Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)
Испытано на себе 4 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ №8 (26136) С пектакль начинается от- нюдь не по третьему звон- ку. Его рождение проис- ходит в пустом безмолвном зале, где чуть свет на сцену выходят одни из множества участников таинства — машинисты сцены. Восемь человек работают в две смены: первая начинается рано утром, а во второй половине дня приходят остальные. Утро начинается со сбора в монтировочном цеху. Каморка с вешалкой и двумя диванами, стол с инструментами и тумбоч- ка для чайника с едой — здесь живут машинисты в перерывах между работой. Вместе с чаем мне выдают комбинезон одного из сотрудников, который должен прийти позже. Что не увидит зритель — Это спецодежда нашего работника года, — деловито со- общает актер-машинист Алек- сандр Скачков. Александр сов- мещает любимую специальность с физическим, но не менее твор- ческим трудом. — Он именует себя Джес и другим советует. Но все зовут его Паша Маяков. Зарплата у машинистов не- высока, но работают они на совесть. День начинается раз- меренно. Все приходят заранее и знают положенные сроки. Сегодня к девяти утра. А закан- чивают, бывает, и ночью: это за- висит от наполненности афиши и сложности в сборке-разборке конкретных декораций. — Сегодня будут репетиро- вать «Смерть Ивана Ильича», ее давно не ставили, так что первая задача — найти нужные декора- ции среди остальных, — шутит заведующий цехом Игорь Сы- соев. Отыскать что-то в подсобных помещениях театра — задача не- выполнимая для посторонне- го. Но машинисты с легкостью ориентируются в коридорах и складских помещениях — среди огромных запасов мебели, сте- нок, фанерных плит, стоек и дру- гих элементов обстановки бы- лых и будущих представлений. Постепенно переносим нужное на сцену, начинается монтаж. Мне доверяют прикручивать секции декоративного пола — фанерные листы, раскрашенные под плитку. Шуруповерт легко загоняет саморезы в дощатый настил сцены. С боков к участку с «полом» прикручиваем стесан- ные рейки — чтобы кровать на колесиках заехала. Другая работа мне почти не достается: откуда принести и куда залезть, знают только «местные». Но погово- рить за делом приятно всем. — Я к отцу переехал из Тей- ково, что в Ивановской области, —рассказывает ЭльдарМагоме- дов. Отец его тоже начинал ма- шинистом, а теперь — ведущий мастер сцены и педагог в детской театральной студии. — Здесь со- всем недавно работать начал, но дело нравится. По стопам отца Эльдар пока не надумал идти. Но—кто знает, как театр изменит его судьбу. Александр Марсанов, педа- гог по образованию, переехал из Тамбова десять лет назад и думал найти себе временную работу. С тех пор и работает в драмтеатре, уже занимает должность старше- го машиниста. — Главное для нас — под- готовить сцену для безопасной работы актеров, — говорит он. — Из зрительного зала может казаться, что на сцене все легко и удобно. Но любое действие ма- шинистра сопряжено с риском. Бригада дружно собирает и поднимает стенку, состоящую из секций сварных рам, обтянутых тканью. Масса большая, поста- вить можно только впятером. — Почти такой же однажды чуть не придавило сотрудницу театра, — вспоминает стармаш. — Нам нельзя пропускать ни одного шурупа, ни одной болта- ющейся стойки — иначе людям грозит беда. Стараемся делать работу на высшем уровне. И все равно — огромное облегчение испытываем, когда спектакль благополучно завершен и до- вольный зритель благодарит актеров аплодисментами. Мы чувствуем и свою заслугу, ведь в успешное представление вложен и наш труд. В театре лишних нет —Мы все здесь не работаем, а живем, сцене можно отдать только всю душу, — с гордостью говорит актер Андрей Литви- нов. В своей профессии он уже три года. Свободные минуты до выступления Андрей часто проводит вместе с работника- ми сцены. Где провезут очеред- ную декорацию, откуда выйдет действующее лицо — все надо предвидеть и обговорить, иначе спектакль может пройти неу- дачно. — Не все тесно общаются с машинистами, но свысока на них не смотрит ни один актер, — уверяет Андрей. — Каждый понимает: профессии одинако- во важны для сцены. Поэтому своих коллег по театру мы ува- жаем. Вся сцена изрисована по- метками. По ним выравнива- ют декорации для спектаклей. Например, часы, кровати или камин с аркой высотой в два с лишним человеческих роста. Реквизит ставится не только на неподвижные доски. Есть на сцене круг и кольцо — участки пола, сменяющие декорации поворотом за счет моторов под сценой. Управляется система пультом, как и софиты, и де- сятки штанкетов с кулисами на лебедках, уходящих в лаби- ринт инженерных сетей под по- толком. — Головы! — шумит стар- маш, приводя в движение оче- редную штангу. Нужно осто- рожно проверить: не зацепит ли декорации, не помешает ли актерам. Коллеги вспоминают случай, произошедший без их участия: огромный противопо- жарный занавес в виде бетонной плиты начал опускаться без при- чины — кто-то на вахте случай- но нажал не на ту кнопку. Тогда несколько человек едва успели заметить опасность. И такое слу- чается в театре. В рабочих хлопотах и не без перекуров проходит день машиниста. Сборка для репе- тиции, после нее — дополни- тельные приготовления перед спектаклем, затем — смена де- кораций. —Действия на сцене —лишь верхушка айсберга, — подчер- кивает заведующий художе- ственно-постановочной частью Альберт Грачев. Он пристально следит за работой и руководит. Бывший летчик-истребитель на- шел свое место в созидательной профессии: уже двенадцать лет он занимается невидимой зри- телю подготовкой спектаклей. — В представлении могут участ- вовать всего несколько актеров, но за каждым действием стоит труд огромного количества лю- дей. Когда кто-то устраивается на должность, мы поначалу учим его всему необходимому, смот- рим, на что он годится. Но затем человеку приходится решить, готов ли он с головой уйти в эту работу. Лишние люди в театре не остаются — только те, кто пре- дан своему делу всей душой. Фото Николая Черкасова Можно сыграть Пушкина в перерыве Работа кипит. Слева направо: Владимир Симгаев, Антон Гостюк, Джес (Павел Маяков) и Александр Скачков Александр Марсанов за пультом управления. Сцена в надежных руках! СПЕКТАКЛЮ НУЖЕН МАШИНИСТ Любой театр жив не только талантливыми актерами. Корреспондент нашего издания провел один день вместе с машинистами сцены в Липецком театре драмы имени Л.Н. Толстого, чтобы рассказать об этой незаметной, но значимой профессии. Михаил Зарников Лишние люди в театре не остаются — только те, кто предан своему делу всей душой.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz