Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)

МОСТОВОЙКРАН— ДЕЛОСЕМЕЙНОЕ Профессионалы ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 4 №6 9 (26197) В прошлый четверг свой профессиональный праздник отметили машинисты крана супруги Александр и Надежда Двуреченских. Вот уже более четверти века они работают на одном предприятии, только в разных цехах. Михаил Зарников И познакомились они в ожидании автобуса до заводской проходной, откуда рабочие Новолипецкого комбината отправляются каждый день в родные цеха. Как разливают сталь Александр и Надежда женаты уже двадцать пять лет: встреча на остановке перед рабочей сменой связала не только путь до завода, где оба трудятся машини- стами крана металлургического произ- водства. У Александра седьмой разряд — высший. Он занимается разливкой стали. Грузоподъемность его мостового крана —450 тонн. УНадежды разряд четвертый, она собирает ковши для транспортировки раскаленного металла. Работа на высоте нравится обоим: простор цеха и мощь по- слушного оборудования приносят свою радость, а привычка и опыт хорошо помо- гают справляться с непростыми задачами. — Главные качества работника в на- шем деле — терпение и внимательность, — согласны между собой супруги. — Под краном находятся люди, они не должны пострадать от неосторожного переме- щения груза. Да и работа непрерывная: разливка стали не прекращается ни на минуту, днем и ночью. Поэтому ошибки допускать нельзя! Выдержка и терпение Александр окончил школу в 90-м году, а в следующем хотел получить специаль- ность помощника машиниста тепловоза —но все места в училище были уже заня- ты. И тогда липчанин решил учиться на машиниста крана. — Десять месяцев я провел за учебой, — вспоминает Александр. — Крановое хозяйство и стропальное дело познавались легко, сдавал на одни пятерки. А вот на политэкономию и другие непрофильные предметывнимания обращалменьше. По- сле обучения проходил практику наНЛМК в цеху горячего проката. Там уже получил диплом по своей специальности, с ним отправился во второй конвертерный цех. Молодого машиниста сразу в смену не допустили — ему было только сем- надцать лет. Пришлось практиковаться на шлаковом дворе за рычагами крана, рассчитанного на 15 тонн. Потом Алек- сандра отправили в ученический отпуск — чтоб дорос до совершеннолетия. А уже после дня рождения в августе определи- ли в рабочую бригаду. В декабре 1991-го он отправился в армию. Два года маши- нист отслужил в морских частях погра- ничных войск, а затем снова вернулся в родной цех. Отвлечься от цеха Александру и Надежде Двуреченских помогает жизнь на природе ГЛАВНЫЕ КАЧЕСТВАМАШИНИСТАКРАНА — ТЕРПЕНИЕИВНИМАТЕЛЬНОСТЬ. ВНИЗУ НАХОДЯТСЯЛЮДИ,ОНИНЕДОЛЖНЫ ПОСТРАДАТЬОТ НЕОСТОРОЖНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ГРУЗА. ПОЭТОМУ ОШИБКИДОПУСКАТЬНЕЛЬЗЯ! Александр и Надежда Двуреченских —Четыре года проработал на миксер- ном участке: переливал чугун из домен- ных ковшей в чугуновозные, —рассказы- вает Александр. — Затем пятнадцать лет на выплавке — отправлял жидкий чугун в конвертер, где варится сталь. А теперь тружусь уже над готовой сталью, подни- маю ковши для заливки в слябы. Разряд у машиниста повышается с грузоподъемностью крана. Прежде чем пересесть на более серьезную технику, специалист проходит обучение. Разуме- ется, и опыт работы на менее мощном кране должен быть. Нелегко приходится труженикам горячих цехов. И кранов- щик — не исключение. Мало того, что сидеть на высоте 36 метров ему приходит- ся безвылазно по восемь часов, так еще и температура вокруг поднимается до 60 градусов. Поэтому случайных людей в такой профессии быть не может. — Кабины у нас обязательно обору- дованы кондиционерами, — поясняет Александр. — Но близость раскаленно- го металла дает о себе знать. К «бане» привыкаешь со временем, хотя прихо- дится вырабатывать в себе выдержку и терпение. День на высоте Работа у машиниста — по скользя- щему четырехсменному графику. Каж- дый день за пятнадцать минут до начала смены Александр и Надежда проходят контроль в медпункте: работников те- стируют на наличие алкоголя, измеряют давление. Теперь обязательной стала и проверка температуры тела — коро- навирус и тут дает о себе знать. Если все показатели в норме, машинистов пропускают в цеха, сделав отметку в ме- дицинских книжках. —В цеху проводится собрание, на нем мы узнаем информацию о работе за про- шедшие сутки до нас, получаем задание, — говорит Александр. — А затем подни- маемся на кран принимать смену. Уходящий машинист обязатель- но сообщает о проделанной работе и о неполадках, если они обнаружились в машине. Только потом принимающий начинает трудиться. — В течение смены кабину покидать нельзя, даже для того чтобы пообедать или пройтись в двадцатиминутный перерыв, — рассказывает Александр. — Но и к этому привыкаешь со вре- менем. Работа не тяжелая физически, но руки и голова должны быть на ме- сте. И без разницы — со сталью ковш или пустой, любая ошибка в управ- лении может привести к трагедии! Потому и про занимательные случаи на работе машинист крана не расскажет: до- водить до них он просто не имеет права. Без «комментариев» Супруга Александра на своем участке перемещает грузы до восьмидесяти тонн. Более высокий тоннаж идет уже в го- рячих цехах, куда женщин на работу не допускают. —Когдашла на производство, не пред- ставляла о нем ничего, — признается На- дежда. — Закончила кооперативный тех- никум, потом подруга позвала учиться на машиниста. Первый раз на практике было страшно и непонятно: огромное про- странство, все вокруг движется и шумит… Но я быстро привыкла и работу свою по- любила. На высоте за манипуляторами крана будто ощущаешь себя королевой! Надежда отработала на сборке ков- шей уже двадцать семь лет. Есть и горя- чий стаж, и пенсия. Емкости, которые она собирает вместе с бригадой из трех стропальщиков, идут в цех, где муж раз- ливает сталь. Каждый ковш весит около шестидесяти тонн. За смену собирается три-четыре емкости. — Ошибок и у нас быть не должно, хоть перемещаем не жидкий металл, а детали ковша, — говорит Надежда. — При неосторожном движении может произойти качка груза: если слишком быстро повести кран вперед, то деталь занесет назад. А при резком торможении она по инерции потянется вперед. Пой- мать, почувствовать движение груза и не допустить качки — задача непростая. Но машинист обязан работать осторожно, ведь деталь внизу будут устанавливать стропальщики. Если она раскачивается, от них даже сквозь грохот цеха до кабины долетают «комментарии». Но случается такое, как правило, только у новичков, а с опытом у машиниста подобные ситуации практически исключены. Забыть о работе На семейные дела у четы машинистов времени хватает. Уже выросли два сына: старшему, Никите, двадцать три года, а его брату Даниилу — восемнадцать. Да- ниил тоже выбрал «горячую» специаль- ность — осваивает черную металлургию в ЛГТУ. Его дед Николай Григорьевич Двуреченских когда-то был сварщиком, а затем сталеваром на заводе «Свободный сокол». Может быть, и внук станет укро- щать кипящий металл. На работе Надежда и Александр не видятся, только по дороге туда и обратно. А дома привыкли забывать на время о производстве. — По молодости постоянно обсужда- ли, вспоминали рабочие моменты за сто- лом, — вспоминает Александр. — Но со временем домашний уют и атмосфера «второго дома», где мы проводим едва ли не больше времени, поделились. Работу свою любим, но напряжение к концу дня дает о себе знать: после смены хочется переключиться и дать голове отдохнуть. Отвлечься от высот и жара цехов по- могает жизнь в загородном доме: люби- мый огород, рыбалка, кролики, куры… Скучать и лениться в семье Двуреченских не привыкли — ни на работе, ни в быту! Фото Геннадия Логунова

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz