Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)

поезда, а также уникальная ла- тунная надпись «ЕЛЕЦЪ» — ви- зитная карточка города для всех пассажиров Сызрано-Вяземской железной дороги. Для защиты от воров наш герой установил по периметру камеры видеонаб- людения. Теперь окружающие понимают, что за домом следят. Все чаще к постройке с ин- тересной архитектурой стекают- ся туристы. «Начальник» вокза- ла признается, что в последние три года не было и недели, чтобы к нему кто-то не заглянул. На правах единственного обитате- ля он с удовольствием проводит экскурсии, а после в тени густых вековых деревьев угощает горя- чим чаем. Свой, но чужой Восторженные посетители нередко делятся эмоциями о по- сещении таинственного вокзала в своих соцсетях и блогах, сетуя на то, что здание с причудливой ар- хитектурой не восстанавливают. Еще до «коммунального» прошлого Сызрано-Вяземский вокзал был признан памятником архитектуры регионального зна- чения, а в 2002 году его перевели в статус выявленного объекта культурного наследия. Здание по-прежнему подлежит государ- ственной охране, по закону его запрещено сносить или менять внешний вид. Три года назад, когда боль- шинство жильцов выселилось, архитектурная постройка пере- шла в собственность админи- страции Ельца. — Владелец обязан поддер- живать здание в надлежащем по- рядке. Задача Государственной дирекции по охране культурного наследия Липецкой области и администрации Ельца — найти собственника, который будет готов вдохнуть новую жизнь в старинный памятник, — говорит директор Госдирекции Андрей Найденов. — Пока не найдется добросовестный законный хозя- ин, здание продолжат разрушать вандалы. Они уже сломали окна, двери и полы. Последний житель старого вокзала Сергей Хворостов был бы рад выкупить и восстано- Уже несколько лет ельчанин Сергей Хворостов в одиночку живет в заброШенном обЪекте культурного наследия — на бывШем Сызрано-Вяземском вокзале. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Олеся Азарова Хранители 6 №88 (26216) ЗДАНИЕ БУДЕТ ЖИТЬ ДО ТЕХ ПОР, ПОКА У НЕГО ЕСТЬ ХОЗЯИН. В ЕЛЬЦЕ НЕМАЛО ПРИМЕРОВ, КОГДА ОТ ИСТОРИЧЕСКИХ УСАДЕБ ОСТАЮТСЯ ОДНИ СТЕНЫ ПОСЛЕ ТОГО, КАКЖИТЕЛИ ПОКИДАЮТ ДОМА С ИСТОРИЕЙ ВЗАМЕН НА УДОБСТВА И ЛИФТЫ Сергей Хворостов НАЧАЛЬНИК В девяностых жена Сергея получила от местного хлебзавода комнату в ком- муналке. О том, что помещение принадлежало вокзалу, жильцы знали по примыкающим к дому рельсам, по которым изредка хо- дил локомотив. —Высокие потолки в четыре с половиной метра с красивым обрамлением подсказывали, что мы живем не в обычном общежитии, но нам было не до этого. Каждый пытался облаго- родить свое гнездышко: соседи делали второй этаж, подстраи- вали прихожие, хозяйственные помещения и гаражи, — расска- зывает Сергей. Комната в памятнике Жильцы дома № 19 по пере- улкуМельничному не ошиблись. Многочисленные комнаты с совмещенной кухней и удоб- ствами располагались в веко- вом здании бывшего Сызрано- Вяземского вокзала — памятни- ке архитектуры регионального значения. Железнодорожная ветка «Узловая — Елец» открылась в 1874 году. Рельсы, тянувшиеся от Сызрани до Вязьмы, прохо- дили по территории Смолен- ской, Калужской, Тульской, Рязанской, Орловской, Там- Последний житель старого вокзала Сергей Хворостов был бы рад выкупить и восстановить дорогое сердцу здание, но кадастровая стоимость земли и наХодяЩиХся на ней построек составляет полтора миллиона рублей. Помогает сохранять вокзал от вандалов Сергею собака Тоффи След от латунной надписи «ЕЛЕЦЪ» на фасаде вокзала читается до сих пор бовской, Пензенской, Сим- бирской, Саратовской губер- ний. В тот же год в южной части Ельца, нынешнем микрорайо- не Лучок, появляется железно- дорожная станция с вокзалом, пакгаузами (складами. — О.А.) и комплексом деревянных до- миков для работников железной дороги. В XIX веке Министерство путей сообщения стремилось создать единый архитектурный ансамбль всех вокзалов, находя- щихся на одной ветке железной дороги. Сызрано-Вяземская не стала исключением. Сохранив- шееся елецкое здание можно сравнить со старинными фото- графиями вокзалов Ефремова и Кузнецка. Железнодорожные объекты выполнены по одному проекту и не имеют видимых отличий. Спустя практически пол- тора века — три революции и две войны — до наших дней сохранилось здание старинно- го елецкого вокзала из красно- го кирпича. Двум деревянным пристройкам из сосны повезло меньше. Они лишились дере- вянных наличников, фронто- нов и карнизов. Лишь изредка проглядывающие декоратив- ные элементы позволяют су- дить о первозданной красоте вокзала. Внутри большое здание раз- делено на маленькие комнаты. От больших залов ожидания остались только колон- ны, которые вмонти- рованы в стены бывшей ком- муналки. — Тут была касса, залы ожи- дания для пассажиров II и III класса, буфет, а также кубовая — помещение, где кипятилась вода, — рассказывает единственный житель вокзала Сергей Хворо- стов. — Тогда проводники на- ливали чай не во всех поездах, а пассажиры вместе с чемоданами брали личные чайники, которые инаполняли кипятком в кубовых. Где визитка Ельца? Любовь к истории Ельца у Сергея с детства. Она крепла под влиянием толстых кирпичных стен бывшего вокзала, больших окон и столетнего сруба, кото- рый с годами может становиться только лучше, если за ним уха- живать. Несколько лет назад обще- житие признали аварийным, а семьи переселили в современ- ную новостройку. — Переезжать в «скво- речник» я не собирал- с я , — говорит Сергей. — Здание будет жить до тех пор, пока у него есть хозяин. В Ельце немало примеров, когда от исторических усадеб остаются одни стены после того, как жи- тели покидают дома с историей взамен на удобства и лифты. А мне жалко это здание. Так Сызрано-Вяземская станция Ельца приобрела сво- его «начальника». Сергей Хво- ростов продолжает жить в сво- ей комнате. Себе в помощники нашел «заместителя» — собаку Тоффи. Свою службу она несет ответственно: чувствуя «недоб- рожелателя», лает и к хозяину не подпускает. А недоброжелателей хватает. За три года «старинного отшель- ничества» ельчанин столкнулся с тремя грабежами и поджогом. На первый взгляд заброшенное здание, находящееся вдали от человеческих глаз, становится лакомым кусочком для наркома- нов и сборщиков металлолома. Так с фасада вокзала исчез уго- лок, на котором висел колоколь- чик, оповещающий об отбытии

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz