Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)

ПРИВЕТ ОТ ГАПОНА! Переключая каналы ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 20 №8 (26136) С амая могущественная страна, сверхдержава давно наплевала на лю- бые законы, на мораль, считав- шиеся обязательными для всех. Добавлю: в ее арсенале прово- кация стала таким же оружием в гибридной войне, как бомбы, ракеты и танки в обычных вой- нах. Пробирка с белым порош- ком, развязавшая Штатам руки для вторжения в Ирак и рас- правы с Саддамом Хусейном, и уничтожение самолета с влия- тельным иранским политиком на борту — вполне привычный способ решения политических проблем. Если угодно, класси- ческий. Чем он, допустим, от- личается от поджога рейхстага в гитлеровской Германии? Осторожно, Собчак Как известно, самые зна- менитые провокаторы Гапон и Азеф плохо кончили. Но дело их живет. Новые Гапоны выво- дят на майданы толпы, иногда даже детей. И подставляют их под пули снайперов. Новые Азе- фы, например, «белые каски», ставят и исполняют спектакли о якобы имевших место химатаках в Сирии. В словарях позапрошлого столетия, начиная с четырех- томника Даля, я не обнаружил ни существительных «провока- ция», «провокатор», ни глаго- ла «провоцировать». Вероятно, тогда они еще не были так ак- туальны. Зато сегодня говорить о политике без этих слов никак не получится. Дух провокаций царит повсюду. Причем все меньше хлопочут касательно маскировки, не слишком ста- раются, чтобы все выглядело правдоподобно и убедительно. Исаак Розенфельд, обозреватель «Липецкой газеты» Убийство генерала Сулеймани и десятка летевших с ним спутников журналисты почему-то избегают называть провокацией. Впрочем, один из экспертов на ТВ в сердцах бросил: России пора избавляться от прекраснодушных представлений о международном праве, о незыблемых нормах миропорядка. Предпочитают грубость и нахра- пистость. Иранский сюжет тому подтверждение. Сначала прово- кация, а дальше — гражданские волнения, хаос, кровь. Но тут, по-моему, любопыт- на одна особенность. Масштаб- ным политическим провокаци- ям предшествуют провокации в масскульте, на телевидении, в прессе. Это пробный камень, психологическая обработка аудитории, генеральная репети- ция. Хотим обвинить Советский Союз в развязывании Второй мировой? Давайте взрыхлим почву. Исподволь расшатаем не- сущие конструкции и советско- го, и российского патриотизма. Сперва — «Ледокол» предателя Резуна, взявшего себе, опять же, провокационный псевдо- ним Суворов. Потом — сбитый с толку пацан из Нового Урен- гоя, что приехал в бундестаг пожалеть о бедных солдатиках вермахта, страдавших, а то и умиравших в большевистском плену. Наставники словно бы упустили объяснить подростку, как и зачем несчастные парни из Берлина и Дрездена очути- лись в Киеве, Воронеже, под Ле- нинградом и Сталинградом. А еще — разухабистая пародия на «Семнадцать мгновений весны». В ней дурковатый советский разведчик Шуренберг сталки- вается с такими же идиотами из окружения фюрера. Кстати, обсуждая свадебный выезд Ксении Собчак с супругом на катафалке, мы как-то запа- мятовали: в том самом фильме «Гитлер капут!» Ксения Анато- льевна сыграла (разумеется, пло- хо) не кого-нибудь, а Еву Браун. Ну можно ли было обойтись без нее в шутовском шоу, где Вели- кая Отечественная — повод для пошлых приколов! Смотрел я это отвязное кин- цо и вспоминал свое мальчи- шеское изумление, когда у нас показывали французскую ко- медию «Бабетта идет на войну». Там Брижит Бардо изображала девицу из парижского борделя и весело обводила вокруг пальца олигофренов в эсэсовских мун- дирах. Кто-то из рецензентов написал о том, что чувствовал я, чувствовали, но не всегда умели облечь в слова многие зрители: в стране, которую ее политики и генералы в считанные недели слили, сдали Гитлеру, «Бабет- та», может, и не вызывает нелов- кость. В России, ценой страш- ных жертв и напряжения всех сил одолевшей врага, сделать нечто подобное никому бы и в голову не пришло. Они любят пошутить. И во- обще продемонстрировать сво- бодомыслие и незашоренность. Незашоренно спросить, отчего было не сдать немцам Ленин- град. Или объявить русским патриотом не хуже, чем Жуков, Конев, Рокоссовский, генерала Власова. Или взять уважитель- ное интервью у лидера укра- инских «правосеков». А затем уж и Евросоюз, и польский сейм официально провозгласят: у СССР ответственность за войну не меньше, чем у гитлеровской Германии. Я, пожалуй, соглашусь: помя- нутый фарс, где не постеснялись сняться и актеры поталантливее Собчак, был, конечно, слабень- ким ударом по нашей памяти. Да ударов этих, то посильнее, то послабее, нанесли уже немало. И они суммируются, они бес- конечно повторяются. А это уже не шутки. Ассанж и пранкеры У телевизионщиков короткая память. Свежий скандал с ходу вышибает у них все, о чем они вчера трубили на каждом канале. История очередного голливуд- ского сластолюбца, полвека назад положившего руку на колено на- чинающей звезды, застит им лю- бые настоящие драмыи трагедии. Когда, господа, вы в послед- ний раз слышали в телеэфире о Джулиане Ассанже? А ведь соз­ дателю Викиликс экстрадиция в Штаты грозит ста семьюдесятью пятью годами тюрьмы. К тому же и пребывание за решеткой в Британии не прибавляет Ассан- жу здоровья. Отец заключенного встревожен: сын может умереть в любой момент. Почему в разговоре о про- вокациях всплывает его имя? Потому что кому-то сильно хо- чется зачислить в провокаторы и Ассанжа. Между тем он как раз не провокатор, а романтик, иде- алист, бросивший вызов поли- тиканам, что втайне, под ковром творят свои циничные делишки ради шкурной выгоды. Еще на свободе он сказал журналистам «Русского репор- тера» — издания, с которым сотрудничал, — чего ради, рис- куя всем, обнародовал тысячи документальных свидетельств о нечистоплотности элиты. Надо «сделать цивилизацию более справедливой и умной. Для это- го нужно, чтобы знания стало больше». Тогда «правительствам придется заниматься спра- ведливым планированием». У него спросили, как он понима- ет справедливость. Он ответил жестко: «Застрелить ребенка — несправедливо». О ком он в этот момент подумал? О погибших детса- довцах и школьниках на Дон- бассе, о сербских, ливийских, сирийских детях? А сегодня та же участь постигла и маленьких, и взрослых пассажиров «Бо- инга», сбитого из-за ошибки иранских военных. В состоянии крайнего напряжения, возмож- но, нервного срыва те приняли гражданский самолет за враже- ский объект. Убитые иранской ракетой такие же жертвы ги- бридной войны США, как и ге- нерал Сулеймани. Ни Ассанж, ни Сноуден не провокаторы. Они ничего не подтасовывали, не подсовы- вали фальшивки, не разжига- ли пожарче костер ненависти. Напротив, пытались защитить обычных маленьких людей от одержимой корыстью и прово- каторским зудом политической верхушки, прежде всего, из стран «золотого миллиарда». Чем они и отличаются, предположим, от пранкеров Вована и Лексуса, которые ра- зыгрывают, а в сущности, про- воцируют по телефону звезд ДУХПРОВОКАЦИЙЦАРИТ ПОВСЮДУ. ПРИЧЕМ ВСЕМЕНЬШЕ ХЛОПОЧУТ КАСАТЕЛЬНО МАСКИРОВКИ, НЕ СЛИШКОМСТАРАЮТСЯ, ЧТОБЫВСЕ ВЫГЛЯДЕЛО ПРАВДОПОДОБНО ИУБЕДИТЕЛЬНО. ПРЕДПОЧИТАЮТ ГРУБОСТЬ ИНАХРАПИСТОСТЬ В.И. Даль «В моих словарях вы не обнаружите ни существительных «провокация», «провокатор», ни глагола «провоцировать» и политиков без особого раз- бору — хоть Лукашенко, хоть Порошенко. Даже книжку об этом недавно написали — «По ком звонит телефон». Где они с гордостью рассказывают, какое полезное дело делают, выводя на чистую воду своих собесед- ников. Это, дескать, новый род журналистики — пранк-журна- листика. Настораживает, однако, что им аплодируют и государствен- ники Захар Прилепин, и Ники- та Михалков, и главный редак- тор наилиберальнейшего «Эха Москвы» Алексей Венедиктов, и та же Ксения Собчак. А по-мо- ему, хорошее дело методами из арсенала Гапонов не делается. Такие игры, независимо от цели, разрушают границы между прав- дой и фейками, а по существу, теми же провокациями. В.Г. Перов. Портрет писателя В.И. Даля. 1872 г. У телевизионщиков короткая память. Свежий скандал с ходу вышибает у них все, о чем они вчера трубили на каждом канале.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz