Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)
«Я ОСТАЮСЬ ПРЕЖНИМ» Тенденции ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 12 №88 (26216) ПОМНЮСЕБЯ 35-ЛЕТНЕГО. ВОМНОГОМ Я ОСТАЛСЯ ПРЕЖНИМ. ОСТРОТА ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ, МИРА, ЖИЗНИ, ВООБЩЕ АБСОЛЮТНО ВСЕГО — НЕ ПРИТУПИЛАСЬ. Я НЕ СТАЛ РАВНОДУШНЕЕ И СПОКОЙНЕЕ. ВСЕ ОЧЕНЬ ЯРКО ПЕРЕЖИВАЕТСЯ Алексей Рыбников НАША СПРАВКА Алексей Рыбников в 1967 году с отличием окончил Московскую консерваторию (класс композиции Арама Хачатуряна), а в 1969 году — аспирантуру того же вуза. Завоевал всесоюзную известность благодаря двум рок-операм, поставленным в «Ленкоме» Марком Захаровым: «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и «Юнона и Авось». В 1988-м основал производственно- творческое объединение «Современная опера» при Союзе композиторов СССР, а в 1999-м на его базе был создан Театр Алексея Рыбникова. Автор шести симфоний и других произведений академического жанра, а также музыки более чем к 150 кинофильмам. С 2017 года — председатель совета Союза композиторов России. Народный артист РФ, лауреат Государственной премии. на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола, 1985 год Елена Шанина и Николай Караченцов в рок-опере «Юнона и Авось» КОМПОЗИТОР АЛЕКСЕЙ РЫБНИКОВ — О СОЦИАЛЬНОЙ ДИСТАНЦИИ НА СЦЕНЕ, ДУУХОВНЫХ ИСТИНАХ И ЮБИЛЕЙНЫХ НАДЕЖДАХ. Сергей Уваров «Я тебя никогда не забу- ду», «Бу-ра-ти-но», песня из киножур- нала «Ералаш» («Мальчишки и девчонки, а также их роди- тели»). Эти знакомые многим композиции, а также рок-опе- ры «Юнона и Авось», «Жизнь и смерть Хоакина Мурьеты» и множество произведений, став- ших классикой XX века, создал Алексей Рыбников. 17 июля выдающемуся композитору исполнилось 75 лет. Маэстро встретил юбилей в работе над оперой «Война и мир», а само- изоляцию провел в загородном доме, где писал не только музы- ку, но и новую книгу. Из беседы с мэтром мы выбрали наиболее яркие моменты, отражающие взгляды Алексея Рыбникова на мир, творчество, коронавирус и будущее. Оюбилейных планах Никаких концертов к юби- лею я не планирую, но надеюсь до конца года устроить премьеры своих проектов в аудиовизуаль- ном пространстве: это показы фильмов в условиях театральной сцены. Получится, что кинема- тографическая составляющая будет сочетаться с театральным светом, эффектами и игрой жи- вых актеров. О «Юноне и Авось» и современности «Юнона и Авось» была на- писана с позиции совершенно другого мировоззрения, чем было принято при советской власти, насаждавшей идеоло- гию марксизма-ленинизма. Этим моя рок-опера была ин- тересна тогда, этим остается интересна и сейчас. Спектак- ли нашего театра мы играли в огромном количестве городов и стран, и молодое поколение по- прежнему очень хорошо вос- принимает это произведение. О мировоззрении Мировоззрение мое сей- час не меняется, и, наверное, уже не нужно, чтобы менялось. Оно давно сформировалось. Я стараюсь выразить и донести до слушателя и зрителя тот вз- гляд на мир, который у меня сложился в течение всего моего жизненного пути. Это моя за- дача сейчас. Не буду скрывать, что я человек верующий, для меня вопросы религии имеют огромное значение. И это до- статочно прочная основа для того, чтобы сложилось миро- воззрение. О человечестве Человечество практически невозможно поменять. Но если наступают такие события, как сейчас, то происходят не про- сто сиюминутные изменения: сдвигаются пласты, проворачи- вается стрелка истории. Люди понимают сейчас эфемерность незыблемых, как им казалось, основ. О влиянии коронави- руса на культуру И раньше в истории чело- вечества были чудовищные инфекции, от которых умира- ло огромное количество лю- дей. А искусство все равно раз- вивалось. Неужели нам сейчас не удастся победить коронави- рус и придется глобально ме- нять всю культуру? Не хочется в это верить. Придумали же прививки против оспы, хотя медицина тогда была на другом уровне. Об опыте изоляции Изоляция очень полезна для творчества, для работы, когда хочешь не хочешь, а тебя ни- чего не отвлекает. Но безумно не хватает при этом близких мне людей, контакта с детьми, с внуками. Не хватает того ощу- щения, которое было, когда мы работали вместе с коллегами. Оказывается, это давало много жизненных сил и наполняло творчество смыслом. Очень важно, чтобы были рядом люди, с которыми ты вместе трудишься. О социальной дистанции на сцене Не вижу смысла переделывать произведения под требования о социальной дистанции и другие ограничения. Если человек хочет познакомиться с музыкой, это всегда можно сделать благодаря записям. Есть пластинки, дис- ки, Интернет. Хотя, конечно, для деятелей театра и музыкантов важно выступать вживую и слы- шать свое творчество со сцены. А фильмы можно смотреть и дома. О работе Работы у меня много, я по- лучаю огромную радость от творческого труда, но хочется, чтобы скорее все вернулось на круги своя и можно было снова спокойно общаться с людьми, которых любишь. О влиянии времени на творчество Мне кажется, что настоя- щий художник всегда чувствует время, в которое живет. Как он это выражает, совершенно дру- гое дело. Он может выражать, полностью отстраняясь от этого мира, как бы говоря: «Выживите в своем, а я в своем», — но все равно это будет реакцией на то, что происходит. О главном достижении Самое дорогое из всего напи- санного мной сейчас — цикл ду- ховных произведений, которые явились итогом моего творче- ского пути и способом познания духовных истин и самой жизни через творчество. Я его называю Sequentia Ultima, или «Окон- чательное последование». Он включает и симфонические опу- сы, и литературные произведе- ния, и кинофильмы. А началось все с «Юноны и Авось», потому что там впервые была так се- рьезно затронута духовная тема. Потом уже пошли «Литургия оглашенных», «Воскрешение мертвых», «Покаянные псал- мы» и «Тишайшие молитвы» (они впервые будут исполне- ны как раз нынешней осенью в аудиовизуальном пространстве). Но все это составляет единый цикл, который я писал в течение 30 – 35 лет. О себе 40 лет назад и сейчас Конечно , помню с ебя 35-летнего хорошо. Во многом я остался прежним. Острота вос- приятия музыки, мира, жизни, вообще абсолютно всего — не притупилась. Я не стал равно- душнее и спокойнее. Все равно все очень ярко переживается. В том числе музыкальное творче- ство. У меня нет пасторальных тонов и умиротворенности, которые многие ожидают от композиторов старшего поколе- ния. Музыка моя активная. Даже «Тишайшие молитвы», несмотря на название. Потому что время такое. Если со слушателем, со зрителем говорить не активно, чуть-чуть меньше энергии вы- давать, он просто не будет это воспринимать, бессмысленно тогда вообще заниматься этим. О конце света Есть особый вид творче- ства — духовное. Оно в прин- ципе незыблемо и не реагирует на происходящее в мире, пото- му что там уже все произошло. Даже конец света. В Библии на- писано все. Фото сайта iz.ru Страница подготовлена в рамках совместного проекта «Липецкой газеты» и газеты «Известия»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz