Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)
КРАСИВОЖИТЬ НЕ ЗАПРЕТИШЬ? Переключая каналы ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 20 №6 9 (26197) Исаак Розенфельд, обозреватель «Липецкой газеты» П ечально, но у немалого числа тестируемых обна- руживается стопроцент- ное поражение — нет, не легких, а души и совести. В соцсетях про- звучал неожиданный, но не слу- чайный вопрос: «Когда все это кончится, будет ли нам стыдно?» Кто плачет в раю Большая беда, большие ис- пытания заставляют задумы- ваться. Люди военного поколе- ния рассказывали мне: в самые отчаянные дни они искали от- веты на свои вопросы и опору у Толстого в «Войне и мире». Вот и сегодня в теледискус- сиях чаще, чем когда-либо, об- суждаются не цены на нефть, не беспомощный лепет Зеленского, не твиттерыТрампа, а судьба Рос- сии и мира после пандемии. Что- то изменится по-настоящему? Станет ли на белом свете мень- ше лжи, вражды, политических склок и конфликтов? Или все останется, как было, а то и хуже? Русский утопист Николай Федоров, почитаемый Толстым, Достоевским, Циолковским, объяснял, почему праведникам не дано безмятежно вкушать райское блаженство. Чего бы стоила их праведность, если бы они не сострадали грешникам, претерпевающим адские муки? Наличие ада не исключает воз- можность рая. По-моему, очень русский взгляд на вещи. На Западе многие восприняли бы идеи Федорова как нечто стран- ное и чужое. В замечательном старом фильме «Последний дюйм» есть песня о главном его герое — брутальном и одиноком: «Какое мне дело до вас до всех, а вам Пока врачи проводят тесты на коронавирус, сам коронавирус жестко тестирует всех — вместе и поодиночке — на терпение, стойкость и человечность. Николай Бердяев, один из наиболее знаковых русских религиозных и политических философов XX века РУССКИЙНЕ ВЫДВИГАЕТСЯ, НЕ ВЫСТАВЛЯЕТСЯ, НЕПРЕЗИРАЕТДРУГИХ. В РУССКОЙСТИХИИПОИСТИНЕ ЕСТЬКАКОЕ-ТОНАЦИОНАЛЬНОЕ БЕСКОРЫСТИЕ… Николай Бердяев — до меня». Картину сняли по рассказу английского писателя Джеймса Олдриджа, но в Совет- ском Союзе на «Ленфильме». В финале эта философия опровер- галась и отвергалась. Так жить неправильно. На студии «Уорнер Бразерс» или «Коламбия пик- черс» моральный урок, весьма вероятно, был бы иным. В середине прошлого столе- тия американка Айн Рэнд выпу- стила книжку «Добродетель эгоизма». Как и в прочих своих сочинениях, она доказывала: каждый, кто преуспел, име- ет право благоденствовать, не оглядываясь на других, без угры- зений совести. А коллективизм и альтруизм — либо демагогия, либо глупость. Сильные мира сего нежно возлюбили миссис Рэнд. Она же подарила им та- кую индульгенцию, избавив от ответственности за неудачников и нищебродов. Странам и государствам так- же предписывался националь- ный эгоизм, поскольку он-то и гарантирует процветание. Ради камуфляжа принято говорить не об эгоизме, а о националь- ных интересах. Но это словес- ная пудра никого не обманет. За риторикой о демократии, сво- боде, правах человека — праг- матичный, циничный расчет и корысть. Дружба народов? Равноправ- ное сотрудничество? Верность принципам гуманизма? Это ска- зочки для лохов. Как растолко- вал российскому журналисту некий рижанин: «Деньги выше принципов». Ну, значит, я лох. Подоб- но Олегу Газманову, я сделан в СССР. И о грядущем братстве всех живущих на земле прочи- тал впервые не у Маркса, Эн- гельса и не в учебниках научно- го коммунизма, а у Александра Сергеевича Пушкина: «Когда народы, распри позабыв, в еди- ную семью соединятся». Потому и в теледискуссиях принимаю сторону людей, кому сказание о граде Китеже, где царят добро и справедливость, ближе аме- риканского сияющего града на холме. Особенно сейчас, когда его сияние усиливается от подо- жженных протестующими не- грами автомобилей. На днях два этих мифа столк- нулись в эфире так, что аж иск ры полетели. Кто-то из ученых рискнул вспомнить о русском мессианстве. Но тут же уточнил: в нашем мессианстве нет пре- тензий на господство. Просто Россия, нередко в ущерб себе, приходила и приходит на по- мощь оказавшимся в опасности, на краю гибели. В XIX веке — болгарам и сербам. В середине XX — Европе, оккупированной Гитлером. Сегодня — Сирии и Донбассу. Прислушаемся к мне- нию Николая Бердяева: «Рус- ский не выдвигается, не выстав- ляется, не презирает других. В русской стихии поистине есть какое-то национальное бес- корыстие…». А без этого, доба- вил участник ток-шоу, мы пере- станем быть Россией. Про ближних и дальних Об умирании духовного на- чала в человеке, что сейчас все очевиднее, начал писать лет сто назад Альберт Швейцер, та- лантливый органист, автор луч- шей монографии о Бахе. В один прекрасный день он бросил ис- полнительскую карьеру и уехал в Ламбарене — деревню в Габоне. Построил там больницу и стал лечить аборигенов, поскольку заблаговременно получил меди- цинский диплом. То есть делал то, что повергло бы в недоуме- ние Айн Рэнд с ее проповедью о нелепости любых жертв во имя ближних и, тем более, дальних. Так вот, Швейцер предупре- ждал об угрозе духовной и нрав- ственной деградации европей- цев. Человек ищет абсолютной праздности, развлечений, хочет забыться, ему чуждо желание по- знавать, развиваться, творить. А уж потребности в служении нет и в помине. Вся надежда на тех, чья этика выше этики окружаю- щих, денежных мешков, полити- ков, общества в целом. Слава Богу, они сегодня есть. И коронавирус, обнажив черст- вость, жадность, бессердечие одних, проявил нравственные достоинства других. О подвиж- ничестве медиков сказано нема- ло. Как и о волонтерах. Но не все и не про всех. Допустим, живет в Челя- бинске гражданин Египта. Он влюбился в русскую женщину (теперь она его жена), в Россию, в русскую культуру. На пике пан- демии он, осознав себя своим среди своих, на собственные средства собирал продуктовые пакеты для стариков и просто ну- ждающихся, запертых в четырех стенах, сам развозил их. По-ви- димому, при этом совершил ошибку: не зарегистрировался официально в центре доброволь- чества. И сейчас правоохрани- тельные органы обвиняют его в нарушении режима самоизоля- ции, грозят штрафом. Но пуще штрафа он боится депортации. Давайте верить: в России за отзывчивость и доброту все-таки не карают. Аправоохранительное рвение лучше поберечь для дру- гих случаев и других персонажей, которых у нас предостаточно. Еще один трогательный сю- жет. В СМИ его почти не заме- тили. В новостях ему уделили от силы секунд двадцать. В скоро- говорке телеведущего я даже не уловил, где было дело — в Ком- мунарке или в другой столичной инфекционке. В больничной палате от COVID-19 умер мужчина. На следующее утро, вытерев слезы, к главврачу пришли его взрос- лые дочери: вам ведь не хвата- ет персонала? Мы готовы бес- платно работать, кем скажете, например, нянечками. В память об отце. В кипящем потоке сенсаций этот факт не слишком конкурен- тоспособен. Да и сами женщины не ждут внимания репортеров. В отличие от «золотой молодежи», что отрывалась в центре большо- го сибирского города да и еще выложила свою «дискотеку» в соцсетях. Или «звезды», пози- ровавшие перед объективами в масках со стразиками. Причем в тот момент, когда самые обыч- ные, марлевые, были дефици- том. Или практичные ребята, решившие заработать. Они обе- щали напуганным и доверчивым людям спасительное лекарство от новой болезни, которую пока толком не знает, как лечить, ни один врач в мире. Красиво жить не запретишь и посреди пандемии. Почувству- ют ли любители «сытой жизни» стыд потом, когда зараза прой- дет? Вряд ли. Неловко за них будет скорее уж девушкам, что бесплатно работают в больни- це, и волонтерам, оставляющим сумки с продуктами у порога стариковских квартир. Для них красиво жить означает совсем не то, что тешит тщеславие, за- бавляет или увеличивает счет на банковских карточках хайпожо- ров, авантюристов и прочих по- следователей миссис Рэнд. Фото с сайта fotostrana.ru Вся надежда на тех, чья этика выше этики окружающих, денежных мешков, политиков, общества в целом. Слава Богу, они сегодня есть. И коронавирус, обнажив черствость, жадность, бессердечие одних, проявил нравственные достоинства других. О подвижничестве медиков сказано немало. Как и о волонтерах. Но не все и не про всех.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz