Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)
вавшийся на предприятии в качестве котельной. После постройки новой котельной директор не отдал локомотив в переплавку, а привел в по- рядок и установил его на по- стамент. А затем украсил его надписью: «Не выдержав тя- жести столыпинских реформ, под этот паровоз в 1903 году бросилась удивительная жен- щина Анна Каренина, о чем достоверно рассказал русский писатель Лев Толстой». После этого к паровозу началось на- стоящее паломничество жела- ющих своими глазами увидеть «тот самый паровоз». — «Прославить» старую ко- тельную отец решил накануне 1 апреля, — вспоминает сын Юрия Телякова — Алексей. — Идея была воплощена так же быстро, как и родилась. Позва- ли знакомого художника, и он написал про гибель Анны Каре- ниной прямо на корпусе парово- за. Для всех в Чаплыгине такой поворот был большой неожи- данностью. Одни просто восприняли шутку с улыбкой, другие всерьез стали спорить и, вооружившись доказательствами, объясняли ошибочность надписи. Гово- рили о том, что Анна Каренина погибла на станции Обираловка (ныне станция Железнодорож- ная) в 62 верстах от Москвы, и чаплыгинский паровоз к ее смерти не причастен. Юрий Те- ляков с доводами не спорил. Он умел удивлять, у него было хоро- шее чувство юмора, в свое время даже писал стихи, а в последние годы жизни стал заниматься краеведением, готовил книгу. После смерти отца Алексей Те- ляков нашел много записей, но систематизировать их пока не получилось. Мы поинтересовались у АлексеяЮрьевича, почему про- славившую паровоз надпись про Анну Каренину все-таки закра- сили. Ведь сейчас стальной кор- пус украшает более сдержанная — «Все дороги ведут в Ранен- бург». Патриотично, политиче- ски выверено. Но скучно. Па- ровоз потерял свое очарование. — Наверное, потому что для каждой шутки есть свое время, — ответил Алексей Те- ляков. — Даже самый веселый анекдот нельзя рассказывать людям много раз подряд. Бу- дет несмешно. Так и с надпи- сью про Анну Каренину — она просто перестала удивлять. Еще несколько лет, и всем бы надо- ело. А так легенда продолжает жить в народе... Фото Павла Острякова, ЕкатериныШпилевой, из архива туристско- информационного центра Лев-Толстовского района увлеченного гаджетами и смарт- фонами поколения этот сталь- ная машина — все равно что ске- лет динозавра. Да и во взрослых людях тоже иногда просыпается желание взобраться на паровоз повыше, раскинуть руки и взгля- нуть на железную дорогу глазами машиниста. По словам заведующей фи- лиалом государственного музея Льва Толстого РаисыКрыловой, паровоз привезли из Белоруссии в 1985 году и по первоначально- му замыслу рядом с ним должен был стоять ретро-вагон точь-в- точь такой, в котором ехал Лев Николаевич. — Вагон искали по всему Советскому Союзу, но так и не нашли, слишком много лет про- шло, — говорит Раиса Крыло- ва. — Все, что могло каким-то чудом остаться со времен цар- ской России в железнодорожных депо, было утрачено в Великую Отечественную войну, уничто- жено при бомбежках. Жаль, ко- нечно, что эту идею с вагоном не удалось воплотить. Полету мешают елки А в центре поселка есть еще один памятник паровозу. Он словно иллюстрация строчки из песни «Наш паровоз, вперед лети» или кадр из фильма «На- зад в будущее». При взгляде на стремительно взмывающий в небо паровоз сразу вспомина- ются Док и Марти из известно- го фильма, удиравшие с Дико- го Запада на машине времени, которую разгонял до нужной скорости похожий локомотив. Молодежь так и называет этот памятник — «Назад в буду- щее». — В этом году хотим при- вести в порядок паровоз. С по- стамента снимать его не плани- руем, но нужно зачистить как следует все детали, поменять не- которые поржавевшие элемен- ты, покрасить и благоустроить территорию, — говорит глава Лев-Толстовского поселения Николай Колачев. — Правда, подступиться к нему очень труд- но, так как вокруг разрослись ели. Паровоз словно из леса вы- езжает. Сейчас лев-толстовцы сто- ят перед той же дилеммой, что и липчане, затеявшие пару лет назад реконструкцию памятни- ка Танкистам. С одной стороны — хочется показать достопри- мечательность во всей красе, а с другой —жалко рубить под ко- рень красивые разлапистые ели. Когда их сажали, никто не поду- мал, что деревья так разрастутся и будут мешать реконструкции памятника. Тут погибла Анна Каренина О паровозе, установленном рядом с крахмальным заводом, чаплыгинцы всегда говорят с улыбкой. Ведь достопримеча- тельность стала известна не только в Липецкой области, но и за ее приделами благодаря «приколу» бывшего директора предприятия Юрия Телякова. Именно он решил «обессмер- тить» паровоз , использ о- Место притяжения 21 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 22 / 01 / 20 НА РЕЛЬСАХ КСТАТИ Памятник-паровоз есть в Ельце на территории локо- мотивного депо — на островке среди железнодорожных путей. Установили его в 1998 году в честь 130-летия предприятия. Место не очень бойкое, но зато локомотив хорошо охраняется. Поэтому от рук вандалов и охотни- ков за черным металлом он не пострадал. У него даже цел фонарь и многие мелкие детали. В краеведческом музее Виктор Тонких может часами рассказывать про «железнодорожное» прошлое Грязей Летящий паровоз находится в центре поселка Лев Толстой, но рассмотреть его во всей красе мешают ели Паровоз одиноко стоит на выезде из Чаплыгина. Зимой путь к нему лежит через сугробы, и обычно туристы его посещают летом, по пути в усадьбу Семенова-Тян-Шанского
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz