как толь- ко вступила на должность, то сразу встретилась с осуждённым А., дело которого на- ходилось на контроле Уполномоченного по правам человека в РФ Т.Н. Москальковой. При встрече гр. А. высказал предложение о пополнении книжного фонда библиотеки. Также высказал мнение, что при проведении судебного заседания по принятию ре- шения об УДО, чтобы непосредственный командир отряда, который лучше знает человека и даст более объективную характеристику, представлял осужденного. На момент встречи документы осуждённого А. были готовы для направления в суд на рас- смотрение об УДО. По поступившей позднее информации суд удовлетворил прошение осуждённого, и он вышел на свободу. Ситуация по соблюдению прав человека в уголовно-исправительных учреждениях Липецкой области находится под пристальным контролем Уполномоченного. Налаже- но тесное взаимодействие с Общественной наблюдательной комиссией и Обществен- ным советом при начальнике УФСИН Липецкой области. Уполномоченный по правам человека неоднократно посещала исправительные учреждения региона, где изучались условия отбытия наказания осуждёнными и условия несения службы сотрудниками УИС, проводился личный приём, на котором рассматривались различные вопросы, волнующие граждан, лишённых свободы. Уполномоченный принимала участие в спе- циализированных совещаниях и выездах по подразделениям руководства УФСИН МЮ РФ по Липецкой области, сотрудник аппарата Уполномоченного является экспертом Общественного совета при начальнике УФСИН МЮ РФ по Липецкой области. В 2019 г. Уполномоченный по правам человека в Липецкой области посетила три исправительных учреждения ФКУ ИК-7 (г. Усмань); ФКУ ИК-2 (г. Липецк) и ФКУ СИЗО-1 (г. Липецк). В ходе личного приёма в ФКУ ИК-7 в июне 2019 г. к Уполномоченному обратился ряд осуждённых женщин. Так, гр. Ч., жительница Украины просила разъяснить ей, ка- ким образом она может получить гражданство Российской Федерации. Однако учиты- вая, что ранее судом уже принято решение о депортации заявительницы в Украину, ей было указано на невозможность при сложившихся обстоятельствах процедуры смены гражданства. Другая осуждённая, М., просила предоставить ей адреса страховых компаний, которые осуществляют медицинскую страховку в Липецкой области. Данный перечень был направлен письмом. Ещё одна осуждённая – К. просила Уполномоченного оказать ей содействие в восстановлении документов, которые были утрачены. До судимости она проживала в г. Москве и по окончании срока хотела бы вернуться на прежнее место жительства. По данному обращению Уполномоченным был направлен запрос в УФСИН МЮ по Липецкой области с просьбой прояснить ситуацию по документированию осуждённой. Согласно представленным данным паспорт гр. К. был уничтожен как поддельный. Дан- ные по системам учёта МВД и КД МИД РФ отсутствуют. По линии органов исполнения наказания осуждённая получила все необходимые рекомендации и содействие по установлению её правового статуса. Осуждённой было рекомендовано обратиться в суд для установления факта проживания на территории РФ и получения паспорта. Осуждённая В. просила разъяснить ей, как повлияет наложенное на неё взыскание за производственный брак на принятие решения по условно-досрочному освобожде- нию. Присутствовавшие на приёме начальник УФСИН МЮ РФ по Липецкой области полковник внутренней службы Мезин М.П. и прокурор по надзору за исправительными учреждениями Мещерин С.В. ответили, что в соответствии с законодательством дей- ствия администрации ИК правомерны. Было применено минимальное наказание, в дальнейшем значение будет иметь только поведение осуждённой. Но, в любом случае, решение по УДО принимает исключительно суд. В ходе ознакомительного посещения ФКУ ИК-2 в июле 2019 г. Уполномоченный по правам человека в Липецкой области провела беседу с осуждённым О., который жаловался на неправомерность, по его мнению, осуждения. Данный осуждённый по- зиционирует себя как правозащитник, политический осуждённый, борец с бесчело- вечной бюрократической государственной системой. Он неоднократно обращался в различные инстанции, однако ни один из его доводов не нашёл подтверждения у про- веряющих и контролирующих органов. В октябре 2019 г. Уполномоченный по правам человека в Липецкой области посе- тила в ФКУ СИЗО-1 осуждённого А., по его личной просьбе. Данный гражданин считал себя незаконно осуждённым, а также жаловался на предвзятое отношение к себе со стороны администрации исправительного учреждения, которая, по его словам, также негативно настраивала против него других осуждённых. По месту отбытия наказания характеризовался как злостный нарушитель установленных законом требований от- бытия наказания. На момент обращения к Уполномоченному указанный гражданин находился под следствием из-за нападения на сотрудника ФСИН МЮ РФ по Липецкой области. В ходе беседы ему ещё раз, в том числе и прокурором по надзору за исправитель- ными учреждениями Мещериным С.В., был разъяснён порядок обжалования судебных решений и приговора, действий сотрудников правоохранительных органов и органов исполнения наказаний. Хотелось бы заметить, что в начале двухтысячных годов в Липецкой области по инициативе начальника УФСИН МЮ РФ по Липецкой области А.Н. Шишкина был соз- дан, один из первых в стране, Центр социально-психологической реабилитации для осужденных, где они готовились к обычной жизни после освобождения (ИК-6, г. Ли- пецк). В апреле 2017 г. при содействии члена Совета при Президенте Российской Феде- рации по развитию гражданского общества и правам человека М.В. Каннабих подоб- ный Центр был открыт и в женской исправительной колонии ИК-7 (г. Усмань). В центры направляются в основном осужденные, которые заслуживают условно- досрочное освобождение и планируют жить и работать в Липецкой области. В таком центре кандидаты на освобождение находятся до одного года. Для этого на террито- рии колоний были выделены отдельные здания, проведён капитальный ремонт, под- готовлены комнаты гостиничного типа на 3-4 человека, собственная столовая и кухня, где проходит восстановление бытовых навыков жизни. В жилом корпусе оборудовано специальное реабилитационное помещение с электроникой и бытовой техникой, где у осуждённых восстанавливаются навыки пользования сложной бытовой техникой. Каждый Центр может принять сразу более 50 осужденных, для которых разработана специальная программа обучения по востребованным сегодня профессиям. Назрела необходимость создания таких центров во всех учреждениях УФСИН Ли- пецкой области. Вместе с тем нужно понимать, что система пробации – это чёткая организацион- но-правовая и реабилитационно-социальная работа, реализация которой в рамках компетенции исключительно службы исполнения уголовных наказаний невозможна. ФСИН МЮ РФ правильнее было бы рассматривать в качестве главного организатора и координатора такой деятельности, ведущего контроль, учёт, статистику и оперативное руководство всем процессом возвращения в нормальную жизнь судимых сограждан не только в местах лишения свободы, но и на некоторое время после выхода на свобо- ду. Тут потребуется совместная работа как Уполномоченного по правам человека, так и учреждений УФСИН, и отдельных структурных подразделений судебных органов, органов местного самоуправления, органов внутренних дел, их тесная координация с бизнес-сообществом и специализированными НКО. Для нашей области необходима разработка специальной комплексной програм- мы, которая позволила бы подготовиться осужденным к выходу на свободу и не совер- шить повторные преступления в период адаптации к нормальной жизни. 5.3. Пример взаимного сотрудничества с прокуратурой области После обращения Уполномоченного в прокуратуру о защите прав инвалида с дет- ства гр. М., страдающего болезнью Дауна, прокурором Октябрьского района г. Липец- ка в Советский районный суд г. Липецка направлено исковое заявление в интересах инвалида об обязании администрации г. Липецка предоставить ему во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение. Также примером взаимодействия является восстановление права гр. Н. об ис- полнении решения суда. Прокуратурой установлено, что в период с июня по сентябрь 2019 года исполнительные действия не проводились, однако несмотря на это, в но- ябре 2019 года судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного листа взыскателю. Прокурором Октябрьского района г. Липецка на данное постановление принесен протест. Исполнительное производство возобновлено. 5.4. Пример взаимного сотрудничества с УФССП Гр. Е. состоял в трудовых отношениях в должности руководителя грузового СТО ООО «Эксперт» с 07.09.2017 г. по 04.01.2018 г. В дальнейшем трудовая деятельность была прекращена по инициативе работодателя. Трудовая книжка не возвращена гр. Е., а также не выплачены денежные средства по вступившим в законную силу решениям суда. Судебным приставом исполнителем дважды были составлены протоколы об ад- министративном правонарушении и применении штрафных санкций в отношении должника – руководителя ООО «Эксперт». Штраф в размере 10 000 рублей по каждому протоколу был взыскан. Надо отметить, что работа сотрудников аппарата с судебными приставами ведется оперативно и четко. Еще одной формой взаимодействия наших служб является со- вместное проведение приема граждан в управлении ФССП по Липецкой области. 5.5. Примеры сотрудничества с областными правозащитными организациями В прошедшем году при организационной поддержке Уполномоченного по правам человека в Липецкой области юристами ЛООП «Защита» впервые были организованы пробные выездные приемы в 18 крупных поселениях Грязинского, Данковского и Хле- венского муниципальных районов. Администрации и местные жители выражали благодарность и ждут новых встреч с юристами. Основная масса вопросов, интересующих сельских жителей, относится к зе- мельным отношениям, наследству, имуществу, защите прав потребителей, юри- дическая оценка которых и выработка алгоритма помощи чаще всего невозможны без изучения имеющихся по вопросу документов (доказательств). Поэтому самой эффективной формой первичной юридической помощи на селе являются личные консультации с изучением документов. Далее возможны консультации по телефону, интернету и skype. Поскольку почти 50% сельского населения области проживает в удаленных от районных центров поселениях, а в 78% администрациях сельских советов отсутствуют юристы, то получение бесплатной юридической помощи для таких жителей является существенной поддержкой, позволяющей экономить как время так и деньги. Согласно опросу, проведенному аппаратом Уполномоченного по правам человека в Липецкой области в августе 2019 г., все главы 18 муниципальных районов Липецкой области высказались за регулярные выездные бесплатные юридические консультации для жителей сельских поселений с численностью более 1000 чел.; за правовое про- свещение населения и оказание местным жителям юридической помощи. Разрешение этой ситуации без привлечения специализированных СО НКО проблематично. Необ- ходима консолидация сил в рамках общественно – государственного партнерства по оказанию правовой помощи населению и распространению данного опыта на сель- ские поселения с численностью менее 1000 человек. Примером сотрудничества является разрешение сложной жизненной ситуации гр. К., которая обратилась к Уполномоченному в августе 2019 года. Гр. К. указала, что в 2013 году подала документы в Управление капитального стро- ительства Липецкой области на получение социальной выплаты по областной целевой программе «Свой дом» на 2011-2015 гг.». В июле 2019 года ей пришло уведомление о том, что в срок до 23.08.2019 года она должна предоставить в управление капитального строительства Липецкой области перечень документов для получения свидетельства по подпрограмме «Свой дом». В начале августа заявитель предоставила все необходимые документы, но ей от- казали в получении свидетельства на предоставление и использование социальных выплат. Гр. К. работает учителем в школе, одна воспитывает несовершеннолетнего ребенка, оплачивает ипотеку. Эта социальная выплата была ей крайне нужна. Уполномоченный совместно с адвокатами ЛООП «Защита» направили заявление в суд. Суд встал на сторону заявителя. 5.6. Пример взаимодействия с Общественной наблюдательной комиссией Липецкой области Защита прав и законных интересов лиц, отбывающих наказание в местах принуди- тельного содержания, а также по освобождению из них – одно из основных направле- ний деятельности Уполномоченного по правам человека. Совместные мероприятия, которые проходят в рамках посещения исправительных учреждений области, прием по личным вопросам, например, при посещении СИЗО-1 г. Липецка, Тихонова И.Ю. сделала акцент на несовершеннолетних подозреваемых, которые находились в СИЗО, как проходит процесс получения образования, доступ к литературе, если необходим репетитор или дополнительные занятия перед сдачей ЕГЭ. Отметила недостаточное количество часов всего по 1 часу в неделю по основным предметам, по которым будут сдавать ЕГЭ. По результатам посещения СИЗО Уполномоченным было направлено письмо в управление образования и науки Липецкой области и департамент образования ад- министрации г. Липецка об увеличении количества часов по основным предметам для сдачи ЕГЭ. Хотелось бы затронуть еще одну очень важную проблему, касающуюся лиц, ко- торые освобождаются из мест лишения свободы. Когда нет крыши над головой, нет средств для существования, нет родственников, готовых поддержать, «свобода» ста- новиться испытанием. Люди теряются, они не знают, где жить, на что жить и как жить. Учитывая их прошлое, трудоустройство для них проблематично. Люди реально не зна- ют, что делать. В Липецкой области по инициативе Уполномоченного по правам человека при под- держке администрации Липецкой области, социально ориентированных правозащит- ных НКО (ЛООО «Липецкое общество прав человека» и ЛООП «Защита») и Областной наблюдательной комиссии с участием УФСИН МЮ РФ по Липецкой области начата работа по созданию Центра для лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Задачей Центра является адаптация лиц, освободившихся из мест лишения сво- боды, к правопослушной жизни и ресоциализация в обществе, в которую включено трудоустройство, оказание содействия в оформлении документов, помощь с жильем, восстановление родственных связей и формирование семей, а в итоге – снижение уровня рецидивной преступности и нагрузки на правоохранительные органы. В перспективе Центр мог бы решать и другие специализированные задачи, такие как социально-психологический мониторинг осужденных, находящихся на испыта- тельном и условном сроке, контрольное сопровождение направленных на лечение, трудовое переобучение и пр. Надеемся, что данная работа будет успешно завершена: снизится уровень пре- ступных рецидивов, а численность граждан, прошедших ресоциализацию и ставших законопослушными, увеличится. Совершенно очевидно, что невозможно добиться повышения качества жизни лю- дей без развития потенциала гражданского общества. Главное богатство обществен- ных организаций – это люди, хорошая репутация и доверие, которое они вызывают у сограждан и органов власти. И нам, всем, необходимо поддерживать гражданские инициативы. За последние годы НКО наработан позитивный опыт сотрудничества с государством как главным поставщиком социальных услуг, которое все активнее де- легирует часть своих полномочий некоммерческим организациям. Появляются новые механизмы взаимодействия, происходит некоторое упорядочивание процедур полу- чения государственного финансирования. Однако можно говорить и об отрицатель- ных тенденциях. Сфера государственной поддержки по-прежнему ограничена узким кругом «общественно полезных» тем, установлена трудная отчетность, которая тре- бует привлечения дополнительного квалифицированного персонала, что оказывается особенно сложным для небольших организаций и для консолидации общественности в районах области. Формирующаяся система взаимоотношений неустойчива, так как многое в ней на разных уровнях зависит от принятия решений отдельными людьми. Там, где эффективно работают общественные организации, значительно сокраща- ется количество нарушений закона и прав человека, повышается уровень открытости и доверия к работе правоохранительных органов и власти в целом. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Признание равных и неотъемлемых прав и свобод человека – основа справедливо- сти и социального мира. Именно о справедливости во многих вопросах нашей жизни говорят люди на встречах с Уполномоченным по правам человека. Приведённые в настоящем докладе примеры свидетельствуют, что при выпол- нении государством своих правозащитных и социальных обязательств, встречаются случаи нарушения прав человека. В целом ситуация с соблюдением прав человека в Липецкой области оценивается Уполномоченным как удовлетворительная. Многое, конечно, зависит от позиции региональной и муниципальной власти на местах. Её принципиальности, открытости, способности нестандартно решать слож- ные управленческие задачи. Именно в таком ключе старается работать новая адми- нистрация Липецкой области и областной Совет депутатов, и этот опыт, в некоторых вопросах, становится пилотным для всей страны. Но усилия Уполномоченного по правам человека в Липецкой области направлены не только на то, чтобы контролировать соблюдение прав человека и обеспечивать их защиту. Не менее важной задачей для себя Уполномоченный считает содействие и поддержку гражданской активности жителей, направление её в созидательное русло, организацию эффективного взаимодействия с органами государственной власти для решения актуальных задач развития нашего региона. Существует целый ряд проблем, которые не могут решить только властные струк- туры или только общественные организации, изолированные друг от друга. Нам необходимо проводить постоянную разъяснительную работу по доведению до обще- ства, социальных групп, гражданского актива, мотивов принимаемых государством решений, условий их принятия при формировании механизма партнерства власти и гражданского общества. С людьми надо постоянно работать. Гражданам нужно вер- нуть чувство, что они могут и должны влиять на положение дел в своей стране, своем регионе, своем городе. Целью данного доклада является привлечение внимания к проблемам, существую- щим в нашем регионе и защита законных прав жителей области. В дальнейшем Уполномоченный по правам человека планирует инициировать со- вершенствование мер в сфере защиты прав и законных интересов граждан, прожива- ющих на территории Липецкой области, и предлагает: 1. Внести изменения в нормативные правовые акты Липецкой области в соответ- ствии с Федеральным законом в части расширения полномочий Уполномоченного по правам человека в Липецкой области: – в Устав Липецкой области от 09.04.2003 № 46-ОЗ; – Закон Липецкой области от 27.08.2001 № 155-ОЗ «Об Уполномоченном по пра- вам человека в Липецкой области»; – Закон Липецкой области от 01.03.2013 № 132-ОЗ «О бесплатной юридической помощи». 2. Рассмотреть вопрос о разработке комплексной региональной программы, пред- усматривающей мероприятия по ресоциализации лиц, находящихся в местах лишения свободы и освободившихся из учреждений УФСИН. 3. Создать центр для ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения сво- боды («кризисный центр» для мужчин, находящихся в трудной жизненной ситуации). 4. Разработать предложения по совершенствованию механизма обеспечения ве- теранов Великой Отечественной войны санаторно-курортным лечением в приоритет- ном порядке. 5. Совершенствовать качество оказания медицинской помощи взрослому насе- лению, страдающему тяжелыми формами заболеваний, в плане направления в феде- ральные научные центры. 6. Разработать перечень дополнительных стимулирующих мер для работы в учреж- дениях УФСИН медицинских работников, осуществляющих трудовую деятельность в этих учреждениях, но не относящихся к этой структуре. 7. Расширить спектр предоставления бесплатной юридической помощи област- ными правозащитными организациями во всех муниципальных районах области. При- влекать к работе по защите прав граждан областные общественные организации. Уполномоченный по правам человека выражает благодарность Липецкому област- ному Совету депутатов, администрации Липецкой области, органам государственной власти и органам местного самоуправления, общественным активистам и неравно- душным гражданам за работу в области защиты прав человека и надеется на совмест- ную деятельность в дальнейшем. Уполномоченный по правам человека в Липецкой области И. ТИХОНОВА Окончание. Начало на 20–22-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz