Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)
Ретроспектива 25 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 22 / 01 / 20 У мение грамотно писать или отстучать «по клаве» очередную справку о том, что сказал начальник, это про- сто пиар. Я с этим не согласен. Как учил нас когда-то Анато- лий Аграновский, журналисти- ка — это свежая мысль, если ты аналитик, или умение предста- вить словом почти видимую кар- тину тех мест, где ты побывал, чтобы было интересно читате- лям, если ты репортер. Для меня главным всегда было умение слушать и слышать людей, как на исповеди. Но для того, что- бы понимать, гласит народная мудрость, с человеком «надо пуд соли съесть». Можно и меньше, если настроишься на одну волну и что-то испытал в жизни. А мимо пролетают поезда Мне повезло в начале журна- листской карьеры, если можно говорить о везении, когда после тяжелого ранения и операции меня перевели на «легкую ра- боту» в районную газету «Новая жизнь» в городе Бологом ны- нешней Тверской области, я по- пал под опеку умного редактора Александра Смирнова. Ничего не проходило мимо его внима- ния, пухлый портфель хранил, кажется, досье на всех известных земляков. А в городе, где жило столько настоящих героев, не- льзя было не писать о войне. Как только появлялся земляк «в железнодорожной доступно- сти», редактор находил деньги на командировку. Например, в Питер для встречи с Героем Советского Союза командиром подводной лодки, первой про- шедшей подо льдами Северно- го полюса. Меня же послали в Москву, к главному ревизору министерства путей сообще- ния в ранге замминистра Ивану Ивановичу Родионову, в годы войны работавшему начальни- ком Бологовского отделения Октябрьской железной доро- ги. Встречались неоднократно в министерстве и у него дома. Сделали записки о тех днях и до- говорились, что железнодорож- никам надо поставить памятник за народные деньги. Вот пример из тех воспоми- наний. Когда Гитлер приказал стереть Бологое и «станцию Медведь» с лица земли (через них со стороны Ярославля снаб- жались живой силой, техни- кой и боеприпасами сразу три фронта), то немецкая авиация десять дней беспрерывно бом- била город и дорогу. Половина жителей уехала в близлежащие деревни, половина работала под огнем: водили поезда, засыпа- ли воронки, восстанавливали пути, строили объездные доро- ги, хоронили погибших. Мощ- ная бомба разворотила путь, по которому шел эшелон с попол- нением. Стрелочнику оторвало обе ноги, он, теряя сознание, сумел доползти до стрелки, по- вис на ней, успев перевести, и умер. Спас эшелон. В общем, написал я об этом и других подвигах. Начался сбор денег. И сегодня этот памятник стоит на вокзале в Бологом, а с левой стороны находится имен- ная платформа «ИванИванович Родионов». Поедете из Москвы в Питер, вспомните про тех, кто здесь умирал, выполняя свой долг. Горжусь, что есть в сохра- нении этой памяти и малая толика моего журналистского труда. Мы во многом тогда были первыми. Первый концерт Магомаева Районка в Вышнем Волочке, где мне также посчастливилось работать, была в те времена на- стоящим центром притяжения для творческих людей. К нам приходили художники, поэты, самодеятельные артисты, спорт- смены. На одном литературном вечере я познакомился с наби- равшим известность Андреем Дементьевым, который еще жил в Калинине и не был востребо- ван Борисом Полевым в журна- ле «Юность». Дементьеву приходилось в начале карьеры писать на за- каз, например, поэму о знатной ткачихе Валентине Гагановой. В Вышнем Волочке мне рассказы- вали о ней и Дементьеве, даже подарили книгу. Я жил напротив их двухэтажки и наблюдал, как на обычной «Волге» приехал на чаепитие к Гагановой самЮрий Гагарин, одарив собравшихся своей подкупающей улыбкой. А вечером стоял у драмтеатра, где он встречался с «трудящимися». Я туда не попал, а моя коллега Лида Морозова пригласитель- ный билет получила. Утром на работе со смехом она рассказы- вала, что когда Юрий Алексе- евич сошел со сцены в зал, она оттолкнула какую-то ткачиху, чтобы обнять космонавта № 1, но ее тоже оттащили, только вместе с пуговицей. В местном театре ранее ра- ботала актрисой мать Муслима Магомаева Айшет Кинжалова. Однажды он приехал к ней. Му- зыке его тогда учила тоже ар- тистка Валерия Шульгина. Эту рыжеволосую, небольшого ро- ста, подвижную женщину знал весь город. Муслим не забыл время, проведенное в Волочке, и свою учительницу. Уже после стажировки в одном из лучших оперных театров мира — ми- ланском «Ла Скала» и сверх- успешных турне по разным го- родам он приехал в Вышний Волочек. По просьбе Шуль- гиной пел вместе с известным хором работников просвеще- ния для жителей, собравшихся у двухэтажного особнячка, со- вершенно бесплатно. Причем выходил на балкончик и по заявкам слушателей пел соло на бис. Магомаева могли слу- шать сколько угодно, и обе газе- ты, городская «Вышневолоцкая правда» и районная «Ленинец», написали о его приезде и вы- ступлении целые страницы. Обе редакции размещались в одном двухэтажном здании ря- дом с центральной площадью. Конечно, Муслим пришел туда на встречу с журналистами. В воспоминаниях его матери, закончившей карьеру и по- хороненной в Мурманске, говорится, что она по- ругалась с сыном, по- скольку он хулиганил, и отправила его обрат- но к родственникам в Баку. О своем хулиганстве он то- гда рассказал нам сам. Маго- маев подружился с ребятами за гитарными песнями во дво- ре. И они решили дать первый платный концерт в довольно большом селе Овсище. Напе- чатали на машинке билеты, их продавала девочка, с которой они учились в «музыкалке». Друг играл на гитаре, Муслим пел. Через 20 минут реперту- ар кончился, объявили пере- рыв на пять минут, через окно потихоньку свалили в лес и бросились бежать. Совсем как «гроссмейстер» Остап Бендер в Васюках. Догнать их не пы- тались, но куда следует, доло- жили. Вот за такое хулиганство и поехал начинающая звезда обратно «в ссылку» на Кавказ. Я же до сих пор жалею, что не было у меня тогда фото- аппарата запечатлеть артиста, других героев моих публика- ций, а также друзей из много- численных районок, в которых мне пришлось работать на заре журналистской карьеры. А этот снимок прислали мне для кни- ги воспоминаний из районной газеты Вышнего Волочка, за что большое спасибо. Потом в моей биографии были армия, остров Даманский, граница, тайга с лесорубами, тигроловами, БАМ, Бурейская ГЭС, наконец, Липецк. Вот та- кая неспокойная судьба жур- налиста, о чем я нисколько не жалею. Если удастся, обо всем расскажу читателям «Липецкой газеты». КАК УЧИЛ НАС КОГДА-ТО АНАТОЛИЙ АГРАНОВСКИЙ, ЖУРНАЛИСТИКА — ЭТО СВЕЖАЯ МЫСЛЬ, ЕСЛИ ТЫ АНАЛИТИК, ИЛИ УМЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЬ СЛОВОМПОЧТИ ВИДИМУЮ КАРТИНУ ТЕХ МЕСТ, ГДЕ ТЫ ПОБЫВАЛ, ЧТОБЫ БЫЛО ИНТЕРЕСНО ЧИТАТЕЛЯМ, ЕСЛИ ТЫ РЕПОРТЕР Муслим Магомаев золотой голос МЫ БЫЛИ ПЕРВЫМИ Юрий Михайлович Бакланов старейшина журналистского цеха Липецкой области Юрий Михайлович Бакланов многие годы сотрудничает с «Липецкой газетой». Он часто пишет о развитии агро- промышленного комплекса нашего региона, потому что до сих пор представляет некогда популярную в нашей стране газету «Сельская жизнь». Совсем недавно он отметил солидный юбилей – нашему коллеге стукнуло 80! Мы его поздравляем и желаем здоровья и долголетия, в том числе и творческого. ОБ АВТОРЕ НЕДАВНО У ОДНОГО ОПЫТНОГО КОЛЛЕГИ Я ПРОЧИТАЛ ИНТЕРЕСНУЮ МЫСЛЬ: ЧТОБЫ СТАТЬ ЖУРНАЛИСТОМ, НАДО СНАЧАЛА ПОЗНАТЬ ЖИЗНЬ. ДРУГОЙ МОЙ ЗНАКОМЫЙ, ДАВНИЙ ВЫПУСКНИК МГУ, ПИСАТЕЛЬ И ДРАМАТУРГ, УТВЕРЖДАЕТ, ЧТО ЖУРНАЛИСТИКА ВООБЩЕ НЕ ПРОФЕССИЯ. Открытие мемориальной доски на доме, где жил Муслим Магомаев
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz