Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)

Для художника странствия во времени — привычное дело. Но Альбина Акритас, перекидывая мосты между днем нынешним и исчезающей в тумане веков древностью, выбирает особенно сложные маршруты. Вернисаж 29 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 22 / 01 /20 Я ОЩУЩАЮИХ КАК ЖИВЫХ. Я НЕ ЗАДУМЫВАЮСЬ, КОМУ ПОНРАВЯТСЯ, КОМУ НЕ ПОНРАВЯТСЯ МОИ РАБОТЫ. Я ПРОСТО ЛЮБЛЮ ТО, ЧТО ДЕЛАЮ, И ПРОСТО ДЕЛАЮ ТО, ЧТО ЛЮБЛЮ АЛЬБИНА АКРИТАС Выставка Альбины Акритас в Галерее Назарова продлится до 9 февраля. КСТАТИ ПРИГЛАШЕНИЕ К ПУТЕШЕСТВИЮ В прочем, ее живопись и графика поражают легко- стью, свободой, если угод- но, радостным постижением давно минувшего. Они лишены антикварной дотошности. Зато переполнены жизнью и поэзией. Кажется, мифы и предания для художницынеменее реальны, чем пейзажизаокнамимастерской.Ав лицахокружающих ейданоугады- вать черты людей, что жили, стра- дали, любили тысячи лет назад. Человечность и страсть С чуть заметной самоиронией Альбина Георгиевна вспоминает, как пыталась найти среди совре- менных испанцев типаж пуш- кинского Дона Гуана. Уже отчая- лась. Уже отправилась в аэропорт, чтобы лететь домой в Россию. И вдруг увидела его, высокомерного, неотразимого, жестокого и пре- красного. — Подойти к нему я не ре- шилась. Но смотрела во все гла- за. Запоминала осанку, жесты, выражение лица. Он и стал героем блистатель- ного графического триптиха по мотивамвеликой «маленькой тра- гедии». Немногим художникам удавалось так сильно и эффектно воплотить самдух пересказанного русским поэтом испанского сю- жета о неукротимой гордыне, об- реченной любви и неотвратимом наказании за грех. Исаак Розенфельд Сегодня у липецкой публики есть завидная возможность уви- деть эти шедевры не в репродук- циях на страницах альбомов или журналов. Они демонстрируют- ся в Галерее Назарова вместе с еще десятками великолепных работ народного художника Рос- сии, действительного члена Ака- демии художеств. Автор словно бы по-дружески берет тебя за руку и ведет то в древнюю Эл- ладу, то в средневековую Испа- нию, то в пушкинскую Россию, где разыгрывается сумрачная и романтическая история Германа и Пиковой Дамы. Пожалуй, античность и Пушкин — сквозные темы ли- пецкой выставки Альбины Ак- ритас. Древняя Греция влечет художницу уже потому, что в жилах ее течет кровь греческих предков. Что же касается Пуш- кина… Можно ли быть русским художником, не влюбившись навсегда в пушкинскую поэзию, пушкинскую личность, пуш- кинскую судьбу? Альбина Акритас добивается фантастического синтеза воль- ной стилизации, декоративной изысканности и пронзительной достоверности переживаний. Интимность соединяется с мо- нументальной мощью, а из дерз- ких технических эксперимен- тов, из сочетания разнородных фактур и приемов прорастают человечность и беззащитная ду- шевная нежность. Дар мастера В любой столице такая экспо- зиция вызовет ажиотаж. Ито, что она открылась в Липецке, — по- истине щедрый новогодний и ро- ждественскийдар замечательного мастера. Дар, однако, не случай- ный.МысАльбинойГеоргиевной подсчитали: этопятая ее выставка в нашем городе. Здесь у нее много друзей. Она высоко ценит искус- ство Виктора Семеновича Соро- кина.Именно вЛипецке четверть века назад с помощью нашего земляка поэта Ивана Завражи- на была издана первая книжка ее стихов — для Акритас краски, слова и музыка всегда неразрыв- ны. В рифмованных строчках она как бы договаривает то, что начи- нало звучать на холсте или листе бумаги. Сейчас у нее на подходе седьмой сборник стихов. Когда я спросил нашу го- стью, что так привлекает ее в ис- торических, мифологических, литературных персонажах, она ответила: — Я ощущаю их как живых. Я не задумываюсь, кому понра- вятся, кому не понравятся мои работы. Я просто люблю то, что делаю, и просто делаю то, что люблю. Те же Пушкин, «Пико- вая дама» — часть моей судьбы. Но мне интересно и что-то со- всем иное, другая культура, дру- гие корни. Хотя бы японские. — Да, я помню, на предыду- щей вашей выставке прямо-та- ки пронизанную самурайской энергетикой картину. — Так уж устроена душа русского человека. Классик не- напрасно писал о нашей всемир- ной отзывчивости. Аужесли речь об античности, то она и подав- но вошла в нашу плоть и кровь. Достаточно полистать опять же АлександраСергеевича. Яросла в военное время. Дети тогда много читали. Греческие богии героине были для меня чем-то сказочным и далеким. Допустим, история Психеи. У меня есть цикл поло- тен, навеянных ею.Не скрою, мне радостно, что они сейчас находят- ся в Российской академии худо- жеств наПречистенке. — Вы немало поездили по свету, Альбина Георгиевна. Что это дало вам как художнику? — Ну, например, в Греции я поняла что-то важное и о земле моих предков, и о себе самой. Но с возрастом отчетливее ощу- щаешь: главное происходит не вокруг тебя, не благодаря пере- мещению в пространстве, а вну- три человека. Во мне целый мир. Вот он и просится на холст или в строчки стихов. Фото Николая Черкасова

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz