Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)
Ведь немцы прицельно бомбили железнодорожные узлы, повре- ждали пути, оставляя глубокие воронки на дороге. К памятнику у грязинцев от- ношение особое еще и потому, что именно этот паровоз работал на Грязинском железнодорож- ном узле. А на вечную стоянку локомотив перешел в 1998 году, когда отмечалось 60-летие Гря- зей. Сначала он стоял ближе к вокзалу, а 14 лет назад при строи- тельстве гипермаркета мемориал немного переместили вперед и развернули на 90 градусов. Опе- рация по переносу памятника прошла быстро. На новое место причала доехать самостоятель- но паровоз-труженик не смог. Поэтому его разобрали на ка- бину машиниста и тендер, где хранился уголь. Каждую часть подняли краном, доставили к новому постаменту и собрали воедино. За 20 с небольшим лет памят- ник паровозу стал хорошо узна- ваемым символом Грязей. Без него уже невозможно предста- вить центр города. А если загля- нете в местный краеведческий музей, то найдете целый стенд, посвященный железной дороге. Модели паровозов, вокзальные колокола, фонари, с которыми ходили раньше станционные ра- бочие, их инструменты — чего здесь только нет. На экскурсии вам обязательно расскажут, что экономическое развитие Грязей началось после строительства линии железной дороги Коз- лов—Воронеж. Не зря на гербе города изображено золоченое крылатое колесо паровоза. На чем приехал Лев Толстой? Многим обязаны паровозу и жители поселка Лев Толстой. По железной дороге приехал сюда 31 октября (13 ноября) 1910 года умирающий автор «Войны и мира». И если бы не станция, не проходящий мимо нее поезд и не трагическое стечение обсто- ятельств, многие бы знали сего- дня о селе Астапово? Поэтому не удивительно, что в поселке Лев Толстой не один, а два па- мятника паровозу. Самый из- вестный, конечно, тот, который находится рядом с музеем писа- теля, около железнодорожной платформы. — Наш паровоз точно та- кой же серии ОВ-5804, который привез пассажирский поезд № 12 «Смоленск — Козлов», где ехал тяжело больной Лев Ни- колаевич Толстой, — говорит заведующая туристско-инфор- мационным центром Лев-Тол- стовского района Анастасия Меринова. — Особенно раду- ются этому экспонату дети. Они всегда забираются на подножки, ходят по площадке вокруг тур- бин, пытаются попасть в кабину машиниста, в топку кочегара, понять, как и что устроено. Для ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Место притяжения 12 №8 (26136) В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ ЕСТЬ НЕСКОЛЬКО ПАРОВОЗОВ-ПАМЯТНИКОВ. НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД ОНИ ОЧЕНЬ ПОХОЖИ ДРУГ НА ДРУГА, ПОЧТИ КАК БРАТЬЯ-БЛИЗНЕЦЫ. НО СТОИТ ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ЭТИМИ ЭКСПОНАТАМИ ПОД ОТРЫТЫМ НЕБОМ ПОБЛИЖЕ, ЧТОБЫ УЗНАТЬ О НЕПОВТОРИМОЙ СУДЬБЕ КАЖДОГО. Анастасия Карташова Н ачав в прошлом году кра- еведческий проект «Ин- тересней, чем кажется», мы не ожидали, что интерес к нему будет таким большим. Чита- тели звонили, писали, рассказы- вали о достопримечательностях и связанных с ними легендах. Ста- ло очевидно, что при подготовке материалов надо задействовать не только историков и краеве- дов, но и максимально широкий круг людей. Ведь именно в наро- де живут любопытные предания. Также в новом году мы больше внимания хотим уделить тури- стическому брендированию на- шего региона. Новый проект, который станет закономерным продолжением старого, будет на- зываться «Место притяжения». Мы не собираемся специально развенчивать легенды, пусть ис- торическая правда соседствует с вымыслом. И рассказывать станем не только о памятниках архитектуры с вековой историей, но и о новых достопримечатель- ностях, которые появились у нас сравнительно недавно. Выносливый и легкий Покрашенный в черно-крас- ные цвета стальной тяжеловес с красной звездой на паровом котле — словно застывший кадр из старой кинохроники. Грязин- цы любя называют его «тружени- ком». Во многомиз-за стихов, ко- торые написаны на его корпусе: Твой путь в истории воспетым быть достоин. Индустрии страны ты эстафету нес. В истории ее был труженик и воин. Пусть здравницей тебе звучит: «Наш паровоз!» МУЗЕЙ Паровоз- труженик стал символом города Грязи ДЛЯ УВЛЕЧЕННОГО ГАДЖЕТАМИ И СМАРТФОНАМИ ПОКОЛЕНИЯ ЭТА СТАЛЬНАЯ МАШИНА — ВСЕ РАВНО ЧТО СКЕЛЕТ ДИНОЗАВРА. ДА И ВО ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЯХ ТОЖЕ ИНОГДА ПРОСЫПАЕТСЯ ЖЕЛАНИЕ ВЗОБРАТЬСЯ НА ПАРОВОЗ ПОВЫШЕ, РАСКИНУТЬ РУКИ И ВЗГЛЯНУТЬ НА ЖЕЛЕЗНУЮ ДОРОГУ ГЛАЗАМИ МАШИНИСТА. Мало кто знает, что автор этих строк — тамбовский поэт, работавший врачом-лаборан- том в санэпидстанции, Альфред Мильрат. В Грязях он никогда не был и о памятнике не знал. Но его стихотворение «Рекви- ем паровозу» как-то случайно попалось на глаза машинисту из Грязей Владимиру Деулину. Большой любитель поэзии, тот сам писал стихи и хорошо знал собратьев по перу. Машинист показал понравившиеся строчки начальству, «наверху» одобри- ли, и теперь реквием украшает тендер паровоза, уставленного рядом с железнодорожным вок- залом. — Эти стихи тамбовского поэта написаны словно про наш паровоз, — говорит краевед Вик- тор Тонких. — Он действитель- но труженик, который выручал и в военное, и в мирное время. Именно такие локомотивы пере- возили красноармейцев, техни- ку, снаряды на фронт, попадали под бомбежки. До 60-х годов па- ровоз работал на угле, а после — на мазуте. Машина с большим запасом прочности, сделанная на века, одним словом — насто- ящая легенда. Виктор Тонких знаком с жи- вущим в Грязях Героем Социа- листического Труда Борисом Ба- тищевым. Машинист, вся жизнь которого прошла на железной дороге, рассказывал, что паро- возы этой марки раньше ласко- во называли «эркой». Прозвище возникло потому, что выпуска- лись они в Румынии. Внешне массивные стальные гиганты на путях были настолько маневрен- ны и легки, что могли пройти даже по рельсам, шпалы которых наскоро монтировались на не- подготовленный грунт. На войне такие случаи были не редкостью. Для детей знакомство с этим экспонатом в мемориальном музее «Астапово» превращается в захватывающий квест
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz