Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)

ОДНА ДОЩЕЧКА, ТРИ СТРУНЫ Творчество 25 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 01 / 07 / 20 В прошлом веке без балалайки не обходился ни один деревенский праздник. Этим исконно русским инструментом тогда в разной степени владели многие. Исполнить барыню, матаню или страдания мог каждый второй. Ольга Журавлева С егодня на ней игра- ют в основном в орке- страх русских народных инструментов. В селах остались лишь немногие умельцы, да и те уходят из жизни. Но благодаря настоящим энтузиастам бала- лайка не забыта. гармонь, — рассказывает он. — Стоила недорого, к тому же ее всегда можно было сделать само- стоятельно и вообще ничего не платить. А гармошка тогда по цене приравнивалась к корове. Балалаечники на всех вечерках были желанными гостями. А уже когда удешевилось произ- водство, появились фабричные гармони, люди стали переходить на них, потому что они громче, под них проще плясать. Посте- пенно гармонь вытеснила бала- лайку. А в современной жизни гармошку вытесняют телефо- ны. Незачем становится играть, включаешь и слушаешь музыку, какую захочешь. Есть одаренные люди, которые тянутся к народ- ным инструментам чуть ли не с рождения, но их очень мало. Чтобы традиционная игра не была окончательно утраче- на, Владимир Юрьев предлага- ет в музыкальных школах учить не только классическому ба- лалаечному, но и деревенско- му гитарному строю. А те, кто учится сейчас играть на аккор- деоне, могли бы параллельно освоить и рояльную гармошку, которая уже выходит из упо- требления. ВладимирЮрьев, артист Липецкого академического театра имени Л. Н. Толстого: — Когда у моей бабушки был юбилей, ее двоюродные сестры пели старинные песни на несколько голосов. Меня это поразило, я не знал этих песен, мелодий. С того момента стал все больше интересоваться тра- диционной культурой и народ- ными инструментами. Живая традиция Владимир переехал в Липецк из Сибири десять лет назад. В детстве он был хорошо знаком с традиционным укладом жизни, каникулы нередко проводил у деда в деревне. В подростковом возрасте его интересы измени- лись, как и многие его сверстни- ки увлекся рок и панк-музыкой. Но это быстро прошло, а душа просила чего-то настоящего, родного. Начал сам изготавли- вать традиционные музыкаль- ные инструменты. Заинтересо- вался своей родословной. Но с настоящей, живой му- зыкальной традицией он по- знакомился в Липецке. И вот уже десять лет занимается изу- чением традиционной культуры нашей области. Вместе с фольк- лорным ансамблем «Воскре- сение», в составе которого он выступает, и просто в одиноч- ку не раз бывал в экспедициях по селам региона. За это время Владимиру удалось записать больше 60 балалаечников-ис- полнителей, их игру, рассказы, воспоминания. — До войны балалайка была распространена больше, чем Ольга Васильевна Чуракова из села Боринское виртуозно играла на балалайке ИНТЕРЕСНО Первоначальное название инструмента — балабайка. Оно происходит от слов «балабонить», «балагурить», то есть вести беседу о чем-то праздном. Отсюда и главная функция балалайки — развлекать и веселить людей. Трехсантиметровая балалайка из Курской области занесена в Книгу рекордов Гиннесса — это самый миниатюрный инструмент, на котором можно по- настоящему сыграть. Инструмент хранится в сухих условиях. Мочить балалайку, а также проветривать комнату, в которой она находится, в дождливую погоду строго запрещено. Балалайке может повредить и яркий солнечный свет, и сильное тепло от батареи. Она немедленно рассохнется и больше не сможет радовать слушателей. ДО ВОЙНЫ БАЛАЛАЙКА БЫЛА РАСПРОСТРАНЕНА БОЛЬШЕ, ЧЕМ ГАРМОНЬ. СТОИЛА НЕДОРОГО, К ТОМУ ЖЕ ЕЕ ВСЕГДА МОЖНО БЫЛО СДЕЛАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО И ВООБЩЕ НИЧЕГО НЕ ПЛАТИТЬ. А ГАРМОШКА ТОГДА ПО ЦЕНЕ ПРИРАВНИВАЛАСЬ К КОРОВЕ Владимир Юрьев Кроме балалайки в экспеди- циях Владимиру встречались и другие традиционные инстру- менты — гармонь-хромка, гар- монь русского строя, семиструн- ная гитара, мандолина. И уже гораздо реже бубен, жалейка из камыша, вышедшая из употреб- ления в середине прошлого века, и трофейные губные гармош- ки, доставшиеся в наследство от немцев после Первой и Второй мировых войн. Гармонный рынок Знакомство Владимира с ба- лалайкой началось с гармонно- го рынка в Липецке. Каждое воскресенье, кроме Великого поста, возле Центрального рын- ка собираются гармонисты и балалаечники. Эта традиция бе- рет свое начало с ярмарок в селе Сокольское (нынешний район Сокола), потом народные музы- канты переместились на Старый рынок на Торговой площади, еще позже — на «железный» ры- нок, пока, наконец, не обосно- вались на Центральном. — Узнав об этом, я при- шел на рынок со своей бала- лайкой, — рассказывает Вла- димир. — Среди гармонистов оказались балалаечники, игра- ли на моем инструменте, потом стали приносить свои. Появи- лись небольшие ансамбли с гармошками, получалось очень красиво. В Липецке меня учил играть прекрасный балалаечник, ветеран войныНиколай Яковле- вич Радин. Благодаря ему я стал чувствовать эту музыку. В экспедициях Владимир Юрьев познакомился со многи- ми мастерами. С кем-то он об- щался больше, с кем-то меньше, но каждый из них ему по-свое- му дорог, у каждого своя непо- вторимая судьба и свой стиль игры. Среди них Николай Титов из села Вешаловка Липецкого района, Иван Плотников из Во- робьевки Хлевенского района, Алексей Березнев из Нового Ду- бового. Особенно запомнилась ему Ольга Васильевна Чуракова из Боринского. — Женщины редко так виртуозно играют на бала- лайке, — вспоминает он. — Им это незачем, они больше поют и танцуют. Баба Оля была од- новременно веселая и грустная, хорошо играла и пела отчаян- но. Мы с ней по-человечески друг друга хорошо чувствовали. Жаль, очень мало получилось с ней пообщаться, но остались самые теплые воспоминания. Из тех, с кем я был знаком, сегодня в живых лишь четверть. Из гвоздей и телефонных проводов Из общения со старожила- ми Владимир узнал, что раньше было много самодельных бала- лаек. Корпус изготавливали из дерева, а струны были метал- лические, их делали из расплю- щенных гвоздиков, проволоки, телефонных проводов. Струны, которые продавали в советское время в магазинах, не нравились музыкантам, они были толстые, а самодельные звучали отлично. В селе Плеханово Грязинского района Юрьев познакомился с Валентином Рощупкиным, ко- торый в молодости смастерил полтора десятка балалаек и даже продавал их на рынке в Липецке. Ремесло передал ему его дядя. Такие кустарные балалайки собирали на гвоздях. В связи с этим рассказывали интересные случаи. Играли раньше чаще всего на улице, на так называе- мой матане. Если балалаечник был не в духе, к примеру, в обиде на свою подругу, он мог взять и в сердцах разбить балалайку об угол дома. Но уже на следующий день снова собирал ее на гвозди, натягивал струны, инструмент быстро восстанавливался. В игре использовали медиа- торы, которые называли про- сто — костяшка, кисточка или щепочка. Делали их из скру- ченных струн, бритвы, гуси- ного пера, кусочка слюды. Не- которые балалаечники играли с помощью плоской расчески. Сторона без зубьев натиралась о кирпич, ею и водили по стру- нам. Так играли не часто, а когда хотелось сменить звучание или покрасоваться перед девчон- ками. Отдельные музыканты во время игры использовали разные трюки — подбрасывали, переворачивали балалайки, иг- рали за спиной. Игре на балалайке еще будут учить, уверен Владимир Юрьев. Но она уже будет сродни эли- тарному умению, музыке не для всех, а аутентичная игра, ско- рее всего, исчезнет. Он поставил перед собой цель — зафиксиро- вать живые свидетельства му- зыкальной народной традиции и сделать их общедоступными. Для этого Владимир ведет свой канал на YouTube и страницы в социальных сетях. Иногда его благодарят родственники тех музыкантов, которых он запи- сал на память, информацией пользуются студенты музыкаль- ных учебных заведений. Влади- мир не исключает, что мода на русские традиции и народные инструменты может вернуться, когда надоест неживая музыка из колонок и захочется чего-то настоящего. Фото из личного архива ВладимираЮрьева

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz