Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)

Ретроспектива ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 10 № 9 1 (26219) В БЕЗОПАСНОСТЬ НУЖНО ВКЛАДЫВАТЬСЯ Отставной полковник милиции Владимир Червяцов проработал 26 лет в органах правопорядка. Бывший начальник областной ГАИ стоял у истоков организации безопасности на дорогах всего региона. Михаил Зарников О фицер о службе всегда вспоминает с теплотой. Он не только ловил нару- шителей, но и готовил крепкие кадры себе на смену. Многие из его сослуживцев поздравят 3 ав- густа своего наставника с юби- леем. Владимиру Филипповичу исполнится 80 лет. Военное детство Владимир Червяцов родом из Путивля — города парти- занской славы. Отец его даже был знаком с Сидором Ковпа- ком, чей знаменитый отряд появился в тех местах в годы войны. Владимир Филиппович до сих пор помнит время ок- купации, хотя тогда ему было всего три года. — Наш дом заняли штаб- ные офицеры, — рассказывает полковник. — Всей семье при- шлось ютиться в передней, а комнаты облюбовали немцы. Порой бабушка посылала меня на кухню, где они сидели, за- кинув ноги на стол: сходи, мол, попроси себе чего-нибудь вкус- ненького. Я подхожу, а фашист сначала печенье протянет — а потом вынимает пистолет, це- лится в меня и говорит — «пух- пух!». Я боялся и убегал. Баба Надя иногда не выдерживала и шла кричать на немцев, в выра- жениях не стесняясь. Каким-то чудом это заканчи- валось мирно. По рассказам род- ных, в один из таких конфликтов немецкий офицер достал фото своихдетей, такихжемаленьких— и на ломанном русском пытался объяснить, чтоонисамине хотели идти воевать, да Гитлер заставил. Как они «не хотели»—в тех краях помнят хорошо. Озверев от зло- быи страха, фашистыжгли села и людейвместе сними. Червяцовым повезло: чудом никто не узнал, что глава семьи—коммунист.Фи- липпИванович до войны работал замом директора машино-трак- торной станции по политработе. Ив боевые годызанималсякадра- ми—уже в авиационной части на черноморских рубежах. — Отец испытывал глубокое уважение к Сталину, и к своей работе относился серьезно, — вспоминает Владимир Филип- пович. — От него и мне переда- лись гены политработника. Из армии на истфак Школу будущий милиционер закончил в 1957 году, поступил в техническое училище города Сумы. В один из вечеров сем- надцатилетний парень шел со станции, откуда отправил пись- мо родным. Его окружили трое, сзади под ребра уткнулся нож. — Забрали часы и авторучку, —вспоминает ВладимирФилип- пович. —Как только они ушли— я добежал до общежития, позвал товарищей, искали грабителей. Не нашли. Тогда и задумался о работе в органах, борьбе с несправедливостью. После училища Вла- димир Червяцов по- шел слесарем на за- вод. Наставление дал отец: начинать надо с рабочей профес- сии. Через полтора года парень ушел в армию, был на- правлен в Казань, где выучился на младшего авиационного специа- листа. А затем попал в авиацион- ную часть в Советской Гавани — городе на берегу Татарского пролива, откуда Сахалин видно без бинокля. Там Владимир об- служивал внутренние системы реактивных МИГов. Однажды он заметил крошечную трещи- ну в лопатке компрессора, гро- зившую уничтожить самолет. Зоркому технику за это даже отпуск дали. А чуть позже он вступил в партию и стал секре- тарем комсомольской ячейки в своей части. После армии Владимир Чер- вяцов выучился на историка в ВГУ, за это время со стройотря- дом побывал в Чехословакии. — Мы делали дорожное ограждение в районе города Кремница, — вспоминает он. Относились там к русским заме- чательно, хотя было это в 1966-м году — конфликт уже назревал. На четвертом курсе студент женился. С будущей женой Ла- рисой Петровной Владимир Филиппович познакомился в библиотеке: чернила закончи- лись, поделилась ими девушка, сидевшая за книгами неподале- ку. Сейчас у супругов за плечами больше полувека в счастливом браке, а от двух дочерей — два внука и внучка. После университета Червя- цов поработал директором шко- лы в Рамони, а оттуда семья пе- ребралась в Липецк. В 1969 году Владимир Филипппович начал работать инструктором полит- отдела УВД. Красные петлицы, синие погоны В то время транспорта на дорогах прибавлялось, пришла пора менять работу подразде- лений ГАИ. Подбирать кадры в дивизион ДПС направили именно Червяцова — надежного работника и человека. —Дорожный инспектор обя- зан проявлять себя с лучшей сто- роны, — говорит полковник. — Поэтому на службу брали только образованных молодых ребят, с хорошей рекомендацией от кол- лег или сослуживцев. Владимир Червяцов долгое время работал в дивизионе зам- политом: отвечал за отношения в коллективе, прикреплял но- вичков к опытным сотрудникам и воспитывал культуру общения с водителями. — Был раньше приказ, регу- лировавший беседу инспектора с автолюбителем, — вспоминает полковник. В дивизионе служили 69 человек, из техники — восемь мотоциклов, два автомобиля «жигули» — для самых опытных сотрудников, а на происшествия выезжал ГАЗ-53. — Руководить приходилось из барака на улице Марины Расковой, — вспоминает он. — Работали шесть дней в неде- лю, а то и без выходных. И на- рушителей ловили, и коллектив воспитывали, и даже семейные проблемы решали: жаловаться на инспекторов приходили их жены. У одной муж с работы ни- как не придет, у другой — дерет- ся. После моих воспитательных бесед многие до сих пор счастли- вы в браке! Будем строить! Червяцов был назначен ко- мандиром дивизиона ДПС. Чуть позже руководство вернуло его в УВД, там он дослужился до зама по кадровой работе, а в 1988 году стал начальником областной Го- савтоинспекции. — Всеми силами из барака управлять было уже невозмож- но, — вспоминает он. — Поэто- му я сразу предложил построить новое здание. Областные власти выделили деньги, был разработан проект. На месте управления по ули- це Неделина, 2 в то время были заросли и болото. Подготовкой к стройке занимались сами ин- спекторы — в личное время. Расчищали место, по ночам со- провождали БЕЛАЗы со шлаком от комбината — делали подушку под фундамент. Здание управле- ния строили три руководителя, но начинал работу Владимир Филиппович. Смелое решение В восьмидесятые годы число угонов автомобилей быстро рос- ло. Тогда у Владимира Червяцова родилась идея создания постов на крупных выездах из города. —Критики я выслушал нема- ло за это решение, —вспоминает Червяцов. —Но ловить угонщи- ков мы стали чаще, и правоту мою признали. Участвовал офицер и в орга- низации общесоюзного семина- ра в Липецке по вопросам сокра- щения аварийности в 90-м году. Коллеги со всех республик СССР тогда пришли к выводу, что от дорожного инспектора зависит далеко не все. — В безопасность нужно вкладываться: развивать улич- ное освещение и регулировку, ставить ограждения, повышать культуру водителя и пешехода, — отметил ВладимирФилиппович. — С этой позиции мы и обрати- лись к властям. С тех пор трассы в регионе заметно преобрази- лись. Отставной полковник до сих пор уделяет немало времени коллегам: участвует в собрании ветеранов службы, делится опы- том с молодыми сотрудниками. За время службы Владимир Червяцов удостоился многих наград. Но больше всего он гор- дится тем, что липецкие дороги стали безопасней. Фото Геннадия Логунова и из архива редакции РАБОТАЛИ ШЕСТЬ ДНЕЙ В НЕДЕЛЮ, А ТО И БЕЗ ВЫХОДНЫХ. ПРИХОДИЛОСЬ И НАРУШИТЕЛЕЙ ЛОВИТЬ, И КОЛЛЕКТИВ ВОСПИТЫВАТЬ, И ДАЖЕ СЕМЕЙНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕШАТЬ: ЖАЛОВАТЬСЯ НА ИНСПЕКТОРОВ ПРИХОДИЛИ ИХ ЖЕНЫ Владимир Червяцов «Милицейский «Ирбис» был надежный», — вспоминает полковник Червяцов В семидесятые годы автомобилей на улицах Липецка было гораздо меньше

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz