Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)
Круг чтения 21 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 24/ 06 / 20 Н е стоит вспоминать марксизм, увлечение которым слишком дорого обошлось нашей стране. Куда интереснее фигура ОсвальдаШпен глера (18801936), чья главная книга «За кат Европы» увидела свет в 1918 году. Это было рубежное время для Запада, опаленного Первой мировой войной. На бесчисленные вопросы, будоражившие умы современников, Шпенглер дал не утешительный ответ. Неминуемая гибель, полагал он, ждет не только поверженную Германию, но и европейскую цивилиза цию. Закат Европы Подобные выводы философ подкре пил собственной теорией культурно- исторических типов, каждый из которых зарождается, достигает расцвета, а затем приходит в упадок и гибнет. Судьба антич ности прекрасно иллюстрирует эту схему. Европа, полагал Шпенглер, также всту пила в стадию деградации. Поясняя свои мысли, философпротивопоставил культу ру и цивилизацию. Первая немыслима без высокого искусства, расцвета всех форм жизни, которые затем постепенно начи нают костенеть. Когда же их окончательно покинет живой дух, приходит время циви лизации, чем-то напоминающей огром ное иссохшее дерево. Оно уже умерло, но продолжает возвышаться среди молодой поросли, широко раскинув гнилые ветви. Таким окостеневшим исполином увидел философ современную ему Европу. На Западе книга Шпенглера пона чалу вызвала оживленную дискуссию в интеллектуальных кругах. На короткое время философ оказался в фокусе обще ственного внимания. Но вскоре к власти в Германии пришли национал-социали сты, жаждавшие расширить жизненное пространство Третьего рейха. В Шпен глере они увидели декадента, сеющего пораженческие настроения. Потому и его книги вскоре были изъяты из биб лиотек, а имя самого философа на долгие годы кануло в Лету. Да и сегодняшней объединенной Европе Шпенглер мало интересен. Сытый бюргер не очень-то хочет слышать про скорый закат Запада. Кладбище кумиров Зато в России идеи Шпенглера сра зу попали на тучную почву, которую еще в середине XIX века щедро удобрил Александр Герцен. Напомним, в Европу русский писатель приехал в 1840-е годы, испытывая перед ней едва ли не рели гиозный восторг. Покидая Россию, он мечтал ощутить горение человеческого духа, зажженного факелом бессмертного Прометея. Но вместо глотка свежего воз духа он полной грудью вдохнул затхлый запах мещанства, пропитавший все слои европейского общества. «Вся нравственность свелась на то, — в отчаянии писал Герцен, — что неиму щий должен всеми средствами приоб ретать, а имущий хранить и увеличивать свою собственность. Флаг, который под нимают на рынке для открытия торга, стал хоругвью нового общества. Жизнь свелась на биржевую игру, все преврати лось в меняльные лавочки и рынки». Европа предстала взору писателя ги гантским кладбищем, где под могиль ными плитами были навеки погребены и благородные дерзания человеческой души, и «дум высокое стремленье». Те перь на этом огромном погосте хозяйни чает торгаш, сумевший даже факел Про метея погасить. Герцен не был одинок в своих оцен ках. Примерно в одно время с ним ду ховную смерть Запада возвестил и поэт Федор Тютчев. Откликнувшись на дра матические события Крымской войны, Николай Данилевский написал книгу «Россия и Европа», в которой во многом предвосхитил теорию культурно-истори ческих типов. При желании можно на звать еще много блистательных имен, чьи идеи были созвучны с выводами германского философа. В их число, не сомненно, входит и философ Владимир Эрн, в годы Первой мировой войны на писавший знаменитую статью «От Канта к Круппу», которая обличала милита ристский дух Германии. Неудивительно, что истерзанная Гра жданской войной Россия откликнулась на книгу «Закат Европы», переведен ную на русский язык, сборником статей. Участниками этого издания стали такие выдающиеся мыслители, как Николай Бердяев и Семен Франк. Однако точ ку в обсуждении историософских идей Шпенглера вскоре поставил «философ ский пароход», на котором из страны вы слали практически всех участников этого разговора. В Россию книга «Закат Европы» воз вратилась в 1990-е годы, когда в издатель стве «Мысль» вновь ее напечатали. Имя Шпенглера в нашей стране теперь знают намного лучше, чем в Германии. Однако есть у него могущественный конкурент, готовый поспорить с ним за любовь рус ского читателя. В лучах посмертной славы Речь идет о знаменитом философе Фридрихе Ницше (18441900), которому в отличие отШпенглера не суждено было увидеть ярких лучей славы. Классический филолог, он был подвергнут остракизму в академической среде за книгу «Рождение трагедии из духа музыки», в которой то гдашняя профессура усмотрела «ненауч ный» взгляд на античность. Год от года философу все сложнее было находить издателей для своих сочинений, которые едва ли находили у читателей сочувствен ный отклик. Только в ту пору, когда у Ницше по мутился рассудок, его книги неожиданно оказались на волне всеобщего интереса. А в XX веке этот философ превратил ся в одного из самых читаемых авторов. Необыкновенно популярным оказался он и в России. На рубеже XIX–XX веков трудно было назвать русского писателя или философа, который не был бы очаро ван идеями Ницше. Достаточно назвать имена Семена Франка, Льва Шестова, Александра Блока, Андрея Белого, Вяче слава Иванова, ВладимираМаяковского. В советское время оНицше предпочи тали много не говорить, его имя пытались даже как-то увязать с идеологией Третьего рейха. Хотя абсурдность таких обвинений была очевидной. Ницше такой же идеолог фашизма, как Лев Толстой «зеркало рус ской революции». Неудивительно, что в конце 1980-х годов германскиймыслитель занял законную нишу в духовном про странстве России. К настоящему време ни в издательстве «Культурная револю ция» вышло полное собрание сочинений Ницше в 13-ти томах. На русский язык переведены все ценные книги о творчестве философа. В последние годы появились интересные работы русских авторов. Так что можно смело утверждать, что в России читательский интерес к этому самобыт ному мыслителю ничуть не ниже, чем в Германии. Регулярно проводятся Ницше- семинары, посвященные творчеству фи лософа. В прошлом году он впервые был организован не в Москве или Санкт-Пе тербурге, а в Ельце. На днях мне удалось связаться с Дмитрием Фьюче, известным столич ным меценатом и создателем портала nietzsche.ru. Он откликнулся на просьбу порекомендовать для читателей «Липец кой газеты» пять лучших книг о твор честве Ницше. О некоторых работах из этого списка мы еще расскажем на стра ницах нашего издания. Фото с сайта nietzsche.ru На рубеже XIX XX веков трудно было назвать русского писателя или философа, который не был бы очарован идеями Ницше. Достаточно назвать имена Семена Франка, Льва Шестова, Александра Блока, Андрея Белого, Вячеслава Иванова, Владимира Маяковского. ПЯТЬ ЛУЧШИХ КНИГ О НИЦШЕ (по версии Дмитрия Фьюче) Николай Орбел. «Ecce liber» (работа опубликована как послесловие к книге Ницше «Воля к власти», вышедшей в издательстве «Культурная революция» в 2015 году) Курт Пауль Янц. «Жизнь Фридриха Ницше» (в трех томах) Вадим Бакусев. «Лестница в бездну» Мартин Хайдеггер. «Ницше» (в двух томах) Сергей Жигалкин. «Об иных горизонтах здешнего. Апология вечного возвращения» МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА Философ Фридрихе Ницше САМЫЙ РУССКИЙ НЕМЕЦ Немецкой философией Россия увлеклась еще со времен Пушкина. «Поклонником Канта» был уже Владимир Ленский — герой бессмертного романа в стихах «Евгений Онегин». Затем властителем дум стал Шеллинг, чуть позже наступила пора русского гегельянства. Германские философы порой пользовались у нас такой любовью, какую не знали у себя на родине. Сергей Кибальниченко Фридрих Ницше завоевал с мпатию русского читателя
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz