Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)

ЧЕТЫРЕ ВЕЧЕРА В РЕСПУБЛИКЕ ШКИД Переключая каналы ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 20 № 88 (26216) Исаак Розенфельд, обозреватель «Липецкой газеты» Актеров знают не только в лицо. Поклонники в подробностях осведомлены, кто на ком женат, кто за кем замужем, кто сколько раз был в разводе, кто отдыхал на Мальте, а кто — на Мальорке. Не то с режиссерами. Их имена редко запоминают. Ну разве что Рязанова да Гайдая. А вот что вы, господа, слышали, допустим, о Геннадии Полоке? П олвека назад он привез в Ли- пецк на фестиваль студии «Лен- фильм» свою ленту «Республика ШКИД». Мне повезло быть среди первых зрителей картины, которую ждала завид- ная, счастливая судьба. А вот судьба ее создателя сложилась иначе. Он раздражал и пугал перестраховщиков. Надзиравшие за искусством одни его фильмы запре- щали, другие выхолащивали, третьи за- малчивали. Двадцать лет пролежала на полке фе- ерическая «Интервенция». Урезали ти- раж иронического шпионского детектива «Один из нас». Обвинили в клевете на советского человека комедию «Одино- жды один», где Анатолий Папанов бли- стательно сыграл эдакого русского Дон Жуана, наказанного в старости за былые амурные похождения одиночеством. Что рассердило киноначальство, объяснить трудно. Бабник, он и есть бабник, хоть в России, хоть в Африке, хоть при загни- вающем капитализме, хоть при развитом социализме. На родине Полока долго был режиссером-изгоем. И все-таки, в конце концов, он получил международную известность. Его фильмы оценили в десятках стран и простые зрители, и аристократы вплоть до членов английской королевской семьи. Они понравились даже Папе Римскому. Спасибо каналу «Культура»: на минув- шей неделе к девяностолетию выдающе- гося кинематографиста там четыре вечера подряд шла исповедь Полоки, снятая за два года до его смерти. А вдобавок — ки- нодилогия «Наше призвание» и «Я вожа- тый форпоста» о становлении советской школы, которой предстояло растить уче- ных, поэтов, стахановцев, героев Великой Отечественной войны. Остальные каналы этот юбилей прак- тически не заинтересовал. У них иные ку- миры — Лолита и Киркоров, Джигурда и Успенская, Пугачева иМихаил Ефремов, пусть он теперь не герой, а антигерой. Не ко двору Андрей Синявский говорил, что у него с советской властью чисто стилистические разногласия. То же с еще большим правом мог бы сказать о себе Геннадий Полока. Он не упражнялся в антисоветчине ни до, ни после перестройки. Даром, что после распада СССР это и разрешалось, и одобрялось. Полока ностальгировал по двадцатым годам двадцатого века. В телевизионном монологе он назвал их тяжелой, голодной, но счастливой эпо- хой. Тогда люди верили: они строят спра- ведливое и свободное общество. И вера эта была им дороже сытости и комфорта. Отчего же тогда Полоку так не жало- вали? За странную, дерзкую, насыщен- ную резкими контрастами манеру. Но вот парадокс. В перестройку он по- лучил как будто бы все, что ему недодава- ли: звания, правительственные награды, фестивальные призы. И все равно как-то не пришелся ко двору. Критики хвалили новые фильмымэтра, а на большой экран не попали ни «Возвращение «Броненос- ца», ни «Око за око». Либералы видели в нем чужака. Вместо разоблачений «совка» Полока очень уж нелиберально настаивал: под видом рыночной экономики пытают- ся отменить христианские ценности. Теперь Полока озадачивал не только излюбленным монтажом аттракционов, не условными, почти театральными, а то и цирковыми приемами, не густыми и неумеренно яркими красками. Он про- тивостоял новому мейнстриму уже не по форме, а по сути. Вперед, к утопии? «Око за око» снят по повести «Седь- мой спутник» несправедливо преданного забвениюписателя Бориса Лавренева. Так кину, кто к Колчаку. А он не проклинает власть большевиков. Он сострадает всем сгоравшим в костре братоубийственной Гражданской. Для него и белые, и красные, прежде всего, люди. И сам он остается че- ловеком в бесчеловечном мире. При этом не боится признать: у революции своя же- стокая правда. Когда России, а вернее, уже Советской России угрожает чужеземное нашествие, он идет с теми, кто защищает родину от оккупантов. А попав в плен к белым, он не хочет помилования от лю- дей, нацепивших русские погоныи ордена на мундиры из аглицкого сукна. Развязка предсказуема. В огне брода нет. Его пре- восходительство ставят к стенке, связав с молоденьким красноармейцем. Полока долго искал исполнителя глав- ной роли. Ему нужен был не чеховский ин- теллигент, чуткий, ранимый и слабый, а постаревший князь Мышкин — чистый, простодушныйдонаивностиивместе с тем мудрый и мужественный. Актер отыскался в провинциальном театре Калуги. Миха- ил Пахоменко стал достойным партнером самого Владимира Гостюхина. А тот, как всегда, был достоверен и точен. Его про- стой крестьянский мужик, назначенный краснымкомендантомарестантского дома, Достоевскогонавернякане читал.Ноонтак же добр, такжежалеетправыхивиноватых, своих и чужих, как и генерал Адамов. Сняв «Око за око» в 2010-м году, По- лока отказывался от стереотипов, упро- щающих историю. Герои фильма не под- властны максималистским крайностям, идейному ослеплению. Начиная с той же легендарной «Республики ШКИД», режиссер размышлял о возможности, необходимости объединения людей, о братстве и коллективизме. В разных его картинах настойчиво моделируется ситуация рождения общ- ности, которое происходит сложно, кон- фликтно, через преодоление заблужде- ний, вопреки несовпадению духовных потенциалов. Но все-таки происходит. Он не страшился обвинений в прекрас- нодушных утопических мечтаниях. Он спорил с оппонентами, уверенными: че- ловеческая природа замешена на эгоизме и корысти и не поддается изменениям. Он был заодно с генералом Адамовым, что на пороге небытия негромко, как о чем-то само собой разумеющимся, гово- рил: «Будущее всегда прекрасно». Фото с сайта tvkultura.ru случилось, что эта работа стала итогом творческого пути Полоки. Тем горше, что в Ютубе ее посмотрели лишь две-три ты- сячи киноманов, для кого имя режиссера, начиная с 60-х лет, с триумфа «Респуб- лики ШКИД», не пустой звук. Но даже им история потомственного аристократа, царского генерала Адамова показалась то ли архаичной, то ли неуместной. Зачем понадобился сюжет о старике с генераль- скими погонами, который, в конце кон- цов, надевает красноармейскую шинель и гибнет от рук людей своего сословия? Революция. Гражданская война. «Крас- ный террор», «белый террор», покушение на Ленина, набитый заложниками спорт- зал военного училища, расстрелы, голод, ненависть, страх. Адамов потерял все. Убит сын. Родовое гнездо захвачено наглыми Шариковыми и Швондерами. Армейские сослуживцы и ученики, которым он чи- тал лекции в академии, уходят кто к Дени- Кинорежиссер Геннадий Полока Кадр из фильма «Республика ШКИД»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz