Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 22 № 93 /26221/4 АВГУСТА 2020 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Жизненные истории всех обратившихся граждан типичны. Большинство из них в несовершеннолетнем возрасте остались без попечения родителей, которые были лишены родительских прав. Жилые помещения за детьми не закреплялись либо к моменту выпуска из учреждений государственной поддержки детства не могли ис- пользоваться для дальнейшего проживания, так как находились в непригодном для проживания состоянии. Во всех указанных случаях прокуроры вынуждены обращаться в суд с требованием обязать управление жилищно-коммунального хозяйства области обеспечить истцов благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, отвечающим санитарным и техническим требованиям. Отдельно нужно сказать о качестве предоставляемого жилья: здесь также выявля- ются различные нарушения – от качества самого помещения, выделяемого в качестве жилья, до качества внутренней отделки, ремонта оснащения необходимыми коммуни- кациями и техникой. Например, некачественное жилье в д. Екатериновка Долгоруков- ского района было предоставлено двум выпускницам детского дома. Квартиры, по словам сирот, оборудовали в старом здании сельсовета, непригод- ного для постоянного проживания. В них отсутствовала вентиляция, из-за сырости на стенах образовалась плесень и гниет мебель. Также некачественное жилое помеще- ние – барак – было предоставлено сироте в городе Данкове. Однако впоследствии это явно непригодное жильё заменили на благоустроенную квартиру. Права сирот были восстановлены. Вместе с тем нельзя не допустить и возможность того, что выделенное жильё было приведено в аварийное состояние самими жильцами. К сожалению, с такими случаями также приходится сталкиваться. Так к Уполномоченному по правам человека обратилась жительница г. Грязи гр. Г. Как указывала заявительница, предоставленная ей после судебного решения квартира находилась в запущенном состоянии, требовала капитального и косметического ре- монта, дезинфекции, капитальных сантехнических работ, а также замены окон, дверей и электропроводки. В помещении на полу стояла вода из-за протечек крыши, стены были поражены плесенью и грибком. По фактам жалобы Уполномоченный обратилась в адрес главы администрации Грязинского муниципального района Липецкой области, начальника управления жи- лищно-коммунального хозяйства Липецкой области, руководителя Управления Фе- деральной службы судебных приставов по Липецкой области с просьбой разъяснить сложившуюся ситуацию и принять меры по решению указанных заявителем проблем. Согласно полученным ответам заявительнице как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с государственным кон- трактом от 28.11.2018 г. в ОБУ «Экжилфонд» было передано по акту приема-передачи жилое помещение. Согласно экспертному заключению ФБГУ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ли- пецкой области» от 14.12.2018 г. № 112/1 данное жилое помещение соответствует требованиям п. п. 3.8, 3.9, 4.7, 4.8, 5.1, 8.1.1 СанПиН 2.1.22645-10 «Санитарно-эпиде- миологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». Из технического заключения эксперта ИП Фатеева И.Г. от 19.12.2018 г. следует, что квартира соответствует требованиям строительных регламентов. Дефекты и по- вреждения не выявлены. Инженерные системы и коммуникации в работоспособном техническом состоянии, без повреждений. Внутренняя отделка помещений квартиры в хорошем состоянии. 14.10 2019 г. заместителем начальника Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Липецкой области совместно с начальником отдела эксплуатации жилищного фонда ОБУ «Экжилфонд» был осущест- влен очередной выезд по указанному адресу. После полученных ответов также по указанному адресу совместно с сотрудниками Управления ЖКХ Липецкой области выезжали специалисты аппарата Уполномоченно- го по правам человека в Липецкой области, которые на месте убедились в достоверно- сти предоставленной информации. В ходе осмотра каких-либо нарушений требований к жилому помещению не уста- новлено. Квартира не требовала ни капитального, ни косметического ремонта. Таким образом, жалоба была признана неправомерной. В другом случае к Уполномоченному обратился гр. Л. (вх. № 233), с жалобой на бездействие органов власти г. Липецка, которые на протяжении длительного времени не могут предоставить дополнительную жилую площадь, которая установлена законом для ребёнка-инвалида. Это был крик души. Молодой человек, инвалид с детства (ДЦП, органическое пора- жение ЦНС, с нарушением речевого аппарата), писал, что с 1993 г. он и его мать стоят в очереди на получение жилья. Последние 3 года он обращается в различные инстан- ции, в том числе и к Президенту РФ, Уполномоченному по правам ребенка в РФ. В 1-комнатной малогабаритной квартире (площадью 18 кв.м) проживали пять человек, из них: трое – инвалиды, один из которых – инвалид с психическим заболева- нием. Заявитель указывал, что приходится терпеть неадекватные выходки психически больного родственника и его привычки. Жить трём инвалидам в столь маленьком по- мещении стало практически невыносимо. Гр. Л. просил оказать ему содействие в получении жилья или субсидии с учетом права на дополнительную жилую площадь. После обращения Уполномоченного по правам человека по данному факту про- куратурой области была проведена проверка. Было установлено, что действующим с 01.01.2018 года приказом Министерства здравоохранения РФ от 29.11.2012 года № 987н заболевание, которым страдает заявитель, исключено из Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Как показала проверка прокуратуры, согласно медицинскому заключению гр. Л. является ребенком-инвалидом, ему с 17.06.2009 установлена I группа инвалидности бессрочно. Однако диагностированное у него заболевание не входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное про- живание граждан в одной квартире, утвержденных приказом Минздрава России от 29.11.2012 № 987н, поэтому оснований для обеспечения его жильем вне очереди не имеется. Уполномоченный по правам человека не согласился с бездействием администра- ции города по разрешению проблемы предоставления жилья семье гр. Л., указав, что наличие проживания в однокомнатной квартире родственника – инвалида по психиче- скому заболеванию уже является основанием для внеочередного предоставления до- полнительной жилой площади семье заявителя. Вместе с тем проверка прокуратуры области подтвердила позицию Уполномочен- ного по правам человека, что правом на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма обладает совместно проживающий с семьёй гр. Л. их близкий родственник Ч., страдающий тяжелой формой хронического психического за- болевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно. На этом основании прокуратура Советского района г. Липецка в силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ обратилась в суд о возложении на админи- страцию г. Липецка обязанности по предоставлению жилья вне очереди гр. Ч. При активном участии Уполномоченного по правам человека удалось разрешить сложную жилищную ситуацию сразу трех инвалидов, в том числе и гр. Л. Пока же конституционное право на жилище для граждан, относящихся к льготным категориям, имеющим право на обеспечение жильем, реализуется не в полном объ- еме, прежде всего из-за отсутствия достаточного финансирования. Одним из главных достижений в сфере жилищной политики прошедшего 2019 года можно считать решение важнейшей социальной проблемы строительства домов так называемых «обманутых дольщиков». Практически все задачи по запуску строитель- ства домов проблемных строительных компаний, которые не выполнили свои обяза- тельства перед «долевиками» на конец года были решены. Также в нашем регионе был создан Фонд обманутых граждан – участников доле- вого строительства. В его компетенцию входит: ведение всех «проблемных» домов, достижение показателей ввода жилья, юридическая помощь «долевикам». Реестр формируется в электронной форме в единой информационной системе жилищного строительства. Сюда автоматически попадают те объекты, где застройщик нарушил сроки более чем на шесть месяцев, либо он признан банкротом и в его отношении от- крыто конкурсное производство. Пострадавшим гражданам теперь не надо проходить каких-либо дополнительных процедур. Кроме того, для участников долевого строительства вводится новая мера под- держки. Дольщикам могут предложить идентичную квартиру в другом доме, который строится или уже построен инвестором. При этом пострадавшие граждане освобож- даются от оплаты той площади, которую они уже оплатили первому застройщику. В свою очередь, инвестору, который берет на себя обязательство достроить проблем- ный дом, может быть предоставлен компенсационный земельный участок без прове- дения торгов. С 1 июля 2019 года строительные компании больше не могут напрямую привлекать средства покупателей жилья на его возведение. Теперь компании-застрой- щики должны получать проектное финансирование, а расчеты с дольщиками ведут только с использованием эскроу-счетов. 4.9. ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ ИМЕДИЦИНСКУЮПОМОЩЬ Доступность и качество медицинской помощи для населения является важнейшим показателем социального государства. В последние годы в Российской Федерации предпринималось немало мер по реформированию медицинской сферы, которые были, прежде всего, направлены на ликвидацию её технологического отставания и ор- ганизационной разбалансированности. Тем не менее ситуация с доступностью и качеством оказания медицинской помо- щи, а также с сокращением смертности в России продолжает оставаться достаточно сложной. В прошедшем году администрация Липецкой области совместно с областным Со- ветом депутатов предприняла ряд мер по улучшению ситуации в сфере здравоохране- ния. Из областного бюджета на закупку медицинского оборудования для медицинских учреждений первичного звена было выделено около 500 млн. рублей. Для поликлиник городов и районов приобретены 20 рентгеновских аппаратов, маммографов, флюро- графов, 15 УЗИ-аппаратов, 40 разнообразных эндоскопов, другое медоборудование. Одновременно проводились капитальные ремонты и реконструкции в нескольких де- сятках медицинских организаций. Были внесены поправки в Закон Липецкой области «О мерах социальной под- держки педагогических, медицинских, фармацевтических, социальных работников, работников культуры и искусства, специалистов ветеринарных служб». Наша область стала первым регионом, где выплату в размере 1000000 рублей стали получать врачи дефицитных специальностей, впервые трудоустроившиеся в городские и сельские го- сударственные медицинские учреждения и не имеющие целевых обязательств. Доктор, получивший выплату, обязан отработать в своей должности пять лет, в противном случае единовременную социальную выплату врач обязан будет вернуть. На реализацию законопроекта в 2019 году из областного бюджета направлено 25 млн рублей, для привлечения 25 специалистов. Врачи, трудоустроившиеся в сёлах, смогут рассчитывать на два миллиона рублей по двум программам. Принятые меры могут привлечь в наш регион медицинских работников и повысить доступность и качество медицинских услуг для населения, особенно в сельской мест- ности. Гр. К. (вх. №242) обратилась к Уполномоченному по правам человека с жалобой на качество медицинского обслуживания и волокиту в оказании необходимой медицин- ской помощи. Как указывала заявительница, в декабре 2018 года она обратилась к терапевту по месту жительства в г. Грязи, прошла обследование и была направлена на консультацию в ГУ «Липецкая областная клиническая больница». После проведения дополнительного обследования её госпитализировали в ревматологическое отделение ГУЗ ЛОКБ с по- ставленным диагнозом ревматоидный артрит, поздняя стадия, гипертоническая бо- лезнь. После стационара пациентку направили на консультацию к главному внештатно- му ревматологу Липецкой области для решения вопроса о назначении и применении ГИБТ (генотипирование, генно-инженерный биологический препарат). Однако главный ревматолог Липецкой области усомнился в поставленном диагнозе и настаивал на прохождении дополнительного обследования на платной основе, а также приобрете- нии дорогостоящего медицинского препарата ценой около одной тысячи евро. Гр. К. указывала, что врач вёл себя с ней достаточно грубо, и считала, что он имеет личную заинтересованность в столь дорогостоящем лечении, оплатить которое долж- на была заявительница из собственных средств, и просила провести независимое компетентное исследование своего заболевания. По данному факту Уполномоченный обратилась в управление здравоохранения Липецкой области. Уполномоченный по правам человека в Липецкой области держал вопрос получе- ния качественной медицинской помощи гр. К. на личном контроле. Только 22.08.2019 года в ГУЗ «Липецкая областная клиническая больница» был проведен консилиум с участием главного внештатного специалиста–терапевта управ- ления здравоохранения Липецкой области, представителя ГУЗ «Грязинская межрай- онная больница», главного внештатного ревматолога управления здравоохранения Липецкой области. На консилиуме было принято решение о направлении выписки из амбулаторной карты в ФГБУ НИИ ревматологии имени В.А. Насоновой (115522, г. Мо- сква, Каширское шоссе, д. 34а) для решения вопроса об уточнении диагноза и оказа- нии консультативной помощи. Только в феврале 2020 года гр. К. была установлена III группа инвалидности на один год, хотя в июле 2019 г. ей в этом было отказано. В заседании комиссии после настойчивых требований Уполномоченного по правам человека участвовал сотрудник аппарата Уполномоченного. Также в феврале 2020 г. гр. К. была направлена в указанный выше медицинский ин- ститут для дальнейшего уточнения диагноза и лечения. Хочется обратить внимание на длительные сроки между консультациями специ- алистов, консилиумом и обследованием пациентки. По словам заявительницы, всё это время она испытывала значительные физические страдания. В связи с указанным случаем необходимо отметить важное разъяснение, которое в 2019 г. дал Верховный суд РФ при судебном споре по вопросу оказания медицинской помощи. В документе было отмечено, что в подобных спорах гражданин должен дока- зать только факт своих страданий, а все остальное суду объяснят медики. Факт физических и нравственных страданий налицо. Также в 2019 г. происходили случаи отказа гражданам в обеспечении лекар- ственными препаратами из-за произвольного толкования законодательства и юридической некомпетентности отдельных должностных лиц. Так, в ГУЗ «Добро- вская районная больница» для получения необходимых лекарственных препаратов в льготном порядке обратился ветеран боевых действий, житель с. Доброе. Он полу- чил отказ в связи с тем, что отказался от получения социальных услуг в натуральной форме, выбрав ежемесячную денежную выплату в соответствии с Федеральным за- коном от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Должностные лица при принятии отказного решения не учли, что при отказе от набора социальных услуг, за гражданами, имеющими право на лекарственное обеспе- чение по двум основаниям, сохраняется право на получение лекарственных средств, предоставляемых за счет средств субъекта Российской Федерации в соответствии с Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддерж- ке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и уч- реждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения». И при одновременном наличии права на получение лекарственного обеспечения в рамках набора социальных услуг, предоставляемого за счет средств федерального бюджета, а также в рамках льготного порядка обеспечения лекарственными средства- ми, предоставляемыми за счет средств регионального бюджета, граждане вправе по- лучать лекарственное обеспечение по двум основаниям. Следовательно, отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с про- граммой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не допускается. Только обращение УПЧ в районную прокуратуру, а затем и судебное решение, помогли гражданину отстоять свои права. 4.10. ПРАВО НА НЕОБХОДИМОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Реализация права личности на социальные гарантии является основополагающим принципом развитого правового государства. Для успешной социальной политики не- обходимо создать условия, обеспечивающие достойную жизнь человека. В 2019 году жительница Грязинского района 88 лет, инвалид первой группы, ве- теран труда на протяжении двадцати лет безуспешно пыталась добиться получения статуса «труженик тыла». Заявительница с 1941 по 1949 годы работала в колхозе «Энергия». Архив колхоза за этот период не сохранился. Но факт работы в колхозе был подтвержден нотариаль- но заверенными свидетельскими показаниями. Однако в территориальном органе Пенсионного фонда РФ посчитали, что за- явительница не достигла на тот момент возраста, с которого допустимо заключение с гражданином трудового договора. И на этом основании отказались включить в трудо- вой стаж заявительницы период работы в колхозе. По просьбе Уполномоченного по правам человека прокуратура провела проверку и обратилась в суд. Право заявительницы восстановлено. В трудовой стаж истицы был включён период работы в колхозе и произведён соответствующий перерасчет пенсии. Ещё одна регулярно возникающая ситуация в практике Уполномоченного по правам человека в Липецкой области связана с назначением военных пенсий или вы- платой различных социальных пособий участникам ликвидации банд вооружённого подполья на территории Западной Украины и Прибалтики, как ветеранам Великой Отечественной войны. Уполномоченному уже приходилось участвовать и в судебных процессах по установлению факта участия таких граждан в боевых действиях и при- своения им статуса ветерана, и в восстановлении справедливости при спорах по пен- сионному и социальному обеспечению. Иллюстрацией такой ситуации стал случай с 88-летним ветераном, инвалидом III группы, жителем Липецкого района, которому районным отделением ПФР было от- казано в назначении единовременной выплаты в связи с 74-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Там решили, что указанный ветеран не имел непосредственного отношения к со- бытиям Великой Отечественной войны и Указ Президента РФ от 06.05.2018 № 195 «О единовременной выплате некоторой категории граждан Российской Федерации в связи с 74-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» на него не распространяется. Между тем гражданин имел удостоверение ветерана Великой Отечественной войны, дающее право на льготы и преимущества, установленные действующим законода- тельством. Также предоставил справку Центрального архива внутренних войск МВД РФ, подтверждавшую его участие в борьбе с национальным подпольем на Западной Украине в период с марта 1951 года по ноябрь 1954 года. Несмотря на имеющееся правовое обоснование, потребовалось заключение про- куратуры и соответствующее судебное решение, чтобы ветеран получил единовре- менную денежную выплату. Другая крайне болезненная тема нашего общества – это отношение к инвалидам, что является фактическим маркером солидарности общества, его консолидации и жизнеспособности. Однако есть случаи, когда ожидание инвалидами необходимых технических средств реабилитации (ТСР) превосходило все разумные сроки и, по существу, деза- вуировало гарантированную им государственную социальную помощь. Такие случаи, к сожалению, до сих пор не единичны. Так Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования РФ более полугода не принимало меры по обеспечению инвалида (г. Липецк) креслом-коляской; а инвалида I-й группы (г. Елец) противопролежневым матрацем и подгузниками для взрослых. Инвалид I-й группы (с. Трубетчино Добровский район) из рекомендованных 1080 штук взрослых памперсов получил только 630 штук, а инвалиду I-й группы (г. Ле- бедянь) не были предоставлены впитывающие простыни и подгузники для взрослых. Во всех указанных случаях защитить права граждан удалось только после обраще- ния прокуроров в суд. Естественно, что такой порядок оказания гражданам социаль- ной помощи не может быть признан нормальным. Другим распространённым источником недовольства граждан является порядок получения государственной социальной помощи в виде государственной услуги по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение. В этом смысле показательны решения судов, которые рассматривали иск прокуро- ра Октябрьского района г. Липецка в интересах инвалида с иском к Государственному учреждению – Липецкому региональному отделению Фонда социального страхования РФ. Октябрьский районный суд г. Липецка обязал ГУ Липецкое региональное отделение Фонда соцстраха Российской Федерации зарегистрировать заявление инвалида от 14.01.2019 о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за 2019 год с присвоением номера с даты его подачи – 17.01.2019. В ходе судебного заседания представитель Фонда социального страхования Ли- пецкой области иск не признал, ссылаясь на отсутствие оснований для начала админи- стративной процедуры по заявлению инвалида от 14.01.2019. Также обратив внимание на то, что административная процедура по обеспечению путевкой на санаторно-ку- рортное лечение, начатая по заявлениям в 2017 и в 2018 гг., по состоянию на 2019 год не окончена. Липецкий областной суд, рассмотрев апелляционную жалобу ответчика, решение Октябрьского районного суда г. Липецка оставил без изменения, апелляционную жало- бу без удовлетворения. По мнению суда апелляционной инстанции, позиция Фонда социального страхо- вания о том, что получатель государственной услуги, имеющий право на ежегодное санаторно-курортное лечение и подтвердивший это право путем предоставления соответствующих документов, не вправе встать на очередь для получения санаторно- курортной путевки за очередной год до тех пор, пока не обеспечится этой услугой по предыдущему заявлению, существенным образом ограничивает гарантированные за- коном права инвалидов. Наличие очередности и сохранение за гражданином права на предоставление пу- тевки за пределами календарного года, в котором подано заявление, не ведет к отказу в предоставлении государственной социальной услуги за очередной период, что и было допущено со стороны ответчика в отношении инвалида. Здесь показательна и другая история, о которой рассказала публикация «Ваш номер 5851» (портал «Город 48» от 19.09.2019 г.). Автор сетовал на то, что именно под этим номером зарегистрирована заявка на санаторно-курортное лечение ветерана Великой Отечественной войны, орденоносца, инвалида Щ., 1925 года рождения (вх. №299). Уполномоченный по правам человека в Липецкой области по собственной инициа- тиве обратилась к руководству Липецкого регионального отделения Фонда социально- го страхования с просьбой разъяснить сложившуюся ситуацию по обеспечению путев- ками на санаторно-курортное лечение инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны в Липецкой области. Управляющий Липецким региональным отделением Фонда социального страхо- вания отметил, что при всём уважении к ветеранам Великой Отечественной войны, к большому сожалению, региональное отделение не имеет возможности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение в приоритетном порядке ветерану Великой Отечественной войны Щ., поскольку это послужит нарушением действующего законо- дательства, а также ущемит права других льготных категорий граждан, нуждающихся в таком лечении. В случае внесения нормативных изменений в части приоритетного (первоочередного) права обеспечения санаторно-курортным лечением ветеранов Ве- ликой Отечественной войны, данная категория граждан будет незамедлительно обе- спечена путёвками за счет средств федерального бюджета. Что касается истории ветерана Великой Отечественной войны Щ., то она закон- чилась хорошим финалом – один из анонимных спонсоров приобрёл необходимую путёвку для ветерана ВОВ. Реализация права определённых категорий граждан на санаторно-курортное ле- чение постоянно вызывает нарекания и неудовлетворённость в обществе. Многих не устраивает место или время года для санаторно-курортного лечения, по мнению за- явителей, предлагаемые варианты зачастую не отвечают индивидуальным или физио- логическим особенностям пациентов, материально-техническая база предлагаемых санаториев также оставляет желать лучшего и целый ряд других мотивов. Примером такой ситуации является жалоба гр. Р. (вх.№173), которая сообщала, что ей было отказано в выделении путевки на санаторно-курортное лечение в 2019 году. На заседании постоянно действующей Комиссии по рассмотрению жалоб (обра- щений) граждан и организаций, поступающих в ГУ Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, 24.05.2019 года она не смог- ла присутствовать, в связи с ухудшением состояния здоровья. Как разъяснили в Липецком региональном отделении Фонда социального страхо- вания РФ и в ФКУ «Главное бюро МСЭ по Липецкой области», гр. Р. была разработана программа реабилитации пострадавшего на производстве, в которой определена нуж- даемость в санаторно-курортном лечении пульмонологического профиля (органов ды- хания) системы без указания сезона лечения, т.е. в течение всего календарного года. Таким образом, право заявительницы на реабилитационное лечение сохранялось, и от неё требовалось только согласие на предложенные варианты. Под постоянным контролем, прежде всего муниципальных и местных органов власти, должно находиться формирование доступной среды для граждан с ограничен- ными возможностями. Такие недостатки были выявлены на автостанциях г. Ельца и с. Тербуны, в некоторых школах, в целом ряде сетевых продовольственных магазинов по всей Липецкой области. 4.11. НАРУШЕНИЯ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ Количество обращений к Уполномоченному по правам человека, связанных с про- блемами оказания жилищно-коммунальных услуг гражданам в 2019 г., впервые за всё время незначительно сократилось. Одной из наиболее актуальных тем у населения 2019 года – обращение с твердыми коммунальными отходами. В Липецкой области работают 4 региональных оператора по обращению с твердыми коммунальными от- ходами – это АО «ЭкоПром Липецк» и ООО «Чистый город», которые приступили к работе с 1 июля 2018 года, ООО «ТЭКО– Сервис» и ООО «РМК» начали свою работу с 01 января 2019 года. С началом работы региональных операторов возникли некоторые сложности. Обращались к Уполномоченному по правам человека чаще всего по вопро- су вывоза твердых коммунальных отходов, отсутствия контейнеров, а также размеще- ния мусорных контейнеров около жилых домов граждан. Эти проблемы действительно имели место и нарушали права граждан. Такие факты имели место в Измалковском, Добринском, Долгоруковском, Хлевен- ском районах. На действия региональных операторов всегда реагировали районные прокуратуры. Уполномоченному по правам человека приходится разрешать нестандартные ситуации, как, например, по обращению гр. Б. (вх. № 273) на личном приёме в г. Ус- мани. Дело заключалось в том, что в базе Росреестра имелась регистрация двух жи- лых квартир под номером № 3 в одном восьми квартирном жилом доме. Из-за этой формальной ошибки жильцы испытывали многочисленные неудобства и фактические трудности. Согласно документам, полученным из администрации г. Усмани, должностными лицами была проделана определённая работа по изменению дублирующего адреса. Однако собственница одной из квартир, гр. С. отказалась от добровольного изме- нения адреса её квартиры и присвоения ей другого порядкового номера (какой был, между прочим, указан в поэтажном плане и в экспликации помещений инвентарного дела БТИ ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация). Собственница квартиры отказывалась от сотрудничества по данному спорному вопросу с администрацией города и с сосед- кой – собственницей квартиры с также номером. После отказа одного из собственников квартиры администрация городского по- селения город Усмань посчитала невозможным внесение изменений в постановление об изменении адреса. Собственникам квартир было предложено обратиться в суд с целью отмены регистрации одной из квартир и приведения нумерации квартир в над- лежащее соответствие в установленном законом порядке. Однако Уполномоченный по правам человека в Липецкой области посчитала не- правомерным самоустранение администрации города и перекладывание урегули- рования этой административной проблемы на плечи самих граждан и обратилась к прокурору Липецкой области с просьбой организовать соответствующую проверку, призвать к ответу должностных лиц и разрешить проблему заявителя по существу. В рамках своих полномочий и, руководствуясь федеральным законодательством, органами прокуратуры Липецкой области выявлены и зафиксированы нарушения тре- бований нормативных правовых актов. Прокурором Усманского района в адрес главы администрации городского поселения г. Усмань внесено было представление о приве- дении всех документов по указанному дому в соответствие с требованиями законода- тельства. Разногласия урегулированы. 4.12. ПРАВО НА БЛАГОПРИЯТНУЮОКРУЖАЮЩУЮСРЕДУ Экологическая ситуация в нашем регионе традиционно остаётся в фокусе внима- ния органов власти и гражданского общества. Согласно исследованию, проведенному экспертно-аналитическим центром Ин- ститута экологии НИУ ВШЭ, Липецкая область является одним из регионов-лидеров, жители которых недовольны сложившейся экологической обстановкой. Больше всего нареканий у россиян вызывают мусорные свалки: 83% респондентов оценивают ситу- ацию, связанную с полигонами, как «плохую» и «критически плохую». Следующая про- блемная тема – состояние водных объектов, лесов и атмосферного воздуха в регионе. Коллективное обращение 22 жителей нашего региона в Европейский суд по правам человека является следствием существующих экологических проблем. Одна из острых жизненных тем, постоянно волнующая жителей, прежде всего сельских районов, связана с обеспечением питьевой водой. Ежегодно с началом тё- плого сезона поступают жалобы граждан о различных проблемах с водоснабжением. Главной проблемой здесь является изношенность сети водоснабжения. Одновре- менно, существует и проблема строительства водопровода на небольших сельских улицах, с редкими домами, часто разбросанными на несколько сотен метров. Так, в адрес Уполномоченного по правам человека в Липецкой области обратилась гр. И. (вх.№ 172) с жалобой на плохое обеспечение водой по ул. Тенистой с. Введенка. Заявительница писала, что для организации централизованного водоснабжения дан- ной улицы необходимо строительство участка водопроводной сети протяженностью ориентировочно 380 метров с подключением к действующей системе водоснабжения с. Введенка. Ориентировочная стоимость работ составляет полтора миллиона рублей. Жителям объясняют, что строительство водопровода на данном участке за счет бюд- жета возможно при условии застройки не менее 5 домовладений. Согласно информации администрации Липецкого муниципального района Липец- кой области (письмо от 19.07.2019 г. № 2753) поддержано ходатайство администрации сельского поселения Введенский сельский сельсовет в ОГУП «Липецкий областной водоканал» о рассмотрении вопроса проектирования и строительства водопровода по ул. Тенистая, д. 38 с. Введенка в форме бюджетных инвестиций водоснабжения и водоотведения на 2019-2021 годы. Другая жалоба поступила от жителей (Б. вх. № 183) улицы Центральная того же села Введенка, которые указывали, что неоднократно обращались в различные ин- станции по вопросу перебоев в подаче питьевой воды, ее качества и напора. Кроме того, отключения воды в селе носят, как правило, затяжной характер. После вмешательства Уполномоченного специалистами комплекса «Добровский» ОГУП «Липецкоблводоканал» было проведено обследование сетей, сооружений и устройств системы водоснабжения по указанной улице, по результатам которого вы- явлены нарушения в работе артезианской скважины. Произведена замена насосного оборудования. Были выявлены и устранены повреждения водопроводной сети. По итогам проведённых работ давление в системе централизованного водоснабжения улучшилось до нормативных параметров. Чтобы решить проблему водоснабжения, в минувшем году Липецкая область первой в стране запустила объекты программы «Чистая вода» в рамках нацпроекта «Экология». Также можно приветствовать и изменение концепции ОГУП «Липецкоб- лводоканал» по работе с клиентами: обратная связь и учёт мнения граждан становятся основополагающими для стратегического планирования работы организации и оценки качества работы. Сложный вопрос пришлось разрешать по жалобе гр. Ш. (вх. № 182), которая сооб- щала, что на протяжении длительного времени жители г. Чаплыгин страдают от отвра- тительных запахов отходов производства крахмального завода. По мнению заявителя, никаких мер по охране окружающей среды администрацией завода не предпринима- ется, в свою очередь и администрация г. Чаплыгина оказалась бессильной исправить ситуацию своими полномочиями. О существующей длительное время проблеме жители информировали прокуратуру области и администрацию области. Ситуация с экологией вокруг указанного предприятия действительно была сложная. Можно пред- ставить, какой дискомфорт жителям доставляло длительное зловоние, исходившее от промышленной зоны крахмального производства. Уполномоченный по правам че- ловека направил ходатайства на имя руководителей прокуратуры Липецкой области, Управления Росприроднадзора по Липецкой области, Управления Роспотребнадзора по Липецкой области, начальника Управления экологии и природных ресурсов Липец- кой области с предложением провести проверки действий уполномоченных органов и руководства предприятия по защите окружающей среды и принять меры по устране- нию нарушений действующего законодательства. Согласно предоставленной информации Управлением Роспотребнадзора по Ли- пецкой области установлено, что АО «Чаплыгинский крахмальный завод» осуществил разработку проекта санитарно-защитной зоны без учета ряда источников загряз- няющих веществ, в связи с чем в отношении юридического лица было возбуждено дело об административном правонарушении и оно привлечено к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ. Наряду с этим руководству выдано предписание о проведении работ и получении нового решения об установлении санитарно-за- щитной зоны, которое находится в стадии исполнения. Материалы направлены в Ча- плыгинский районный суд для рассмотрения и принятия решения о приостановлении деятельности предприятия. Выдано предписание должностному лицу по устранению выявленных нарушений, которое находится на контроле Управления. Управлением Росприроднадзора по Липецкой области по итогам проверки вы- явлены нарушения экологических требований в области использования при эксплуа- тации и охраны полей фильтрации. Юридическое и должностные лица привлечены к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ. Доводы заявителей о нарушениях правил эксплуатации очистных сооружений под- твердились. Так, проведенная Управлением Росприроднадзора по Липецкой области проверка показала, что в результате сброса сточных вод на поля фильтрации в июне 2019 года было допущено загрязнение прилегающего земельного участка азотом аммонийным. Последующее иссушение этих полей (что явилось грубым нарушением технологии экологической очистки) и стало источником миазмов, отравлявших воздух близлежащих территорий. Виновные лица были привлечены к административной от- ветственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ. Предприятию выдано предписание об устране- нии выявленных нарушений в срок до 01.10.2019. Вместе с тем фактов, свидетельствующих о наличии причинно-следственной связи между оказываемым AО «Чаплыгинский крахмальный завод» негативным воздействи- ем на окружающую среду и обострением хронических заболеваний у заявителей, в ходе проверки не установлено. Кроме того, по представлению Липецкого природоохранного прокурора Чаплыгин- ский районный суд вынес решение, обязывающее предприятие обеспечить вывод из эксплуатации прудов-отстойников и пруда-накопителя, их последующую рекультива- цию в соответствии с разработанной проектной документацией, отвечающей требова- ниям охраны окружающей среды, так как именно их фактический вывод из технологи- ческой линии очистки сточных вод и осушение и стало, по мнению специалистов, ис- точником зловония и загрязнения прилегающей территории. Виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности. Необходимо отметить, что вопрос нормализации воздушной среды вокруг крах- мального завода, был взят на контроль лично главой администрации Липецкой об- ласти И.Г. Артамоновым, который провёл ряд встреч с руководителями предприятия и потребовал от них принять срочные и все необходимые технологические и природоох- ранные меры для предотвращения отравления окружающей среды от производствен- ной деятельности. Ещё несколько типичных жалоб на нарушение благоприятной среды связаны с превышением шума в квартирах заявителей от работы инженерных систем техниче- ского обеспечения жилого дома. Однако в ходе проверок никаких нарушений выявлено не было. В первом случае от имени жильцов одного из домов по ул. Стаханова г. Липецка обратилась гр. К. (вх.№ 283). Жильцы жаловались на громкий шум работы лифтов и бездействие со стороны управляющей компании, организации обслуживающей лиф- товое хозяйство и контролирующих органов. Проверки, проведённые Роспотребнадзором по Липецкой области, показали, что уровень шума в ночное время в квартире заявительницы не превышают предельно-до- пустимого уровня, регламентируемого требованиями СН 2.24./2.18.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки», СанПиН 2.1.22645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к ус- ловиям проживания в жилых зданиях и помещениях». Кроме того, председатель департамента ЖКХ администрации города Липецка проинформировал Уполномоченного, что обследование лифтового оборудования в указанном подъезде дома неоднократно проводилось специалистами ООО «Липецкая лифтовая компания», были выполнены работы по его регулированию, замечаний в ра- боте оборудования не отмечено. В другом случае к Уполномоченному обратились жители дома по ул. Шерстобитова г. Липецка (Т. вх. № 17) с жалобой на повышенный уровень шума водопроводных и ка- нализационных сетей в квартирах. Государственная жилищная инспекция Липецкой области проинформировала Уполномоченного по правам человека, что инженерное оборудование, находящееся в тепловом узле подвального помещения указанного многоквартирного дома, уста- новлено по проектной документации, находится в исправном состоянии и эксплуати- руется с соблюдением технических норм. Данное помещение имеет звукоизоляцию, которая исполнена по проекту при строительстве дома. Нагнетающий насос согласно руководству по его монтажу пригоден для использования в гражданских системах горячего водоснабжения, нарушений при его установке не выявлено. Соответствие оборудования необходимым параметрам подтвердилось и в ходе выездной вне- плановой проверки, выполненной ведущим консультантом инспекционного отдела государственной жилищной инспекции. Инструментальные замеры показали, что при Окончание на 23-й стр. Продолжение. Начало на 20–21-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz