Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)
сателя Генрика Ибсена. Нора – артистка, так решил в этом спектакле Пахомов. Она ради семьи бросила своюмечту, но потом все-таки ушла в театр. Такой же была и Нина Заречная. Очень многие ее героини уходят туда, где можно играть в Театр. И именно эти роли ей понятны, дороги и любимы. Актриса признается, что очень многому научилась у Пахомова. — Когда любишь человека, то пы- таешься через него взглянуть на многие вещи, — говорит она. Все грани таланта Ольга Овчинникова сыграла более сорока ролей. Созданные ей образы открыли самые разнообразные грани ее дарования. В «Талантах и поклонниках» Александра Островского она исполнила роль Александры Негиной. Этот спек- такль был записан в «Золотой фонд радио России». В постановке «Диалоги 1914 года» Владимира Лакшина, по которой теле- компания НТВ сняла фильм-спектакль, актриса раскрыла образ Лики Мизино- вой, любимой женщины Антона Чехова. А спектакль «Кукольный дом» Г. Иб- сена, где Овчинникова сыграла главную роль Норы, имел большой успех на Меж- дународном фестивале «Ибсен 2000» в столице Норвегии. Там актрисе посчаст- ливилось познакомиться с правнуком Ибсена, который ходил на все репети- ции спектакля и признал, что именно про такую Нору писал его прадед. При этом сами норвежцы не очень любят эту герои- ню, считают, что она выкинула что-то из ряда вон выходящее, бросив мужа и детей. В 2003 году на базе Липецкого ака- демического театра был создан курс РАТИ— ГИТИС, который подготовил и выпустил в 2007 году молодых акте- Творчество 25 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 10 / 06/ 20 Ольга Овчинникова в спектакле «Отель двух миров» КРАСИВЫЙ, ГЛУБОКИЙ ГОЛОС, РОСКОШНЫЕ ВОЛОСЫ, ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД — ТАКОЙ ЗАПОМНИЛ ЛИПЕЦКИЙ ЗРИТЕЛЬ ОЛЬГУ ОВЧИННИКОВУ. Ольга Журавлева НИНА, НОРА И ОЛЬГА Н а сцене Липецкого театра драмы имени Л.Н. Толстого она создала множество искренних и пронзи- тельных женских образов. 14 июня на- родная артистка России, лауреат Государ- ственной премии РФ отмечает юбилей. Почти полвека на сцене, из которых около сорока лет отдано Липецкому теат- ру драмы имени Л.Н. Толстого, десятки ярких ролей, любовь тысяч зрителей и благодарные ученики. Таков промежуточ- ный итог творческой биографии Ольги Овчинниковой. В незнакомом Липецке В 1981 году ей пришлось покинуть Те- атр киноактера в Кишиневе, где она уже успела сыграть две главные роли. — Мой педагог Владимир Петрович Поглазов, который был актером театра «Современник», попросил своего коллегу и уже тогда известного режиссера Иосифа Райхельгауза дать мне совет, — вспомина- ет Ольга Александровна. –Иосиф Леони- дович рассказал о чеховском эксперимен- те, который затеял его друг – режиссер Владимир Пахомов. И я поехала в неиз- вестный мне Липецк. Работа началась с репетиций «Чайки», которую до меня уже год неспешно, с вниманием, я бы сказала, трепетно, чтобы ничто не пропустить, репетировали. В роли Нины Заречной актриса дебю- тировала на липецкой сцене. Ей удалось точно передать психологический портрет пылкой, порывистой, искренней в любви и стойкой перед ударами судьбы женщи- ны. В 1988 году по спектаклю Централь- ным телевидением был снят двухсерий- ный фильм. Эпоха Пахомова Так для Ольги Овчинниковой нача- лась целая эпоха, связанная с липецкой сценой и Владимиром Пахомовым, вме- сте с которым она прожила более двадца- ти лет. —Он принадлежал Театру, как компо- зитор принадлежит Музыке, как драма- тург –Пьесе, — продолжает актриса. –И быть участником такой жизни, по-моему, необыкновенное счастье. Владимир Ми- хайлович был очень порядочным чело- веком. Его искренне уважали и глубоко ценили коллеги—режиссеры и драматур- ги. Это о нем сказал знаменитый драма- тург Игнатий Дворецкий: «Талантливых много, а порядочных, как вы, единицы». Да, Владимир Пахомов был невероятно талантлив и образован. Он сумел Толстым и Островским увлечь публику рабочего города, не привыкшую «ходить по теат- рам», открыл для всех чеховское Мелихо- во, о котором ведали только специалисты по Чехову. Именно Пахомов подарил Ольге Ов- чинниковой тему, в которой она имела наибольший успех. Это тема Театра, где она – Актриса. Среди самых ярких ее об- разов – Нора в спектакле «Кукольный дом» по произведению норвежского пи- ров, зачисленных в труппу театра. Ольга Александровна преподавала актерское мастерство и сценическую речь. — В этом опять же «виноват» Влади- мир Пахомов, — говорит актриса. – Это он заставил меня заняться актерской пе- дагогикой. Его восхищало, какой выросла моя дочь Елена, и он решил (а у великих художников всегда есть утопические за- мыслы!), что мое воспитание дочери я смогу перенести на других. Правда, уто- пии порой сбываются (смеется). После ухода из жизни Владимира Михайловича Ольга Овчинникова стала художественным руководителем нового курса, 24 выпускника которого получили дипломы РАТИ— ГИТИС. В 2010 году на Международном фе- стивале «Мелиховская весна» актриса представила свой моноспектакль «Воз- вращение» по пьесе «Вишневый сад» Че- хова. Идея спектакля — друга, театраль- ного критика Татьяны Шах-Азизовой, режиссер – Елена Оленина. Постановка успешно прошла на площадках Музея современной истории, театрального му- зея имени Бахрушина, музея Чехова в Москве и мелиховского музея. Театр вечен Последние два года Ольга Овчин- никова сотрудничает с театром «Школа современной пьесы». Она занята в иммер- сивном спектакле «На трубе», где играет вместе с Ириной Алферовой, Татьяной Веденеевой, Александром Галибиным и другими звездными актерами. Эта поста- новка представляет собой путешествие во времени и пространстве, в ней пере- плетены моменты из биографий Чехова и Достоевского, Чайковского, Толстого, Горького, Шаляпина. Насыщенная творческаяжизнь и у дочери Ольги Овчинниковой заслуженной артистки РФ Еле- ны Олениной, также хорошо знакомой липецкой публике. Сейчас Елена – режиссер Малого театра, работу ко- торой высоко отметил его художественный ру- ководитель, народный артист СССР Юрий Соломин. Она автор нескольких постано- вок, успешно идущих на сцене. Вместе со своей однокурсни- цей Диной Корзун помогает фонду «Подари жизнь». Ее муж Олег Митчен- ков – директор «Те- атра Луны». Внук Ольги Овчиннико- вой Антон окончил седьмой класс, ему исполнилось че- тырнадцать лет. — Я очень благодарна моей дочери, что она так поддержа- ла нас с Влади- миромМихайло- вичем в трудный момент, когда у него начались серьезные проблемы со здоро- вьем,— делится Ольга Александровна. – Она, не раздумывая, поки- нула Москву, будучи уже в труппе театра имени В.В. Маяковского, чтобы быть ря- дом с нами. Сегодня я вправе гордиться ее успехами, считаю, что Елена во много раз талантливее меня, у нее прекрасные режиссерские и педагогические способ- ности. В театре, конечно, очень многое за- висит от режиссера, убеждена актриса. Театральный спектакль – это союз драма- турга, художника и музыканта. Режиссер, объединяющий этот союз, только потом в созданное ими всеми пространство при- глашает актера, которому предстоит все это освоить. — Все преходяще, а музыка и театр вечны, — продолжает Ольга Овчинни- кова, размышляя о дне нынешнем. – К большому сожалению, сегодня театр во многом приравнивают к сфере услуг. Но, только сохраняя культуру, можно сохра- нить нацию. Есть закон об образовании, но не принят закон о культуре. У моих коллег нет никакой охранной грамоты. Актеры выходят на пенсию, болеют и жи- вут в нищете. С надеждой жду изменений в нашей сфере после принятия новых поправок к Конституции. И, конечно, актриса мечтает вместе со всеми выйти на сцену Липецкого театра драмы имени Л.Н. Толстого на праздно- вании его столетия, которое будет отме- чаться в следующем году. Фото из личного архива Ольги Овчинниковой В РОЛИ НИНЫ ЗАРЕЧНОЙ АКТРИСА ДЕБЮТИРОВАЛА НА ЛИПЕЦКОЙ СЦЕНЕ. ЕЙ УДАЛОСЬ ТОЧНО ПЕРЕДАТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПЫЛКОЙ, ПОРЫВИСТОЙ, ИСКРЕННЕЙ В ЛЮБВИ И СТОЙКОЙ ПЕРЕД УДАРАМИ СУДЬБЫ ЖЕНЩИНЫ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz